Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

7 ноября 2014

ОДИССЕЯ НА ФОНТАНКЕ

Новая редакция постановки Бориса Павловича «Видимая сторона жизни» стоит того, чтобы о ней сказать, несмотря на то что об этом моноспектакле Яны Савицкой в ПТЖ уже писали. Спектакль вошел в репертуар БДТ. О новой жизни спектакля, о «гении места», повлиявшем и на его структуру, и на зрительское восприятие, свидетельствует петербургский художник Б. Констриктор.

«Видимая сторона жизни». По прозе и поэзии Елены Шварц.
БДТ им. Г. А. Товстоногова.
Идея, композиция, пространство — Бориса Павловича и Яны Савицкой.

О чуде рассказать нельзя, ноумены невербальны. Но именно о невербальном пытается вещать поэзия. Здравый смысл убегает, как крыса с тонущего корабля. Поэт остается у штурвала своего безумия, потому что задача, стоящая перед ним, принципиально неразрешима.

Именно такую задачу поставили перед собой режиссер Борис Павлович и актриса Яна Савицкая в только что показанной второй редакции спектакля «Видимая сторона жизни» по стихам, прозе и дневникам пятитомника Елены Шварц.

Поэт вернулся туда, где все начиналось. Спектакль играется в буфете (вспомним Островского!) БДТ. Сколько лет прошло, а кажется, вот-вот откроется дверь, и «легендарный завлит» Дина Морисовна скажет: «Лена, а что ты тут…»

Я. Савицкая в сцене из спектакля.
Фото — архив БДТ.

«Тут» на наших глазах разыгрывается мистерия о поэте. Не путь жизни, а путь духа проходит персонаж. Спектакль начинается едва ли не бытово: чтение стихов перерастает в пьяный скандал с буфетчиком. Но постепенно микс из стихов и прозы словно по спирали начинает выводить зрителя на все более высокие уровни поэтического самосознания героини. Царствует диалектика оксюморона: перед нами самурай с мечом, бесстрашный покоритель метафизических вершин — и подросток, навеки оставшийся в своем пубертатном периоде. Эта смесь отваги и наивности, мудрости и беспечности, гениальности и отчаяния образует причудливую партитуру спектакля. Ария актрисы, достигая самых верхних нот, завершается голосом самого поэта.

Одиссея на Фонтанке завершилась. Пространством и временем полный, возвращается зритель в город, из которого Елена Шварц уже никогда не исчезнет.

Эту трагическую поэтическую вечность и манифестирует спектакль, сводя концы и начала судьбы поэта в большой взрыв своего действа.

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии 3 комментария

  1. Браво!

  2. Татьяна Тихоновец

    До этого спектакля, который увидела несколько лет назад, я ничего не знала О Елене Шварц. Ну. так, что-то. как о дочери Дины Морисовны. Спектакль тогда просто потряс. Я тогда еще подумала: «Почему такой спектакль не в Питере?» Сейчас «Genius loci» вернулся на принадлежащее ему место.

  3. Алексей Пасуев

    Рецензия Ольги Ивановой:
    http://okolo.me/2015/02/nevidimaya-potomu-chto-ne-xotyat-videt/

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога