
-
«Деревня канатоходцев».
Театральная компания «Открытое Пространство».
Режиссер Яна Тумина, художник Кира Камалидинова, художник по костюмам Наталья Корнилова.«Деревню канатоходцев» Яна Тумина читала на «Дне сказок» в Упсала-цирке в сентябре 2016 года. Она сидела на похожем на одинокую скалу диковинном красном плоту посреди тихого озера, вдалеке от тусующихся и вполуха слушающих зрителей, и рассказывала в микрофон совсем недлинную историю о горном ауле, в котором невеста становится женой, лишь когда пройдет к возлюбленному по канату над ущельем. Спустя чуть больше года родился спектакль, в котором народная сказка визуализировалась ровно так, как прозвучала в Упсала-цирке. Смерть и побеждающая ее любовь всегда чураются суеты мира.
-
«Мастер и Маргарита». М. Булгаков. Представление неоконченного романа в 4 действиях, 2 спектаклях, 155 персонажах, 28 исполнителях.
Театр «Мастерская».
Режиссер Григорий Козлов, художник Николай Слободяник.Замученный, замусоленный текст Булгакова, написанный как послание лично Сталину, а ушедший в массовую культуру, в мюзиклы, конфеты и мыло, в этом спектакле звучит абсолютно свежо. Тут словно впервые чеканка многократно повторенного — «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город» — пробирает тебя до мурашек...
-
«Кавказский меловой круг». Б. Брехт.
Берлинер ансамбль (показ в венском Бургтеатре).
Режиссер Михаэль Тальхаймер.История «Кавказского мелового круга» дана как «вестерн»: рассказчик ведет ее с мрачной меланхолией, ожесточенным сарказмом. Слева в глубине — джаз-музыканты, ведущий (Инго Гюльсман) с микрофоном — ближе к просцениуму. Фигуры будут появляться из темноты, в луче прожектора. Знакомый по спектаклям Тальхаймера прием, однако в последнее время он включал в себя актерскую статику, почти полную неподвижность главного героя (чаще — героини). Здесь тоже фигуры, выхваченные прожектором, передвигаются, как правило, с трудом и через несколько шагов уже занимают позицию «живой картины», в которой пройдет та или иная сцена. Однако внутри этой композиции, задуманной вроде как неподвижной, мы неожиданно увидим жизнь тела в спазмах, конвульсиях, судорогах отвращения, неконтролируемых тиках... Лица будут искажаться в гримасах, их будет передергивать, ноги будут не слушаться...
-
Идеальный фестиваль — баланс художественной новизны и зрительских ожиданий. Псковский Пушкинский — не исключение. Естественно, что зрители хотят «человеческих» спектаклей. Но и скандал может быть частью стратегии, своего рода отрицательной составляющей успеха. Так, например, год назад, на прошлом фестивале (нем был обзор Анны Павленко), в конце спектакля Клима в зале на 600 мест осталось меньше 30 человек.
Второй год программу в качестве арт-директора собирает Андрей Пронин. Она — многоуровневая и многоадресная. В ней кроме спектаклей есть лекции, творческие встречи, лаборатория, есть свои традиции — вроде непременной литии в Святогорском монастыре. Образовательный вектор был задан уже давно — еще во времена руководства Владимира Рецептера, собиравшего форум филологов-пушкинистов. Не секрет, что в последние годы произошла переакцентуация фестиваля — литературы в нем стало меньше. А вот театра значительно больше. Юбилейный XXV фестиваль продолжался 11 дней и собрал множество явлений разного художественного достоинства, о некоторых из которых мы и собираемся рассказать.
-
Минский оперный форум
Нечасто ныне представляется возможность посмотреть спектакли (а потом и написать об этом) в театрах бывших союзных республик, особенно музыкальных театрах. А ведь не так давно прекрасно представляли себе, что там в Прибалтике (например, у Арне Микк в театре «Эстония»), что в Тбилиси у Д. Кахидзе, в Кишиневе у М. Биешу, в Ереване у Г. Григоряна...
В Минске в 1980-е прошел первый всесоюзный оперный фестиваль. Показали больше десятка спектаклей из театров от Москвы до Ташкента, шли конференции, обсуждения, споры, общение до утра. Именно тогда все как-то познакомились, подружились... И с теми воспоминаниями живем, по неумолимому ходу времени, теряя друзей, меняя страны, учитывая или пытаясь не учитывать колебания общественных и политических взаимоотношений.
-
«Превращение». Ф. Кафка.
Театр «На Литейном».
Театральное сочинение режиссера Геннадия Тростянецкого, художник Денис Денисов.Всегда (хотя много ли прецедентов?) идешь смотреть Кафку, в частности «Превращение», с предчувствием, что он, Кафка, опять не дастся в руки, «уйдет» в свой мир, куда «нет хода никому». Почему режиссеров влечет именно этот рассказ, который, по-моему, театру не поддается, да, кажется, и кино тоже?
В спектакле Тростянецкого нам открывается жизнь семейства в Старой Праге (заставка к спектаклю — панорама ее улочек и площадей), очевидно, очень похожего на семью самого Кафки. В комнате Грегора (Павел Путрик) висит известный портрет Кафки. И это не шутка. Ибо родители Грегора, в особенности отец, тоже имеют карикатурно-портретное сходство с семейством автора — Генрих Замза во всяком случае. Вот такая семейка: selfmade man папаша с газетой (Евгений Тележкин), охающая мать (Тамара Шемпель) и милая сестра (Ольга Иванова). Они на авансцене поют зонг под аккомпанемент тапера (Юрий Турчин) и видны как на ладони. Режиссер показывает семейку в брехтовском ключе, сатирически и ядовито, и в бытовой части спектакля это вполне оправданно. Это даже стильно и по-своему красиво. Ядовитые цвета костюмов. Очень смешная отповедь отца уже «превратившемуся» Грегору: «Почему ты не стал ни волком, ни змеей, а какой-то каракатицей?», напоминающая отповеди отца Кафки ему самому.
-
«Ромео и Джульетта (киндерсюрприз)». По пьесе У. Шекспира.
Школа драматического искусства.
Режиссер Дмитрий Крымов, художники Анна Гребенникова и Евгения Ржезникова.«Два веронца, не принявшие Верону», — написал В. Силюнас о спектакле «Ромео и Джульетта» на Малой Бронной уже почти полвека назад. Противоречие, удерживающее шекспировскую форму как сквозной объем, увлекает сцену все реже и реже: два сценических плана словно предпочитают самоопределяться порознь, не выставляя друг другу счетов. Умозрительным обстоятельствам междоусобной розни режиссура ищет действенных резонаторов. Так, большой стиль спектакля Оскараса Коршуноваса (2003) был обеспечен манипуляциями с кухонной утварью, тестом, мукой: кланы Монтекки и Капулетти конкурировали в производстве пиццы. Между тем обновление лексики юных героев — сфера неустанных студенческих поисков. Становясь спектаклями, эти опыты зачастую не покидают формат лабораторного, камерного высказывания. Новая постановка гитисовского курса Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова, сделанная в копродукции с ШДИ, — другой случай. Внушительных размеров сцена Манежа нужна Крымову, чтобы впустить какой-то темный, вселенский сквозняк. Ему не помеха ветхая галерея в глубине, продолжающая архитектонику зала. Купол веронского неба над актерами и зрителями — общий.
-
«Женщина в песках». К. Абэ.
Прокопьевский драматический театр.
Автор сценической адаптации и режиссер Олег Степанов, художник Любовь Мелехина.Ждал этой премьеры. Прокопьевский драматический — многократный участник Фестиваля театров малых городов России, лауреат «Золотой Маски» в 2011-м, в последующие годы привозивший спектакли на «Маску Плюс», — как будто выпал из обоймы. Минувшим летом прокопчане не участвовали ни в одном театральном фестивале — впервые за много лет. Надеялся, что новый спектакль переломит ситуацию и прервет творческий застой. Прокопьевский драматический ассоциируется с современной драматургией, осмыслением сегодняшней реальности. В самом известном романе Кобо Абэ, сочиненном в начале 1960-х, переклички с современностью не надо специально выискивать. Лозунг «Будь верен духу любви к родине» над конторой сельского правления. У ямы, в которой оказался главный герой, «стабильный угол» — сколько ни рой песок, все равно не выберешься. Патриотизм и стабильность, как в сегодняшней России. В шахтерском Прокопьевске, кажется, остались только те, кто не в состоянии отсюда уехать. И проблемы этого малого города никого не волнуют, как и беды затерянной в песках японской деревни, о которой написал Кобо Абэ.
-
«Снежная Королева / Комната Герды». По мотивам сказки Г.-Х. Андерсена и текстов Р. М. Рильке.
Театр «ОсобняК».
Режиссер Яна Тумина, художник Кира Камалидинова.В спектакле Яны Туминой много красивого, рукотворного и одновременно пугающего и завораживающего. Он словно создан, чтобы помочь справляться с накатившим от жизни ужасом. Но терапия преодоления страхов здесь не так очевидна, как желание погрузить в уютно-ужасный мир одной комнаты. Мир, который настораживает, тут же оборачивается чем-то очень милым, но, возможно, это его качество и заставляет содрогнуться.
-
«НЕтрезвая жизнь».
Актерское товарищество «Понедельник».
Идея и сочинение Дмитрий Егоров
В рамках фестиваля «Пять вечеров»В афише его называют «Концерт-спектакль», и, в общем, ничто не противоречит названию. Артисты новосибирского «Красного факела» здесь и читают монологи, и вступают в диалоги, и поют, и, что очень важно, сами играют на музыкальных инструментах. А все же это кабаре. Точнее, русское кабаре, нечто среднее между кабаком и эстрадой. Как это водилось у наших писателей, поэтов и музыкантов 1960-1970-х годов — а именно им посвящен спектакль — от пишущего в парижском кафе свой «Праздник, который всегда с тобой» Хемингуэя, кумира наших шестидесятников, до русского забулдыги, мешающего пиво с водкой «Коленчатый вал» в грязной забегаловке, тут полшага. Вернее даже, тут все вместе. Шик отечественной художественной богемы тех лет ведь был весьма относительным: какой-нибудь случайно «отхваченный» пиджак, какие-нибудь джинсы или чудом залетевшая в местные пенаты пачка «Мальборо». Но по большей части выдающегося поэта и слесаря дядю Васю трудно было различить.
-
«Беги, Алиса, беги». В. Печейкин.
Театр на Таганке.
Режиссер Максим Диденко, художник Мария Трегубова.Компания для путешествия по сказочным кэрролловским норам подобралась нешуточная: режиссер Максим Диденко, драматург Валерий Печейкин, художник Мария Трегубова, композитор Иван Кушнир, хореограф Владимир Варнава. Да и задача была заведомо непростая и отчасти контекстуально предопределенная: на легендарной и свободолюбивой сцене Юрия Любимова команда должна была актуализировать сказку Владимира Высоцкого, созданную на основе произведения Льюиса Кэрролла, — условия, диктующие путешествию в Страну чудес достаточно перченые правила. С необходимой остроты создатели и начинают: из-за занавеса выглядывает огромный, потрепанный жизнью Мартовский Заяц (Дмитрий Высоцкий), призывающий зал встать, ибо суд вот-вот придет. От зрительского неповиновения Зайца спасает Белый Кролик (Никита Лучихин), грозящий публике пистолетом.
-
«Пять вечеров». А. Володин.
Нанкинский драматический театр (Китай).
Режиссер Леонид Алимов, художник Анвар Гумаров.
Государственный Русский театр им. Ф. Искандера (Абхазия).
Режиссер Антон Киселюс, художник Виталий Кацба.Пьеса «Пять вечеров» вновь подтвердила свое лидирующее положение среди произведений Володина — на нынешнем фестивале «Пять вечеров» ее показали дважды. Версия Нанкинского драматического театра из Китая прошла в четвертый вечер, абхазский Русский театр драмы имени Фазиля Искандера закрыл фестиваль. Удачно, что организаторы поставили оба спектакля подряд, так что можно было спокойно перейти из китайской условности в подробную психологическую атмосферу абхазского спектакля и сравнить подходы.
-
В Норильском Заполярном театре драмы им. Вл. Маяковского состоялась VI Лаборатория современной пьесы
Норильск для нас с режиссером Борисом Павловичем начался экстремально: из-за густой метели дорога для легкового автотранспорта была перекрыта, и мы в компании таких же неудачливых путешественников из Питера сидели в микроавтобусе ровно на полпути из аэропорта, в районе Кайеркана, и ждали неизвестно чего (счастливцы с московского рейса, прилетевшие на полчаса раньше, успели проскочить в город). Полярная ночь уже закончилась, к десяти утра рассвело, но рассматривать за окном было нечего — белым-бело. Через несколько часов за нами прислали... КамАЗ, обычно перевозящий вахтовиков на комбинат (мы сели не в кузов, разумеется, а в жарко натопленный салон, куда еще надо было ухитриться влезть, ведь высота колеса у этой машины — в человеческий рост). И вот так, с приключениями, мы прибыли в Норильск, город свирепой природы и страшного прошлого.
-
В архиве появился № 87-88. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
Лаборатория «Материк Солженицына» в Новокузнецком драматическом театре
Ежегодная лаборатория, которую пять лет проводят в Новокузнецке, в этот раз была посвящена Александру Солженицыну. Такой выбор связан не только со стремлением приурочить это событие к юбилею писателя. Руководитель лаборатории Александр Вислов в очередной раз предложил материал, неочевидный для театра (в прошлом году режиссеры работали с текстами Николая Лескова). Если «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича» время от времени появляются в театральных пространствах, то рассказ «Абрикосовое варенье» и автобиографический очерк «Бодался теленок с дубом» были представлены на сцене впервые.
-
«Сказки Венского леса». Э. фон Хорват.
Московский академический театр им. Вл. Маяковского.
Режиссер Никита Кобелев, художник-постановщик Михаил Краменко.Пьеса «Сказки Венского леса» Эдена фон Хорвата поставлена в России впервые. В немецкоязычном театре у нее, напротив, очень счастливая судьба: написанная в 1931 году, пьеса сразу попала на сцену берлинского «Дойчес театра» (режиссер Хайнц Хилперт, в роли Марианны — Карола Неер) и стала главным событием сезона. Множество интерпретаций в послевоенные годы сделали «Сказки Венского леса» настоящей классикой.
-
«Осенний марафон». А. Володин.
Воронежский Камерный театр.
Режиссер Марфа Горвиц, сценография и костюмы Дмитрия Разумова.Ни одна рецензия про «Осенний марафон», кажется, не обходится без упоминания знаменитого фильма Георгия Данелии. Чтобы сэкономить время читателя, лучше сразу договориться: да, фильм замечательный; и нет, сценарий не исчерпан — что было наглядно продемонстрировано целой чередой «Марафонов» в последние несколько сезонов.
-
«Замок». По роману Ф. Кафки.
Камерный театр Малыщицкого.
Режиссер Петр Шерешевский, художник Надежда Лопардина.Несколько лет назад российский театр захлестнула волна увлечения драматургией Брехта. Сейчас ее постепенно сменяет интерес к Кафке. Неизбежны ли на нашей почве политические аллюзии при инсценизации его прозы? Время покажет.
Для Петра Шерешевского постановка «Замка» — не первое обращение к творчеству Кафки. В Театре им. Ленсовета он ставил пьесу Биляны Срблянович по мотивам романа «Америка». Там главный герой был человеком без свойств, попадавшим в глянцевый мир консьюмеризма. Он так и не успевал понять, что милый сердцу лейтмотив «Let it snow» — очередная ловушка, мощное орудие в руках неумолимого маркетинга.
-
Торжественное открытие XIV Международного фестиваля «Пять вечеров» им. А. М. Володина пройдет сегодня в Театре «На Литейном. Здесь покажут премьерный спектакль Воронежского Камерного театра «Осенний марафон» в постановке Марфы Горвиц. А в Молодежном театре на Фонтанке в это же время — «Плешивый амур» МТЮЗа. Режиссер — Генриетта Яновская. Мы предлагаем вашему вниманию статью Нины Агишевой из ПТЖ № 84. Об «Осеннем марафоне» и других спектаклях фестиваля читайте далее в блоге.
-
6 февраля — день, заставляющий размышлять о характере, душе и мифологии Северной столицы. День памяти Ксении блаженной. Традиционное уже открытие фестиваля имени Володина. Сегодняшний 85-летний юбилей Веры Александровны Карповой, мастерицы петербургской сцены, тоже связан и с «ленинградским характером», и с ретроспекцией, и с аурой нашего города. Карпова родилась в самом центре Ленинграда — в Фонтанном доме. Росла по соседству с Ахматовой. Училась, правда, в Москве, в «Щуке», но благодаря этому выпускница Вера Карпова сразу оказалась в профессии под крылом самого Акимова: дебютировавший как режиссер в Вахтанговском театре «Гамлетом» в 1932 году, он интересовался и жизнью этого театра, и выпускниками его школы. В Театре Комедии Вера Александровна с 1956 года, с Николаем Павловичем ей посчастливилось работать больше 10 лет. Маруся в «Повести о молодых супругах», Аннунциата в «Тени», Оливия в «Двенадцатой ночи», Лида в «Свадьбе Кречинского»... После смерти Мастера Карпова осталась одной из ведущих актрис Комедии, работала с Вадимом Голиковым, Петром Фоменко, Романом Виктюком... И сейчас занята в нескольких петербургских спектаклях.
комментарии