Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

23 мая 2013

ПАМЯТИ НОРЫ АБРАМОВНЫ РАЙХШТЕЙН

Прощание пройдет 24 мая в зрительском фойе Александринского театра

Нора Райхштейн.
Фото — архив журнала.

Ей было под девяносто. А это значит, что молодые театральные люди недоуменно поднимут глаза: кто ушел? И будут глубоко неправы, просто не зная, что практически каждый из них (и вообще каждый из зрителей Ленинграда-Петербурга) начал свою зрительскую жизнь со спектакля, в программке которого было написано: «Режиссер Нора Райхштейн». Это спектакль «Малыш и Карлсон», идущий в театре им. Ленсовета 44 года, то есть ровесникам его, первым зрителям-детям — под пятьдесят. А смотрели его на вечерних представлениях и взрослые, и всю жизнь не могут забыть, как играла Малыша Алиса Фрейндлих…

Когда «Малышу и Карлсону» исполнялось 30 и на вечере собрались все Малыши — от Алисы Фрейндлих до Светланы Письмиченко, и Карлсоны — от Анатолия Равиковича до Александра Новикова, «ПТЖ» писал об этом вечере, энергия которого была такова, что вылетевшая на сцену Малышом Фрейндлих с разгону врезалась ногой в портал и сломала палец…

Райхштейн была человеком по-настоящему интеллигентным, настоящим «вторым режиссером» (как Сирота в БДТ, так Райхштейн — в Ленсовета… забытое теперь ремесло…). Не так давно вышла книга ее воспоминаний. Спектаклей, поставленных Норой Абрамовной самостоятельно, не так много, а тех, где ее «замес», — огромное число.

Но если ставила сама — ставила хорошо. Уже уйдя в Александринку, в начале 90-х выпустила там «Недоросля» с юным студентом Сергеем Бызгу. И, помнится, была там «несвоевременная» и глубокая мысль о том, что российские иллюзии и упования — дело благое, и что со времен Фонвизина и Стародума российская интеллигенция уповала и уповала — и лишь в нечаянном сне потом приходило ей прозрение… В спектакле появлялась императрица Екатерина, и становилось понятно, что Екатерина эта — не кто иная, как наряженная в мантию госпожа Простакова (урожденная Скотинина), и всем ее перестроечным указам, которые были вложены в уста Стародума на сцене бывшего императорского театра, — грош цена… И вот спустя 20 лет, уже при нынешней «Екатерине» и отодвинутых в прошлое «Стародумах» с их съездами и декларациями, нет-нет да и всплывет в памяти этот спектакль, не вошедший в большую театральную историю.

Нора Абрамовна прожила достойную, несуетную, скромную, долгую жизнь.

Светлая память.

В именном указателе:

• 

Комментарии 4 комментария

  1. Александр ЛАСКИН

    Театральная жизнь Норы Абрамовны была очень непростой. Что такое быть вторым режиссером при первом – И.П. Владимирове, знают те, кто в те годы работал в театре Ленсовета. При этом она умудрялась сохранить трогательность и нежность. Вряд ли кто-то больше чем она был способен любить родную Одессу, дочку, мужа, театр, артистов. Ее спектакли тоже были по-хорошему трогательны – думаю, она была бы идеальным режиссером детского театра, но судьба распорядилась иначе. В моей жизни с Норой Абрамовной связано очень многое. Спасибо ей – и светлая память!

  2. Alexandr Laskin

    Театральная жизнь Норы Абрамовны была очень непростой. Что такое быть вторым режиссером при первом – И.П. Владимирове, знают те, кто в те годы работал в театре Ленсовета. При этом она умудрялась сохранить трогательность и нежность. Вряд ли кто-то больше чем она был способен любить родную Одессу, дочку, мужа, театр, артистов. Ее спектакли тоже были по-хорошему трогательны – думаю, она была бы идеальным режиссером детского театра, но судьба распорядилась иначе. В моей жизни с Норой Абрамовной связано очень многое. Спасибо ей – и светлая память!

  3. Lina Gorodetsky

    Спасибо! Не знала о ней… Светлая память…

  4. Алла Ларионова

    Спасибо, пусть и запоздалое, Норе Абрамовне за «Малыша и Карлсона»… Я выросла на спектаклях театра Ленсовета золотого периода 1968-1985, поставленных в том числе и ею, и при ее непосредствееном участии… Поклон ей — в землю. С уважением, Алла Ларионова, редактор газеты «Телевидение. Радио».

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога