Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

18 мая 2012

НЕМНОГО ГЛАВНОГО ОБ ИЗВЕСТНОМ

Вчера в Мемориальном музее-квартире актеров Самойловых (филиал Музея театрального и музыкального искусства, на улице Стремянной) открылась выставка, посвященная династии Боярских. Как пообещали пришедшим на торжественное открытие, экспозиция станет началом целого тематического цикла, посвященного петербургским актерским семьям. Так что вполне логичным кажется, то, что его открывает одна из самых известных и многочисленных.

На город обрушилось немыслимо палящее солнце, а в тесноватом помещении, отведенном для церемонии открытия выставки, глаза слепили многочисленные фотовспышки — репортеры спешили запечатлеть посетивших музей знаменитостей, Михаила и Елизавету Боярских. Искренние и теплые слова в адрес своих коллег по сцене Комиссаржевки, братьях Николае и Сергее Боярских, произнесли любимые и уважаемые петербургской публикой артисты Тамара Абросимова и Иван Краско. Изъявления благодарности прозвучали в адрес истинного энтузиаста и «архивариуса» семьи Екатерины Боярской. Цветы, аплодисменты, камеры в битком набитом зальчике с открытыми в невыносимый городской зной окнами…

Елизавета, Михаил и Екатерина Боярские.
Фото — Михаил Садчиков

А экспонаты расположились в двух комнатах по соседству: фотографии, афиши, сценические костюмы… Боярские много лет пребывают на авансцене зрительского интереса, играют в поистине культовых спектаклях и кинокартинах, смотрят с обложек и телеэкранов — творческие биографии членов этой семьи, вероятно, не таят грандиозных сюрпризов для исследователей. Но неожиданно действенную «перекличку» затевают расположившиеся в соседних витринах изящные туалеты пастельных тонов, в которых играла Лидия Штыкан — с подчеркнуто авангардными линиями костюмов Елизаветы Боярской и элегантно простыми платьями Ларисы Луппиан… Поистине говорящий контраст составляет бутафорская электрогитара из спектакля «Бременские музыканты» со строгой фрачной парой — обе черно-белые, эффектные, и настолько разные! А вот на стенде краткая справочная информация, свидетельствующая о том, что несколько поколений в этой семье получили образование на Моховой, и в соседней витрине — студенческие билеты и дипломы, словно отсчитывают даты и баллы…

Перед зрителями предстает и прославленная актерская династия — и петербургская семья, которой повезло сохранить прабабушкины девичьи дневники, дедушкины фронтовые письма, старинные книги из семейной библиотеки. Эта часть экспозиции уже не вещает об актерской славе, но позволяет зрителю соприкоснуться с теми годами, событиями, человеческими чувствами, свидетельств о которых, может быть, не сохранилось в его собственной семье.

И, может быть не менее важно для нас сегодня, в поисках корней, эстетических приоритетов и гражданских ориентиров, услышать эту, не очень громкую, но уверенную интонацию, которая прозвучала в словах Михаила Боярского, говорившего о том, что семья для него всегда служила и служит универсальным этическим мерилом. И в словах благодарности, которые адресовала «семейному архивариусу» Екатерине Боярской ее племянница. И задуматься о том, что каждому из нас, возможно, есть еще что сохранить для собственных потомков.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога