Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

2 декабря 2018

СГОВОРЧИВЫЙ ЧЕХОВ

«Рассказ неизвестного человека». А. Чехов.
Омский государственный академический театр драмы.
Режиссер Егор Равинский, художник Алексей Вотяков.

В Омске за короткое время появилось сразу три новых постановки, в основу которых легли прозаические произведения Чехова: «Рассказ неизвестного человека» Егора Равинского в Омской драме, «Каштанка» Сергея Тимофеева в Лицейском, «Дуэль» Нади Кубайлат в Пятом. Может быть, сам город на Иртыше стал вдохновением для режиссеров? Ведь говорят все они об одном: о придуманной реальности, о псевдогероичности центральных персонажей.

«Рассказ неизвестного человека» и ведется от лица Неизвестного (Олег Берков), образ которого является визуальной отсылкой к картине Рене Магритта «Сын человеческий» — она процитирована и на афише спектакля, только в интерпретации Омской драмы лицо героя скрывает не зеленое яблоко, а струя песка.

Неизвестный в высшей степени аккуратен и сдержан. Весь его рассказ, воспоминание из прошлого, сопровождается текущим сверху вниз песком. Слова-песчинки превращаются в большую гору, из которой герой позже слепит двух песочных человечков.

Кажется, что весь спектакль будет сосредоточен на узкой полоске сцены, которую для рассказчика оставляет постановщик. Но с появлением других героев расширяется и пространство: горничная Поля (Алина Егошина), шумная, беспардонная, заряженная женской энергией, распахивает двери, за которыми оказывается дом Орлова, затем открывается и второй уровень, скрытый за ставнями, и пространство становится похоже на слоеный пирог. Художник Алексей Вотяков будто бы намекает нам о потайном не только в комнатах, но и в душах человеческих, ведь «даже в самом пустом из самых пустых есть двойное дно». Так идеальный лакей, которым становится Неизвестный, скрывает душу авантюриста, желающего отомстить своему обидчику, отцу Орлова, строгий чиновник Орлов на самом деле гуляка и картежник, а раскованная прислуга Поля — бессовестная воровка…

О. Берков (Неизвестный).
Фото — архив театра.

Общество, в котором, оказывается, главный герой отнюдь не ограничивается одним хозяином — вместе с ним в доме возникают друзья Орлова, которые, вероятно, задумывались режиссером как одномерные и комические персонажи. Пекарский (Егор Уланов) воплощает силу и авторитет, Кукушкин (Владислав Пузырников) пошляк и шут, Грузин (Артем Кукушкин) многодетный отец, который сойдет скорее не за главу семейства, а за жалкого студента. Одномерен и сам Орлов. Возможно, инертность героя и была в фокусе режиссера, но все же Николай Сурков явно перестарался с этой эмоцией, а если быть точнее — с отсутствием эмоций.

История скроена и поставлена как сюжетная, а внезапные выходы в философию, невнятные, не окрашенные актерской позицией и поданные пресно, бессмысленно растягивают хронометраж, замедляют темпоритм спектакля. И, пожалуй, самый невнятный персонаж — это герой Николая Суркова. Инсценировка чеховской повести (а делал ее сам Егор Равинский) содержит в себе несколько сцен с экзистенциальными диалогами персонажей, и эти сцены совсем не работают в спектакле. Сурков лишь инертно проговаривает текст, будто за ним нет никакой мысли… Легко оправдать Орлова, ведь он и у Чехова «был сговорчив, как все равнодушные люди» и лишь созерцал, как в дом вторгается Зинаида Федоровна (Кристина Лапшина), но у Равинского и бунтовать Орлов будет с таким же кислым и безразличным выражением лица…

Сурков меркнет рядом с троицей эпизодических персонажей, у которых есть индивидуальность и цельность. Егор Уланов точен в образе строгого чиновника, молодой актер без пародии создает образ взрослого персонажа. Вячеслав Пузырников рисует мелкий и тщедушный характер всего одной ясной деталью — дурацким смешком, который полностью характеризует подпевалу Кукушкина. Новобранцу труппы академического театра драмы Артему Кукушкину достался персонаж, который шире, чем изначально заявленный и чисто комедийный. У Грузина, кума Зинаиды Федоровны, есть развитие в этой истории: болезненный чиновник окажется двуличным отцом семейства с расколотой душой, потерявшим в своих переключениях между домом и кабаками понятие о том, как дОлжно быть в жизни.

К. Лапшина (Зинаида Федоровна).
Фото — архив театра.

«Рассказ неизвестного человека» — история совсем не о норме, а как раз о свободном, непрогнозируемом течении жизни. Стихией в этой истории становится Зинаида Федоровна, молодая экзальтированная дама — еще одна сильная работа Кристины Лапшиной, актрисы, которая блеснула и в «Искуплении» в постановке Алексея Крикливого, и в «Отце» Павла Зобнина, и в «Амадее» Анджея Бубеня. Именно благодаря Кристине Лапшиной Зинаида Федоровна становится главной в спектакле. Эта героиня — творец своей реальности. Она придумывает себе любовь Орлова и желание съехаться, придумывает идеальный быт и всю последующую счастливую жизнь — и она делает, что может, для того, чтобы все сбылось. У Лапшиной Зинаида выходит, возможно, более тонкой и юной, чем задумывал Чехов, все-таки Кристина Лапшина обладает чудным подростковым обаянием, так что любовь к Орлову считывается как история о первой любви (несмотря на то, что героиня уходит к любовнику от мужа). И в этой придуманной первой (искренней и настоящей) любви все должно происходить идеально. Героиня Лапшиной могла быть решена как неуравновешенная истеричка, которая не видит реального положения дел, но ее Зинаида — создание с тонкой душевной организацией, чей взор, конечно, затуманили ложные иллюзии, но движет этой женщиной не сумасшествие, а чистые побуждения. Одинокая, потерянная, она находит опору и в нашем рассказчике, Неизвестном.

Неизвестный Беркова — опора не только Зинаиды, но и всего спектакля, он стержень повествования, пусть его первенство и оспаривает многомерная работа Лапшиной. Олег Берков наполненный, выдержанный, глубокий — и, несмотря на то что Неизвестный обманщик, водит за нос всех обитателей квартиры Орлова, он в первую очередь герой, в отличие от всех остальных мужчин. Берков постоянен и несгибаем, он наблюдает за каждым движением и порой молчит в этом наблюдении выразительнее тех, кто разговаривает. Постановка Равинского — это очень аккуратное отношение к тексту классика. Да и весь спектакль точнее всего будет назвать именно аккуратным: все на своем месте, камерное пространство позволяет ближе рассмотреть интимную историю, использованы очевидные, но довольно стильные решения сценографии… Впечатление хорошей школьной работы, выполненной крепким и внимательным учеником. И лишь актерские работы Олега Беркова и Кристины Лапшиной позволяют говорить о чем-то большем.

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога