Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

9 марта 2022

«В МЕСТО ОСОЗНАННОСТИ»

«И грянул гром». По рассказу Р. Брэдбери.
Театральная компания «Разговоры» — инклюзивный проект фонда «Альма Матер», при поддержке Союза театральных деятелей и Министерства культуры РФ.
Идея и воплощение Яны Савицкой.

Инклюзивный спектакль «И грянул гром» Театральной компании «Разговоры» фонда «Альма Матер» Яна Савицкая поставила по одноименному рассказу Рэя Брэдбери.

Постановка Савицкой — лингвистический эксперимент. Рассказ звучит в спектакле сразу на двух языках, которые во время действия образуют диалог. Один из недавних показов прошел в пространстве Дома Радио. Зал по размерам — как камерная сцена, но отличается особой акустикой. Для спектакля Яны Савицкой, который сами создатели называют саунд-драмой, это важно.

Сцена из спектакля.
Фото — Александра Магелатова.

Мизансцена статична. Актеры стоят или сидят на стульях напротив друг друга и рассказывают произведение Брэдбери. Фраза оригинального текста сразу же переводится на русский. Во время действия на заднике с помощью проекции, созданной Александрой Магелатовой, возникают движущиеся тени растений. Из-за наложения друг на друга они складываются в силуэты диких животных, что, возможно, — игра воображения, вызванная текстом. Возникает ощущение хорошей аудиокниги. Пространство и голоса актеров не дают вниманию расфокусироваться, и зритель погружается в рассказ.

На английском текст превосходно читает Яна Савицкая, а актер Павел Соломоник, ее партнер, переводит фразу на русский. Так он приходит на помощь тем, кто не успел уловить смысл на иностранном языке, и одновременно с этим создает диалог с Яной. На фразу «…keep you from touching this world of the past in any way» звучит ответ: «Не касайтесь мира прошлого», — что в ситуации взаимодействия актеров звучит как «я тебя понимаю; нельзя сходить с тропы, надо быть аккуратным с окружающим миром». Включение оригинального языка в спектакль дает возможность быть созвучным с самим автором, передать аутентичный дух ретро-фантастики Брэдбери. Актеры оживляют рассказ и заполняют пространство звуком текста.

Сцена из спектакля.
Фото — Александра Магелатова.

Следуя сюжету рассказа, в спектакле постепенно нарастает тревога. «И грянул гром» Брэдбери буквально демонстрирует работу «эффекта бабочки». Главный герой Экельс попадает в прошлое и, не проявив должной аккуратности, убивает бабочку, чем меняет будущее. Время, в которое он возвращается, перестает быть ему знакомым. Герою жутко непривычно все — от незначительных изменений в грамматике до смены либерального правителя на тирана. Интересно, что осознанность, которой не хватило главному герою, заложена в основу спектакля и является основным принципом существования актеров. Павел Соломоник и Яна Савицкая с аккуратностью относятся как к зрительскому восприятию, так и к взаимодействию друг с другом. Павел — нейроособенный артист, но это никак не влияет на восприятие спектакля. Инклюзия является не художественным приемом, а скорее данностью — становится нормой.

На контрасте безрассудства главного героя рассказа и уважительного взаимодействия актеров острее ставится проблема осознанности. Эта тема созвучна с постановкой Петра Чижова «Пакетик, который хотел быть нужным» — еще одним спектаклем «Разговоров». В проекте «Человек. Эффекты», представленном фондом «Альма Матер», они были объединены в театральный диптих на Новой сцене Александринского театра. В спектакле Чижова о полиэтиленовом пакетике, который ищет остров, чтобы переродиться, человека нет. Однако он незримо влияет на пространство, в котором существуют главные герои. Собственно, самих героев — пластиковых бутылок, пакетика — не существовало бы без человека. Человек важен в обоих спектаклях. Он представлен не как истинное зло, но как один из факторов, в большей степени влияющих на мир и социум.

Сцена из спектакля.
Фото — Александра Магелатова.

Хотя в спектакле Чижова в большей степени поднимается вопрос переработки, фабула «найти свое место» ложится и на отношения человека и общества, которые в наши дни стремятся быть бесконфликтными, или «экологичными». Быть экологичным, не только сортируя отходы, но и при общении с людьми, с собой и окружающим миром. Основным лейтмотивом постановки «И грянул гром» является тема глобального уважения к окружающему миру. Создатели спектакля уделяют большое внимание тексту, партнеру, зрителю. От этого текст Брэдбери звучит не как нравоучение о важности осознанности, а как напоминание о том, что эта осознанность по отношению к миру и себе достижима.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога