
-
«Situation Rooms».
Rimini Protokoll на фестивале «Вдохновение».В павильоне № 69 на ВДНХ показали «Situation Rooms» — иммерсивную бродилку, каждый из сюжетов которой связан с оружием.
В спектакле пара десятков героев, за один сеанс зритель может познакомиться лишь с половиной — и не просто познакомиться и выслушать историю, но и почувствовать себя в шкуре каждого встретившегося персонажа.
Как обычно, спектакль Rimini Protokoll высокотехнологичен, и если в некоторых других проектах компании видео- и аудиоинструменты определяют эстетику и роль зрителя, не отвлекая внимания, то здесь они выходят на первый план. В руках у вас планшет с удобной деревянной ручкой — это ваш путеводитель по «Situation Rooms»: вы следуете по указанному маршруту, выполняете простые действия, включающие вас в историю, и сосредотачиваете внимание на тех объектах, на которые устремлен взгляд невидимого персонажа за кадром. В итоге информационных потоков оказывается слишком много, вдумчивое созерцание нужно попытаться соединить с критической оценкой, а также с четкими действиями, которые помогут не потеряться. Пока вы ориентируетесь на местности и привыкаете к обстановке, часть плотных, информативных текстов-монологов проскакивают как фон — жалко, но с другой стороны, столь агрессивный напор техники и неизбежная дезориентация — способ выбить зрителя из состояния любопытствующего экскурсанта, внушить ему чувство если не незащищенности, то хотя бы кратковременной паники.
-
«Марат/Сад». Спектакль в торговом комплексе.
Фестиваль «Точка доступа» совместно с Гёте-институтом в Санкт-Петербурге.
Режиссер Йозуа Рёзинг (Германия), композитор Владимир Раннев, художник Сергей Илларионов.Поздно вечером, к закрытию «Невского центра» на улице Восстания толпятся люди — собираются зрители второй премьеры летнего фестиваля искусств «Точка доступа» — спектакля-диспута о свободе и революции «Марат/Сад». Долго ждем, пока «Невский центр» закроют для покупателей. Группируемся вокруг вожатого с номером. Администраторы работают слаженно в попытке максимально сократить момент регистрации на спектакль. Нас разводят по этажам. Занимаем места у перил и стоим час десять, наблюдая беспомощную и невнятную читку культовой в своем роде пьесы Питера Вайса. Ни спектакля, ни диспута о свободе и революции не случилось.
-
I межрегиональный фестиваль-конкурс комедий «Зрительский успех» в Красноярске
... Наконец-то я побывал на фестивале реального театра. Не путать с фестивалем «Реальный театр», ничего общего. Тот, что без кавычек, проходил не в Екатеринбурге, а в Красноярске. В самые жаркие летние дни на финише театрального сезона. Жара — не помеха аншлагам, все шесть фестивальных вечеров зрительный зал Красноярской драмы им. А. С. Пушкина был не просто полон — переполнен, неизменно были заняты даже все приставные стулья в проходах. Фестиваль, собственно, так и назывался — «Зрительский успех». I межрегиональный (то есть сибирский) фестиваль-конкурс комедий. Учредитель и организатор — Красноярская драма, генеральный партнер — крупнейшая золотодобывающая компания России «Полюс Красноярск».
-
«Музей инопланетного вторжения».
Проект «Театра взаимных действий» на фестивале «Точка доступа».
Художники Леша Лобанов, Ксения Перетрухина и Шифра Каждан, драматург Наташа Боренко, продюсер Александра Мун.Организаторы четвертого фестиваля «Точка доступа» нашли для этой временной экспозиции замечательное пространство — кронштадтский форт «Константин». Перед тем как впустить собравшихся, экскурсоводы Александра и Матвей, одетые в синие рабочие халаты (в советских фильмах такие обычно носили сотрудники очень-очень секретных лабораторий), рассказывают об удивительном происшествии, приключившемся в Томской области сумрачным февральским днем 1989 года: неподалеку от одной из деревень приземлился инопланетный корабль. Затем следует инструктаж о поведении во время экскурсии, и — самое важное — всех просят быть внимательными друг к другу. После чего тяжелую железную дверь открывают и — зрители? экскурсанты? внезапные исследователи? — попадают в кромешно темный первый зал.
-
Сегодня юбилей замечательного актера ТЮЗа им. А. А. Брянцева, народного артиста России Валерия Дьяченко. Многочисленные роли в спектаклях Георгия Васильева, Григория Козлова, Анталия Праудина, Михаила Бычкова и абсолютно звездный спектр ролей в классическом русском репертуаре: Поприщин («Записки Поприщина»), Афанасий Иванович («Старосветские помещики»), Беликов («Человек в футляре»), Сочинитель («Покойный бес»), Лужин («Преступление и наказание»), Макар Девушкин («Бедные люди») и многое-многое другое. О Валерии Дьяченко не раз и с удовольствием писали авторы на страницах ПТЖ. Вот один из этих очерков.
