Прощание пройдет 24 мая в зрительском фойе Александринского театра
Ей было под девяносто. А это значит, что молодые театральные люди недоуменно поднимут глаза: кто ушел? И будут глубоко неправы, просто не зная, что практически каждый из них (и вообще каждый из зрителей Ленинграда-Петербурга) начал свою зрительскую жизнь со спектакля, в программке которого было написано: «Режиссер Нора Райхштейн». Это спектакль «Малыш и Карлсон», идущий в театре им. Ленсовета 44 года, то есть ровесникам его, первым зрителям-детям — под пятьдесят. А смотрели его на вечерних представлениях и взрослые, и всю жизнь не могут забыть, как играла Малыша Алиса Фрейндлих…
Когда «Малышу и Карлсону» исполнялось 30 и на вечере собрались все Малыши — от Алисы Фрейндлих до Светланы Письмиченко, и Карлсоны — от Анатолия Равиковича до Александра Новикова, «ПТЖ» писал об этом вечере, энергия которого была такова, что вылетевшая на сцену Малышом Фрейндлих с разгону врезалась ногой в портал и сломала палец…
Райхштейн была человеком по-настоящему интеллигентным, настоящим «вторым режиссером» (как Сирота в БДТ, так Райхштейн — в Ленсовета… забытое теперь ремесло…). Не так давно вышла книга ее воспоминаний. Спектаклей, поставленных Норой Абрамовной самостоятельно, не так много, а тех, где ее «замес», — огромное число.
Но если ставила сама — ставила хорошо. Уже уйдя в Александринку, в начале
Нора Абрамовна прожила достойную, несуетную, скромную, долгую жизнь.
Светлая память.
Театральная жизнь Норы Абрамовны была очень непростой. Что такое быть вторым режиссером при первом – И.П. Владимирове, знают те, кто в те годы работал в театре Ленсовета. При этом она умудрялась сохранить трогательность и нежность. Вряд ли кто-то больше чем она был способен любить родную Одессу, дочку, мужа, театр, артистов. Ее спектакли тоже были по-хорошему трогательны – думаю, она была бы идеальным режиссером детского театра, но судьба распорядилась иначе. В моей жизни с Норой Абрамовной связано очень многое. Спасибо ей – и светлая память!
Театральная жизнь Норы Абрамовны была очень непростой. Что такое быть вторым режиссером при первом – И.П. Владимирове, знают те, кто в те годы работал в театре Ленсовета. При этом она умудрялась сохранить трогательность и нежность. Вряд ли кто-то больше чем она был способен любить родную Одессу, дочку, мужа, театр, артистов. Ее спектакли тоже были по-хорошему трогательны – думаю, она была бы идеальным режиссером детского театра, но судьба распорядилась иначе. В моей жизни с Норой Абрамовной связано очень многое. Спасибо ей – и светлая память!
Спасибо! Не знала о ней… Светлая память…
Спасибо, пусть и запоздалое, Норе Абрамовне за «Малыша и Карлсона»… Я выросла на спектаклях театра Ленсовета золотого периода 1968-1985, поставленных в том числе и ею, и при ее непосредствееном участии… Поклон ей — в землю. С уважением, Алла Ларионова, редактор газеты «Телевидение. Радио».