Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

10 июня 2019

СЕМЕЙНЫЕ СЦЕННОСТИ

О I Фестивале спектаклей для всей семьи «Вместе» в Ульяновске

Об Ульяновской области доподлинно известно, что здешний губернатор Сергей Морозов очень любит театр. Не удивительно, что регион, прежде мерцавший на театральной карте страны неясным тусклым светом, стал в последнее время маячить более яркими вспышками. Одним из протуберанцев стал новый фестиваль «Вместе», придуманный руководством Ульяновского ТЮЗа, или «Небольшого театра», как его принято называть в городе. Фестиваль открывал лично губернатор (даже взяв с собой за компанию японского посла), он же послал благодарственные телеграммы главам всех регионов, чьи коллективы приехали на форум в Ульяновск.

Новые фестивали в Год театра стали зарождаться с некоторым избытком, и вряд ли всем им уготована долгая жизнь. Фестивалю «Вместе» хотелось бы пожелать долголетия сразу по нескольким причинам. Во-первых, это фестиваль спектаклей для семейного просмотра — особенного и важного театрального жанра, в общем синонимичного «хорошему детскому спектаклю». Во-вторых, фестиваль скроен не по расхожему принципу «самолет — гостиница — спектакль — банкет — самолет». Театры в Ульяновске находились действительно вместе в течение всего смотра, могли увидеть работы друг друга, обсуждали, ходили на мастер-классы, встречи с критиками, экскурсии и даже совместно посетили кузнечную мастерскую. Возвращались не только с новыми идеями, но и с новыми приятельскими связями. Кто-то собрался куда-то на гастроли, кого-то позвали на постановку, и все обещали дружить домами.

Есть еще и «в-третьих». Афиша дебютного фестиваля «Вместе», собранная худруком «Небольшого театра» Эдуардом Тереховым, вышла действительно отборной и заставила говорить об ульяновском смотре как о «фестивале фестивалей». Тут были участники различных престижных форумов, лауреаты премии «Арлекин», спектакли, о которых много писали. Оборотной стороной этого успеха оказалась существенная амортизация части названий фестивальной афиши. Некоторые спектакли, сыгранные на «Вместе», идут уже пять-семь лет. Впрочем, Терехов обещает в дальнейшем избегать «поигранных» опусов, а для первого раза качество, по его мнению, важнее свежести.

«Сказка о царе Салтане».
Фото — архив фестиваля.

Однако было несколько спектаклей, о которых автору настоящих строк слышать прежде не приходилось. «Сказку о царе Салтане» в многострадальном Молодежном театре Алтая поставила молодая новосибирская команда: режиссер Анна Зуева, художник Любовь Бойкова, балетмейстер Ольга Плясуля. Яркий и обаятельный игровой спектакль немного напомнил пермского «Салтана» Ирины Ткаченко. Иронический тон, молниеносные перевоплощения актеров, подробно выстроенные отношения между персонажами. Казалось бы, что можно вытащить из дежурных ролей корабельщиков? Но Дмитрий Борисов и Виталий Прозоров, неистощимые по части озорных кунштюков, едва не стали главными лицами спектакля. Князь Гвидон (Александр Пальшин), превращаясь то в муху, то в комара, находил убедительную пластическую оценку. А став шмелем, расслабился в ноль-позиции — такому серьезному насекомому наигрывать не по чину. Подобных «шуток, свойственных театру» в спектакле предостаточно — они радуют и детей, и взрослых, и театроведов.

Моноспектакль Руслана Вольфсона «Самый счастливый осьминог», приехавший из Москвы, по технике — вполне традиционный теневой театр. Но Вольфсон, который в спектакле и за режиссера, и за исполнителя всех ролей, и за технический персонал, завораживая и даже слегка пугая зал своей брутальной харизмой (то ли безбашенного биндюжника, то ли отвязного программиста), превращает спектакль в непредсказуемый стендап с остроумным интерактивом. Зрителям спектакля представляется шанс дорисовать декорацию и решить судьбу осьминога, сыграв в «Кто хочет стать миллионером?».

В «Умной собачке Соне» из зеленоградского «Ведогонь-театра» (режиссер Артем Галушин) тоже участвовали движущиеся анимированные картинки — на сей раз от проекта Mediaskazki, того самого, что работал над нашумевшим проектом «Спасти супербелку». Но тут картинки самым впечатляющим образом оказались вписаны в формат большой сцены, а актеры, работавшие в живом плане, виртуозно с ними взаимодействовали. Мощным достижением этого недооцененного критикой и фестивалями спектакля мне кажется достигнутый способ актерского существования — артисты нашли подобающие мультяшным персонажам речевые и движенческие характеристики. Особенно порадовал Дмитрий Лямочкин в роли чудаковатого одинокого писателя — идеальное попадание в амплуа «чокнутый профессор».

Достойно показался и южно-осетинский Драматический театр имени Коста Хетагурова со спектаклем Тамерлана Дзудцова «Антигона», поставленным разом по Софоклу и Аную. Современная история юной максималистки Антигоны и опытного конформиста Креона, их двух правд и трагической обреченности, оттенялась костюмными вставками. Режиссер словно подмигивал залу: вы ждете темпераментного зрелища с мечами и сверкающими латами? Получите! А теперь посмотрите, как все обстояло на самом деле. Главной претензией к осетинскому спектаклю была его сомнительная уместность в афише с точки зрения возрастного ценза. Спектаклем для всей семьи «Антигону» можно счесть, только если иметь в виду семью многострадального Эдипа.

«Ася».
Фото — архив фестиваля.

А вот «Ася» севастопольского ТЮЗа (режиссер Людмила Аршанская) вряд ли способна фраппировать даже самых маленьких зрителей. Эротическое напряжение тургеневской повести тут благополучно смикшировано нарочитыми и форсированными актерскими рисунками. Спектакль вполне в силах поработать ожившими картинками к школьной хрестоматии, но задавать литературному тексту какие-либо вопросы отказывается, передавая эту миссию семье и школе.

В титулованном лауреатством «Арлекина» спектакле театра «ФЭСТ» «Суббота каждый день» (это тот самый текст П. Маара, что шел в Ленинградском ТЮЗе как «Неделя, полная суббот» в постановке Андрея Андреева) семья и школа как раз таки подвергаются суровому испытанию. Суббастик — несносный анархист, явный единомышленник бойцов с парижских баррикад 1968-го — наотрез отказывается следовать правилам добропорядочных буржуа. Остро и точно сыгранный, ансамблевый спектакль, признаться, показался удачнее памятного спектакля Андреева: у режиссера Екатерины Корабельник история вышла и легче, и смешнее — и напрочь свободной от всякой дидактики.

«Что случилось с крокодилом».
Фото — архив фестиваля.

Ожидаемо хитом фестиваля стала работа Кемеровского театра для детей и молодежи «Что случилось с крокодилом» — одна из лучших постановок авторского театра Ирины Латынниковой за последние годы. Отчасти напоминающий по приемам бэби-театр, «Крокодил» рождается буквально из ничего, из простых подручных средств. На глазах у зрителей создаются поделки из бумаги, а с ними — смачные актерские этюды, и пустое пространство камерной сцены превращается в африканскую саванну. А дальше спектакль фокусируется на истории папаши-крокодила, по недоразумению высидевшего птичье яйцо. И тут велика заслуга актера Сергея Синицына, который присвоил своему персонажу узнаваемые человеческие черты молодого папаши, с трудом осваивающего азы отцовства.

Болгарский театр «Кредо», лицом, душой и мозгом которого является чудесно одаренная Нина Димитрова, частыми премьерами не радует. Каждый их спектакль вынашивается годами, а потом столько же лет ездит по миру с гастролями. «Папа всегда прав», вариация на тему сказки Андерсена «Что муженек ни сделает, все хорошо», уже гостил на фестивале «Школа. Студия. Мастерская» в Петербурге, осенью будет на «Реальном театре». Заехал и в Ульяновск. Программно бедный театр поражает не только изобретательностью, с которой два артиста используют нехитрый реквизит, но дельартевской быстротой и грацией актерских перевоплощений, а в каких-то минутах и станиславским «вживанием» в роли. С каким внутренним трагизмом выслушивает персонаж Нины Димитровой рассказ о подвигах дурня муженька, обменявшего коня на козу, а курицу на мешок яблок, в финале спектакля! Такой глубины и обертонов драматизма днем с огнем не сыщешь в «Гамлетах» и «Чайках».

«Папа всегда прав».
Фото — архив фестиваля.

История о неравноценной мене прозвучала и в спектакле хозяев фестиваля «Мама, папа, братья Гримм», поставленном главным режиссером «Небольшого театра» Мариной Корневой. Этот качественный, крепко сбитый и хорошо сыгранный спектакль родился из… дежурного елочного представления, какие ежегодно штурмуются провинциальными театрами для пополнения бюджета. К чести режиссера и театра надо отметить, что следов новогодней халтуры в спектакле совсем нет. Разве только искусственной выглядит драматургическая завязка, в которой речь о семействе Гриммов и каких-то их невнятных межличностных проблемах. Но как только спектакль освобождается от этой навязчивой рамки, он течет радостно и свободно, зажигая зал юмором и актерским драйвом.

Более чем достойную программу фестиваля венчало «Волшебное кольцо» РАМТа, спектакль проекта «Молодые режиссеры — детям», некогда отмеченного «Золотой Маской». Фестиваль «Вместе» прошел на отлично и поставил сам себе чрезвычайно высокую планку. Взять ее на следующий год будет нелегко. А заодно подсказал формулу хорошего спектакля для семейного просмотра. Тут не стесняются апроприировать новые театральные веяния. Тут обязательны чувство юмора и ирония. Яркая визуальность может рождаться из самых простых подручных средств. Но главным остается крупный актерский план, и если артист выдерживает этот план, на него смотрят всей семьей во все глаза.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога