
-
«Город солнца». По пьесе Г. Ибсена «Строитель Сольнес».
Молодой театр (Киев).
Режиссер Андрей Белоус, художник Борис Орлов.«Строитель Сольнес», как принято считать, вещь для театра не то неподъемная, не то непонятная — по крайней мере, постановок этой пьесы (в отличие от «Гедды Габлер» или «Кукольного дома», положим) по пальцам пересчитать (Театр «На Литейном», Театр им. Вл. Маяковского, пара студенческих спектаклей), что однако не упрощает задач режиссера, решившего взяться за этот материал. Хотя поиски «подходящей формы» при обращении к «Сольнесу» не исключают превращения ибсеновской драматургии ни в мелодраматическую историю о любви на закате лет, ни даже в «фантастическую мелодраму», как это обозначено в афише спектакля «Город солнца», поставленного по мотивам вышеупомянутой пьесы в киевском Молодом театре.
-
VIII Окружной фестиваль «Белое пространство» в Сургуте
«Белое пространство» — это смотр достижений театров Ханты-Мансийского округа за последние два сезона. И пока на улицах сурового северного города летом даже не пахло, на сценах цвело разнотравье самых разных жанров: тут были пластические и драматические, кукольные и этнические спектакли, классика и даже современная пьеса, которую в этих краях не очень жалуют. Вот разве документального театра не было, а жаль. Сто процентов, Сургут мог бы стать любопытным материалом для исследования.
-
Вышел № 92. Про себя мы зовем его «петербургским».
Почему?
Живя общероссийским театральным процессом, десятками и сотнями его спектаклей, мы, как правило, рисуем в журнале довольно избирательную собственно петербургскую театральную карту. Взгляд с вертолета: вот Нева, а вот Фонтанка... Примерно представляя себе, где сегодня растет искусство, туда и ходим. И, в общем, искажаем историю театра. Ведь тренды трендами, а зритель великого города идет и по другим адресам. Вполне заповедным, где нога критика ступает реже, чем на ступени БДТ, Александринки и МДТ, а иногда и не ступает вовсе.
-
«Утопия». М. Дурненков.
Театр Наций.
Режиссер Марат Гацалов, художник Ксения Перетрухина, композитор Сергей Невский.В Театре Наций история по пьесе Михаила Дурненкова получилась красивой и жесткой — про то, как система снова и снова загоняет нас в недавнее прошлое; про то, как ностальгия ведет к всеобщей депрессии и тупику.
-
«Три сестры». А. П. Чехов.
Студия театрального искусства.
Режиссер Сергей Женовач, художник Александр Боровский.А полковник Вершинин-то — законченный болтун. И Соленый тоже. Только первый симпатичен, и речь его журчит, как ручеек, а второй без конца сыплет неприятными остротами, будто нарочно нарывается. А Маша-то капризна и даже грубовата. Такая еще даст фору традиционной хамке Наташе. Красива, ленива и, представьте, не очень умна. А как много пьют мужчины! Ладно бы Чебутыкин или Соленый, но и барон, и полковник туда же.
-
XVI Фестиваль театров малых городов прошел на побережье Черного моря, в Новороссийске.
Региональные спектакли, образовательная программа, кинопоказы, открытые обсуждения, возможность для каждого театра находиться на фестивале в течение всего срока — все это отличает ФТМГР от других театральных форумов страны.
Интересно, что на фестивале был вручен особый, «региональный», специальный приз жюри «За верность русской провинциальной сцене», и получила его Римма Белякова за роль Мод в спектакле «Гарольд и Мод» Драматического театра города Вольска (Саратовская область), режиссер Олег Загуменнов. Талантливая, опытная актриса украсила собой достаточно шаблонно поставленный спектакль.
-
«Время секонд хэнд». С. Алексиевич.
Омский академический театр драмы.
Режиссер Дмитрий Егоров, художник Константин Соловьев.«Время секонд хэнд» — спектакль по книге Светланы Алексиевич, только что поставленный Дмитрием Егоровым в Омской драме, сопротивляется жанру «экспресс-реакции», блоговскому лаконизму. Уж очень о важных вещах там разговор. И разговор не по нынешним «обыкновениям» глубокий и тонкий.
В начале были чувства. Собственно, в непосредственном своем виде спектакль, как и книга, — это череда монологов-свидетельств. Действия в буквальном смысле нет: выходят люди и по очереди рассказывают свою историю, делятся переживаниями. И понятно какими. Кончается огромная историческая эпоха, уходит под воду советская Атлантида. В муках рождается и для многих оказывается чужой и бесчеловечной новая страна.
-
V Международный театрально-образовательный фестиваль-форум «Науруз»
Каждый год по воле Театра имени Галиасгара Камала в Казань вместе с весной приходит двуликий «Науруз». В один год — это крупнейший фестиваль тюркских театров, а в другой — театрально-образовательный форум, событие, и вовсе не имеющее аналогов. В этом городу «Науруз» в пятый раз явил миру свою образовательную ипостась, а Театр имени Камала в рамках форума показал театральной общественности лучшие свои спектакли завершившегося сезона. «Влетел петух на плетень» и «Пришлый» главрежа Фарида Бикчантаева, «И это жизнь?..» Айдара Заббарова, «Миркай и Айсылу» Ильгиза Зайниева...
-
Танцевальная программа VIII Платоновского фестиваля и новый цирк
Если посмотреть всю программу 8-го Платоновского — можно сойти с ума. Хотя это даже технически невыполнимо: событий так много, что посмотреть все решительно нельзя. В погоне за лучшим из лучшего организаторы, конечно, достигли совершенства в составлении программы, но сильно усложнили жизнь смотрящему. Избыточность — счастье и горе фестиваля. Беспрецедентность — основной критерий. Если Бутусов — то его знаменитый «Макбет. Кино» (неважно, что спектаклю шесть лет), если Васильев — то «Старик и море» (который многие привезти не смогли), если Rimini Protokoll — то проект, который еще не делали в России.
-
VIII Платоновский фестиваль искусств в Воронеже
Писать панегирик Платоновскому фестивалю искусств в Воронеже — дело пустое. Репутация одного из лучших, прежде всего театральных, форумов прочно утвердилась за ним не только в России, но и далеко за ее пределами. Театральных, потому что создатель и бессменный художественный руководитель Платоновского Михаил Бычков — человек театральный, главный режиссер Воронежского Камерного театра. Где он тоже создатель и тоже бессменный. Его организаторский талант, энергия и безупречный вкус (при поддержке местной администрации и команды единомышленников, разумеется) дали первоначальный точный и мощный импульс Платоновскому. И сегодня отменная репутация фестиваля уже работает на самое себя. Попасть на Платоновский почетно и заманчиво даже корифеям. Фестиваль привечает представителей всех родов и видов искусства и литературы, а перечень его мероприятий занимает несколько страниц и пестрит именами харизматичных художников и их культовых произведений.
-
В Казани прошла лаборатория «Город. Арт-подготовка», посвященная столице Татарстана
В Казани есть Фонд поддержки современного искусства «Живой город». Им руководит Артем Силкин. И есть творческая лаборатория «Угол». Ею руководит Инна Яркова. Эти люди (для тех, кто еще не в курсе) создают в Казани ежегодные лаборатории, которые проходят и в самой столице Татарстана, и на острове Свияжск. И с каждым годом вербуют все новых зрителей, жаждущих прийти не во «взрослый» театр со сценой, залом и ложами, а куда-нибудь поинтересней — в подвал, на чердак, словом, туда, где во все времена занимались театром новаторы и ниспровергатели. Эти процессы, проходящие уже несколько лет, притягивают к себе лучшие режиссерские силы России. Руководит всем вездесущий Олег Лоевский.
-
«Гекатомба. Блокадный дневник».
Совместный проект АНО «Театральная лаборатория Яны Туминой» и Театра «На Литейном» при финансовой поддержке фонда Михаила Прохорова.
Режиссер Яна Тумина, инсценировка Яны Туминой и Наталии Соколовской, художник Эмиль Капелюш, художники по куклам Кира Камалидинова и Татьяна Стоя.Страшнее ленинградской блокады, кажется, ничего нет. Это гекатомба — «жестокое и бессмысленное уничтожение или гибель множества людей (во время войн, стихийных бедствий, эпидемий и т. п.)», как говорится в словарях.
А Яна Тумина поставила не страшный спектакль.
-
Актрисе Коляда-Театра Тамаре Зиминой — 75 лет
Ровно пять лет назад газета «Вечерний Екатеринбург» писала: «На последней премьере Академического театра драмы „Кити и Левин. Сны“ происходило что-то невозможное. Бабушка, совершенно древнее в спектакле существо, которое еле двигается в своих изношенных фуфайках, платках и валенках на босу ногу, которое не говорит ни слова, только пьет себе в углу сцены „липтон“, подслеповато уставившись в телевизор, в конце первого акта вдруг сбрасывает свои шубы-фуфайки и оказывается стройной, модно стриженной, легкой едва ли не девчонкой. Она быстро организует в центре сцены стол, и все персонажи, точнее уже играющие их актеры, начинают праздновать ее, актрисы Тамары Зиминой — исполнительницы роли бабушки, 300-летний юбилей».
-
«Бесприданница». А. Н. Островский.
Ульяновский драматический театр им. И. А. Гончарова.
Режиссер Владимир Золотарь, художник Наталья Кузнецова.«Бесприданница» родилась из эскиза. Лаборатория под руководством Олега Лоевского прошла в этом театре впервые, и, судя по всему, формат коллективу оказался интересен. Труппа в театре сильная, воспитанная Юрием Копыловым, но после его ухода из жизни оставшаяся без художественного лидера, под руководством опытного директора Натальи Никоноровой. На лаборатории артисты театра впервые столкнулись сразу с четырьмя режиссерами — Владимиром Золотарем, Ильей Ротенбергом, Георгием Цнобиладзе и Евгением Ланцовым, а также с необходимостью за несколько дней предъявить эскизы публике. Владимир Золотарь — первый, кто был приглашен к «довоплощению» эскиза в жизнь.
-
На прошлой неделе в российский прокат вышел фильм Кирилла Серебренникова «Лето»
Чувствую необходимость отстреляться по некоторым вопросам в самом начале, поэтому скажу коротко: недоброжелателей «Лето» глобально разочаровало — в фильме нет сцен насилия и призывов к экстремистской деятельности, гомосексуальная линия также отсутствует. А еще Рома Зверь деликатно и точно справляется с ролью Майка Науменко. Кажется, все.
Итак, история развивается в начале 80-х, когда «все начиналось», когда до трагической «Ассы», как и до январского пленума, оставалось еще лет семь, а до лихих 90-х еще надо было дожить.
-
Мастер-класс Клаудии Контин на фестивале «Радуга»
В просторном и светлом фойе петербургского ТЮЗа им. А. А. Брянцева соорудили временную сцену и повесили тряпочный занавес на веревочке — чтобы было похоже на старинную итальянскую сцену где-нибудь на городском торжище; только здесь зрители не толпятся, крича, под высокими подмостками, а чинно сидят на стульях и слушают лекцию о комедии дель арте. Клаудия Контин из «Экспериментальной Актерской школы» итальянского города Порденоне всю жизнь занимается теорией и практикой традиционного театра своей родины. Она — единственная женщина, получившая право исполнять роль Арлекино, и даже вписала это имя в свой паспорт. Рассказывает и показывает она такое, чего не узнаешь в академических аудиториях, и потому даже преподаватели слушают открыв рот.
-
II Международный фестиваль «Буа: Пространство диалога» в Буинске.
Большинство театральных фестивалей в России инспирируются сверху. Фестиваль же, проходящий в маленьком татарстанском городе Буинске, своеобычен тем, что является местной инициативой. Два года назад его придумали директор и художественный руководитель Буинского драматического театра Раиль Садриев и театроведы Нияз Игламов и Александр Вислов.
Когда перед глазами пример театров в маленьких городах вроде Шарыпово или Лесосибирска или в поселках городского типа вроде Мотыгино, наличие театра в 30-тысячном Буинске само по себе не представляется ничем особенным. А вот наличие своего фестиваля — выходящий из ряда вон случай. Как я писала год назад, театр в Буинске возник из любительского коллектива, но стремительно профессионализируется — благодаря инициативам своего директора: ездит на гастроли, приглашает режиссеров уровня Фарида Бикчентаева или Дамира Салимзянова, проводит режиссерские лаборатории. Но при этом остается в чем-то по духу студийным, «домашним»: здесь нет как такового разделения труда — артисты (некоторые из которых — бывшие менты или строители) могут выступать в роли администраторов, а монтировщики дебютируют на сцене.
-
К юбилею Татьяны Рассказовой
Ах, я запомнила ее сразу, хоть она тогда была негритянкой! Аркадий Иосифович Кацман нас с мужем любил и привечал, но когда он пригласил нас на премьеру студенческого спектакля «Ах, эти звезды», мы нахально заупрямились: «Да ну, Аркадий Иосич, жизнь коротка, не хватало еще студентов ходить смотреть! Хватит, насмотрелись!» Кажется, мы в тот вечер просто собирались с кем-то выпивать. Но он заорал в трубку: «Нет, вы придете, и вам еще будет стыдно за ваши слова!»
И мы пришли. И нам потом было стыдно.
-
«Гроза». А. Островский.
ТЮЗ Республики Саха, Якутск на фестивале «Ново-Сибирский транзит».
Режиссер Динислам Тутаев, художник Егор Аммосов.Аскетичное пространство, в центре которого расположена железная кровать с панцирной сеткой, ближе к арьерсцене стоит маленькая деревянная лошадка-качалка, а сверху — электронное табло, как на железнодорожном вокзале, где идет бегущая строка с названиями эпизодов. Динислам Тутаев строит спектакль монтажным приемом, дробя сюжет на отдельные фрагменты, лишенные линейной связи. Драматургическая фабула в спектакле оказывается лишь поводом для игры режиссерского воображения.
-
«Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Т. Стоппард.
Красноярский театр драмы им. А. С. Пушкина на фестивале «Радуга».
Режиссер и сценограф Олег Рыбкин.На фестивале «Радуга» для меня лично хедлайнером был спектакль Олега Рыбкина «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» по пьесе Тома Стоппарда. Я его смотрела на видео, отбирая для фестиваля «Ново-Сибирский транзит». На «Транзит» спектакль приехать не смог — не вставал ни на одну новосибирскую сцену. Нельзя сказать, чтобы он «встал» и на сцену петербургского ТЮЗа. И некоторые художественные потери были. Но Олег Рыбкин осознанно пошел на это, веря, что прекрасные артисты труппы все смыслы донесут. И так оно и случилось.
комментарии