«Мой волшебный носок» и «Зайцы в детском саду».
Авторы спектаклей — Анна Иванова-Брашинская, Саша Полякова.
Красноярский театр кукол.
…В четвертом часу ночи (или уже утра), возвращаясь с одного берега Енисея на другой после замечательной премьеры Красноярского ТЮЗа «Окна в мир» о падении нью-йоркских башен-близнецов (роман Фредерика Бегбедера, инсценировка Александра Вислова, постановка Романа Феодори), я потерял в такси перчатку. Безвозвратно. Так что, оказавшись уже в десять утра того же дня на премьере Красноярского театра кукол «Мой волшебный носок» и поняв (это потребовало некой сосредоточенности), что главное событие спектакля состоит в пропаже носка главного героя, ощутил глубоко личную связь с рассказываемой историей. Самое удивительное, что 15 годовалых красноярских ангелов-зрителей и их прелестные мамы (папа присутствовал в единственном экземпляре) прониклись всем увиденным с не меньшей заинтересованностью, хотя их ночные обстоятельства явно не были столь драматичны.
Современный театр кукол все радикальнее понижает возрастную планку своих зрителей. Считается, что пятилетние, еще не освоившиеся в зрительном зале, уже потеряны для этого театра безнадежно, они полностью в виртуально-гаджетном мире. Раньше, раньше, раньше… Режиссер Евгений Ибрагимов, к примеру, активно внедряет в жизнь спектакли для беременных (то есть будущий зритель берется в театральный плен еще до появления на свет). В Красноярском театре кукол, который с недавним приходом директора Татьяны Поповой начал поиск новых форм и смыслов, до такого радикализма еще не дошли. Но все-таки «Мой волшебный носок» — почти революция. Новое пространство —камерный закуток в фойе второго этажа, где зритель может ползать по мягкому покрытию и вступать с героями спектакля, что называется, в тактильный контакт. Новая аудитория — годовалые малыши. Психологи, с которыми театр консультировался в ходе создания спектакля, предупреждали об особой сложности такой зрительской аудитории — к примеру, внимание годовалого малыша крайне сложно удерживать более 15 минут («Носок» идет 20, и заметно, что последние пять минут часть юных зрителей начинают жить параллельной жизнью). Новые для красноярского театра (да и вообще для российской сцены) режиссер и художник — Анна Иванова-Брашинская и Саша Полякова. Анну (она же автор пьесы), впрочем, особо представлять не надо: кукольники прекрасно знают ее как теоретика-театроведа. Отправившись из Петербурга в Турку воспитывать кадры для финского театра кукол, Анна постепенно перешла из теоретиков в практики, сейчас на ее счету режиссерские работы в Финляндии, Литве, Польше, Франции. Красноярский спектакль — российский дебют (была, правда, работа в прошлогодней летней школе СТД, но это нельзя назвать полноценным спектаклем). Саша Полякова начинала учиться сценографии в ЛГИТМиКе, но вышла замуж во Францию и живет там уже больше 15 лет, воспитывает четверых детей, известна как иллюстратор детских книг. В театре — дебютантка.
«Мой волшебный носок» — моноспектакль. Молодая актриса в черном гимнастическом трико (в разных составах это Алена Задагаева или Ирина Нечитайло) играет героя, который говорит о себе в мужском роде. Но для маленьких зрителей это не мужчина и не женщина, а именно что персонаж, представитель того диковинного, параллельного мира театра, с которым они здесь и сейчас знакомятся впервые в жизни. Персонаж потерял носок (огромное событие для него и для зрителей), отправляется на его поиски, не выходя из комнаты, и открывает целый мир, в котором есть улитка, рыбка, осьминог, жираф и даже слон, — все они сделаны из разноцветных носков (простота материала дополнена весьма изобретательной механикой кукол-объектов), всех можно потрогать. Игра, но и весьма существенный момент познания мира (о том же осьминоге, надо полагать, многие из малышей узнают впервые). Актрисы работают по-разному. Алена Задагаева с ее бурятской кровью и обликом буддистской статуэтки все же остается достаточно экзотической вещью в себе: можно разглядывать (опять же — момент расширения мира), но сложнее вступать в контакт. У улыбчивой Ирины Нечитайло замечательно получается интерактив, при этом никакого аниматорства, это именно театр, только штучный, внимательно держащий в поле зрения каждого своего особенного зрителя.
А день спустя уже на большой сцене Красноярского театра кукол состоялась еще одна премьера режиссера и автора пьесы Анны Ивановой-Брашинской и художника Саши Поляковой — «Зайцы в детском саду». Это более традиционное зрелище (и рассчитано оно на более традиционную публику — от трех лет). Один день из жизни заячьего детского сада (своеобразный заячий «Улисс»). От воспитательницы, управляющей этой жизнью, присутствует только голос (заслуженная артистка России Галина Кикоть), а вот семеро ее подопечных явлены во всей полноте и прыти. Зайцы играют на разнообразных музыкальных инструментах (о существовании ксилофона и цимбал по ходу действия узнают, кажется, не только маленькие зрители), танцуют (даже танго), занимаются спортом, спят и видят сны о кораблях, диковинных рыбах и морских чудовищах (теневой театр во всеоружии и во всей красе). Среди великолепной заячьей семерки выделяется один, самый маленький (Ирина Нечитайло). Сыграна (и очень убедительно) драма не просто маленького, но иного, того, кому сложно вписаться в общий стандарт и единую команду (сколько эмоций можно вложить в интонирование единственного слова «Мама!»). К счастью, до заячьей дедовщины в спектакле не дошло, маленькому и иному здесь сочувствуют и помогают.
Все было бы совсем замечательно, если бы кукольные зайцы оказались более театральны (пока кажется, что они пришли в спектакль из магазина винтажных игрушек), а общее решение сценографии и кукол учитывало бы особенности пространства большого зала красноярского театра — оно бесконечно длинно и узко, что-то и кого-то (малыша-зайца, к примеру) из середины зала уже не очень видно.
…Оба спектакля обаятельны, оба имели успех у публики (а ведь эту публику не обманешь), и Красноярский театр кукол надеется на продолжение сотрудничества с дуэтом режиссера и художника.
P. S. Да, кстати! Носок-то в конце концов нашелся. Оказалось, что герой просто надел два на одну ногу. Со мною такое тоже случается.
Комментарии (0)