-
«Трехгоршковая опера».
Театральная компания Bontom (Сидней, Австралия) на фестивале «Точка доступа».
Режиссер Клеменс Уильямс, драматург Томас де Анджелис.В Петербурге проходит уже IV Фестиваль театра в нетрадиционных пространствах «Точка доступа». Форты, парнасская промзона, гипермаркет, прогулочный корабль, библиотека, музей — все это локации, в которых предстоит оказаться зрителям. Действие «Трехгоршковой оперы» разворачивается, конечно, в туалете.
«Трехгоршковая опера» австралийской театральной компании Bontom хоть и называется оперой, в чистом виде спектакль драматический. Просто вместо обычных (а есть ли они?) текстов артисты поют арии. Причем арии собраны из широко известных опер — здесь и «Женитьба Фигаро», и «Кармен», и «Дидона и Эней», и много другого.
-
«Царская невеста». Опера Н. А. Римского-Корсакова.
Санкт-Петербургский государственный детский музыкальный театр «Зазеркалье».
Режиссер Александр Петров.Театр, где общество смотрит на сцену как в зеркало, всегда был политизированным искусством. И даже опера, предельно условный жанр, дает нам примеры острого социально-политического высказывания. Среди таких примеров — «Царская невеста» Римского-Корсакова. Не случайно эта опера, в которой резко обозначена полемика вокруг проблем авторитарной власти, свободы и подчинения, роли личности в русской истории, вызывает в наши дни новый интерес у постановщиков и зрителей. Современной, хлесткой, обличительной вышла и премьера в музыкальном театре «Зазеркалье».
-
«Отец». А. Стриндберг.
Омский академический театр драмы.
Режиссер Павел Зобнин, художник Евгений Лемешонок.«Отца» Стриндберга ставят редко. Зачем нужен порожденный судорожными подробностями личной жизни и психическими срывами драматурга, изрядно архаичный «Отец», когда давно уже никто не боится Вирджинии Вульф, а многочисленные Лауры утвердились в своих амазонских правах? Лет двадцать назад на малой сцене БДТ Г. Дитятковский ставил «Отца» с Сергеем Дрейденом — это был спектакль по-шведски суровый, северный, похожий на фильмы Бергмана: где-то рядом плескалось море, и девочка Берта переступала по камешкам в шерстяных носках, шла по краю света...
-
«Нам не страшен серый волк (Кто боится Вирджинии Вульф?)». Э. Олби.
Театр им. Ф. Волкова (Ярославль).
Режиссер Евгений Марчелли.Пьеса Олби скроена так, что ставить ее можно только о «динозаврах, сражающихся над бездной», как отозвался о ней первый постановщик Алан Шнайдер. Здесь действие несется вперед, слово цепляется за слово, и внезапно за пьяным вербальным пинг-понгом разверзается пропасть отчаяния, на краю которой уже нет победителей и побежденных. А еще ее невозможно ставить без примы. На американской премьере Марту играла знаменитая Дездемона и Святая Иоанна Бродвея, впоследствии — влиятельный педагог Ута Хаген; в кино — Элизабет Тейлор. Для этой роли важен не только актерский диапазон, нужно нечто большее — харизма. Нужна персона, излучающая, по терминологии Э. Фишер-Лихте, «присутствие» такой интенсивности, что глазам становится больно.
-
«Диджей Павел». П. Пряжко.
театр post.«Поющий и танцующий живот» — так называлась пьеса внутри пьесы «Заговор дураков» поэта-имажиниста Анатолия Мариенгофа. Это, впрочем, имеет отношение к спектаклю по пьесе Павла Пряжко разве только тем, что танцующие молодые люди в нем были свободны и расслабленны, танцующие девушки — изящны и нежны, а танцующий диджей за пультом — сосредоточен на пластинках и молчалив, впрочем, иногда он активно «включался» в ритмы советской эстрады 80-х, его плечи и руки «гуляли». В какой-то момент он даже вышел из-за пульта и пригласил девушку потанцевать под «Полет на дельтаплане». Поют другие — со старых скрипучих пластинок. Из песен выхватываешь отдельные смысловые потоки — то ли слов, то ли эмоций. Сам с собой играешь то в «угадай мелодию», то в «дострой фразу из забытой песни».
-
В Санкт-Петербурге сейчас проходит III Летняя лаборатория фигуративного театра (ЛЛФТ). Участникам предстоит четыре недели мастер-классов у четырех педагогов, а потом, уже после показов, после возвращения к обычной жизни невозможно предсказать, что именно в ней изменится. Но вряд ли она будет прежней.
«Возьмите куклу и найдите пятьдесят вещей, которые она может сделать. Доверьтесь ей. Она сделает все, что вы хотите, если вы ей доверяете», — говорит Рене Бейкер. Она — один из педагогов ЛЛФТ, которую уже третий год проводит театр Karlsson Haus. Анна Иванова-Брашинская, арт-директор лаборатории, считает роль Рене Бейкер в театре кукол равной революционному влиянию Жака Лекока на театр XX века.
-
Однажды на репетиции спектакля «Селестина» в «Современнике» Лия сказала мне:
— Знаешь, Александр Андреевич Вокач сказал мне однажды: «Как только в артисте умирает ребенок — вон из театра». И я в этом убеждаюсь всю жизнь.
Я эти слова повторяю постоянно, на каждой репетиции говорю это своим актерам. Вот в ней, в Лие, сохраняется этот ребенок, какое-то живое восприятие жизни и радость к познанию. Она не устает от театра, не устает жить. И только удивляешься, глядя на нее.
-
Лаборатория «Театр и семейный вопрос» в Ачинске
Про театральные лаборатории сложно писать так, чтоб было интересно. Проводимые практически в любом театре, который не рассматривает себя как замкнутую экосистему, они давно стали делом рабочим, рядовым. Ачинская лаборатория, организованная Павлом Рудневым и получившая название «Театр и семейный вопрос», отличается от ряда других, возможно, степенью риска, авантюризмом администрации театра во главе с директором Еленой Паньковой, готовой вовлечь своих потенциальных зрителей в нерядовое театральное приключение, а также серьезностью настроя — здесь действительно хотят вырастить из понравившихся показов спектакли. Любопытен и сам скромный сибирский город Ачинск Красноярского края: его история (заложенный еще в начале XVII века, в царской России он был местом ссылок, начиная с декабристов и заканчивая революционерами) и его настоящее содержат в себе большой сайт-специфический потенциал.
-
«Человек из Подольска». Д. Данилов.
Ярославский театр драмы им. Ф. Волкова.
Режиссер Семен Серзин.В Ярославской драме вышла премьера — на фестивале современной драматургии «Играем вместе» показали спектакль Семена Серзина «Человек из Подольска». Пьеса Дмитрия Данилова, ставшая лауреатом «Золотой Маски — 2018», приобрела в последние два сезона внушительную популярность — премьеры выходят то тут, то там, и очень часто это название берут в лаборатории. Успех «Человека из Подольска» можно объяснить разными факторами, в том числе и наличием заманчивых ролей, но все же главное ее достоинство, наверное, в точно переданном ощущении нашей сегодняшней жизни. Принято говорить о том, что сегодня театр абсурда уже не описывает нашу реальность, потому так редки ныне успехи пьес Беккета или Ионеско, но Данилову удалось в своей страшноватой комедии зафиксировать тотальную «перевернутость» нашей жизни, соединив парадоксальным образом ядовитый сарказм с подлинной интонацией сочувствия к обывателю, неизбежно попадающему под пресс тех или иных агрессивных идеологем. Кстати, в спектакле Серзина есть «привет» тому, старому, театру абсурда: в какой-то момент персонаж Виталия Кищенко, Человек из Мытищ, выходит на первый план, чтобы произнести монолог Поццо из пьесы «В ожидании Годо». Но, в отличие от Беккета, философского, экзистенциального, абсурд пьесы Данилова скорее социальный, хотя спектакль добавил в него постмодернизма и метафизики.
-
О творческом вечере «Михаил Бычков — 30 лет в Воронеже! Что сделано?»
То ли в силу возраста, то ли еще почему, но мне пока не приходилось видеть бенефисов режиссеров (худруков — тоже). Тем более не приходилось видеть «датных» творческих вечеров, посвященных не юбилею профессиональной жизни, а жизни в конкретном городе. Но Михаил Бычков в разгар информационной и отчасти политической игры в прессе (как отражение такой же — в городе) создает творческий вечер, посвященный 30-летию своей жизни в Воронеже, где вспоминает все, что было им создано за эти годы, а это 56 спектаклей в разных театрах города (ТЮЗе, драме, оперы и балета и созданном им Камерном), несколько крупных фестивалей и бесчисленные общественные акции — от губернаторских балов до ландшафтных выставок.
-
Об актрисе Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Ольге Лозовой невозможно писать в прошедшем времени. Она не могла так рано уйти из жизни, которую так сильно любила, воплощением которой была и осталась в памяти сотен поклонников. Просто поспешила к Богу на бал.
Заглянув на ее страничку ВКонтакте, можно увидеть ее июньские фотографии, на которых она в кокетливых позах, сильно похудевшая, приветливо улыбается из Италии, гуляя по Венеции — городу, который, судя по всему, обожала, ибо он и не мог не соответствовать ее тонкой театральной душе. Впрочем, душа ее всегда немного тосковала по несбыточному, в глазах актрисы был не только огонек, но и всегда — капелька грусти. Те, кто умеет смешить и веселить до упаду и колик, обычно за пределами сцены оказываются полярно противоположными своим сценическим амплуа. Таковы клоуны Божьи.
-
«Вот я. История ежика, ослика и медвежонка». По мотивам рассказов С. Козлова.
Театр Karlsson Haus.
Режиссер Екатерина Ложкина, художник Марина Завьялова.Июньская премьера в Karlsson Haus соткана из темноты, шорохов, шелестящего осеннего ветра, легких вдохов и выдохов, опадающих листьев, нетающих снежинок и много чего еще. Никаких острых конфликтов. Главная перипетия — смена времен года как повод для грусти или радости. Потому что это несколько историй про Ежика и Медвежонка, про их совместное времяпрепровождение, занятое разного рода важными делами — слушанием тишины, протиранием звезд, пересказами снов, чаем с можжевеловым вареньем и разговорами: всем тем, за что мы так любим сказки Сергея Козлова.
-
Завершился Международный Дягилевский фестиваль в Перми
Пермский Дягилевский фестиваль, без преувеличения, проект международного уровня. Нужно отдать должное его художественному руководителю — Теодору Курентзису. Греческий дирижер и композитор появился в Перми в 2011-м, начал руководить городским оперным театром и параллельно реформировать Дягилевский, проходящий в Перми с 2003 года. Результат: уже несколько лет подряд промышленная Пермь в летний период на полторы недели становится центром междисциплинарного, в большей степени музыкального и театрального, современного искусства России, Франции, Германии, Италии и других европейских стран.
-
«Ганди молчал по субботам». А. Букреева.
Новокузнецкий драматический театр.
Режиссер Юрий Печенежский, художник Ольга Богатищева.Спектакли по пьесе Анастасии Букреевой «Ганди молчал по субботам», которая в прошлом году была представлена на «Первой читке» и «Любимовке», один за другим появляются на российских сценах. Режиссера Юрия Печенежского история о том, как уход отца из семьи повлиял на жизнь шестнадцатилетнего Саши, подтолкнула к поиску театрального языка, понятного сегодняшним подросткам. Жанр спектакля, поставленного в Новокузнецком драматическом театре, определен режиссером как «подростковый апокалипсис». Сюжет, в котором травматический опыт заставляет совсем юного человека по-новому приспосабливаться к реальности, направлен на то, чтобы создать поле для диалога между подростком-героем и подростком-зрителем.
Режиссер застает семью Саши в период распада. В сцене семейного ужина, когда персонажи обмениваются новостями и рассказывают о событиях, случившихся с ними за день, артисты спиной к зрителям сидят на стульях, выстроенных в линию, и произносят текст, не глядя на партнеров. Ощущение некоммуникабельности возникает с первых минут. Перед нами чужие друг другу люди, погруженные исключительно в свои переживания. Мот (Даниил Нагайцев) — так называет себя Саша — пытается разглядеть в них своих родных, но видит лишь случайных прохожих, которые в следующей сцене идут навстречу друг другу по узкой площадке, но не замечают никого и ничего вокруг. Единственный человек в семье, с которым Мот разговаривает, — сестра Катя (Маргарита Смирновская). Она мечтает о танцевальной карьере, и брат ею ужасно гордится. Их доверительные отношения выражаются в зажигательной сальсе. Персонажи чувствуют энергию жизни, они на одной волне, но этот танец — единственный танец Кати на сцене. Мир Мота окончательно рушится, когда он узнает об обмане сестры: она скрыла от него болезнь, из-за которой больше не сможет танцевать. На самом деле, у каждого персонажа здесь своя трагедия.
-
«Lear». У. Шекспир.
Курганский театр драмы.
Режиссер Дмитрий Акриш, художник Натали-Кейт Пангилиан.Жил был король, и было у него три дочери: старшая красивая, средняя умная, а младшая — дура дурой. В детстве они хотели отцовского внимания, но папа все время запирался в кабинете и решал вопросы с какими-то дядями, а девочки мечтали о муже с красивыми усами. Потом дочери подросли, но любви так и не узнали. Например, Гонерилья во время церемониала передачи власти очень долго выдавливала из себя, заикаясь: «Л-л-л-л-люблю», и буквально возликовала, когда ей удалось это сделать. Регана уже лучше справилась с задачей, подошла к вопросу по-деловому. А младшенькая, Корделия, как и в детстве, сказала, что будет мужа любить больше, чем отца. Она вообще ничего не боялась — по глупости. Папа рассердился и тут же вручил младшую Королю французскому, предварительно лишив ее наследства. А тот оказался извращенцем — сразу прилюдно изнасиловал юную королеву под композицию группы Queen.
комментарии