Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

22 октября 2024

АННУ ФЕДОРОВНУ НЕКРЫЛОВУ С ЮБИЛЕЕМ!

В поименном регистре авторов «ПТЖ» написанное рукой Анны Федоровны значится только со ссылками на бумажные номера журнала. Для «ПТЖ» она автор особенный, уникальный, от которого ждешь и получаешь несуетное проникновение в ткань спектакля, суть проблемы. В образе ее мысли — ценнейший симбиоз традиции, энциклопедических знаний, филигранной точности оценок, концепций и анализа. Она словно видит серебристую паутину синапсов вселенского разума, связывающую наше периферическое настоящее с сердцевиной мировой культуры. Любая беседа с ней — интереснейший, вдохновляющий, заряжающий опыт для студентов и состоявшихся ученых. Анна Федоровна по-прежнему генерирует энергию, словно солнце, готовое освещать и просвещать всех, независимо от возраста и опыта. Главное, чтобы был интерес к знаниям, чтобы было желание ухватиться за традицию, которую с такой яркостью представляет она сама. «Петербургский театральный журнал» поздравляет Анну Федоровну Некрылову, своего ценнейшего автора и друга, с юбилеем и присоединяется к сердечным словам ее коллег по науке и театру.

Анна Федоровна Некрылова.

Как-то, готовя к публикации статью одного из авторов, редактор спросил у него: «А почему вы не ставите кавычек, когда цитируете Некрылову?» На что простодушный автор ответил: «А зачем? Некрылова — это ж как Библия…»
Отчасти этот наивный автор был прав. Действительно, ее работы пропитаны духовным светом.

Этот свет она получила от своих учителей — Владимира Яковлевича Проппа и Виктора Евгеньевича Гусева, свет энциклопедических знаний, выявляющий смысл и суть традиционной культуры. Говорит ли она о русской народной сказке, о пословицах и поговорках, о календарных праздниках, о старинном кукольном Петрушке, о нескромных загадках, собранных в экспедициях по глухим деревням, — всегда она поверяет эти явления категориями добра, милосердия, гуманизма, которые сегодня, к сожалению, вымываются из современного сознания, но без которых немыслимо понять основы и особенности фольклорного мышления. Эти понятия остаются для нее важными и при анализе фестивальных спектаклей театра кукол. Она входит в эти спектакли, как географ в неведомые земли, пытаясь понять и объяснить их ландшафт, климат и атмосферу. Она благожелательна к создателям и обитателям этих земель — режиссерам, актерам, — если сценически оправданны и логичны условия их существования. И всегда непримирима к грубости, фальши и невежеству. И да, она умеет оглушительно свистеть в два пальца! Такую оценку однажды слышали кукольники.

Ее всегда блистательные научные исследования глубоки и серьезны. Что не слишком вяжется с азартом и каким-то завидным бесстрашием, что ли, в повседневной жизни — о деталях как-нибудь позже… Не вступила ни в комсомол, ни в партию, дерзко аргументируя опасное по тем временам нежелание встать в стройный ряд: «Так не могу, пионеркой не была».

Когда-то, много лет назад, бытовала легенда о мастер-классе, данном ею подросткам. Тогда Анна Федоровна жила на одной из линий Васильевского острова. И вот, возвращаясь вечером домой, она столкнулась в парадной с группой мальчишек, которые громко общались друг с другом, используя обсценную лексику. Увидев проходившую мимо них женщину, эти молодые люди, дабы смутить, а может быть, и потешиться ее испугом, обрушили на нее весь свой невеликий словарный запас…

И тут в Анне Федоровне взыграли то ли ее природная казацкая строптивость, то ли отвага некрасовской женщины, которая, как известно, и коня остановит… А может быть, сыграл свою роль и педагогический опыт. Но следующие четверть часа ошеломленные подростки слушали периоды такого по-скоморошьи заковыристого и художественно совершенного мата, о каком даже не подозревали.

Позже, при встрече, кто-то из этих юных созданий отводил взгляд и тихо исчезал, а кто-то, вежливо здороваясь, забирал из рук тяжелые сумки и словно оруженосец тащил наверх, к дверям ее квартиры…

Бог знает, быль это или апокриф, тесно соединенный с фигурой фольклориста…

У Анны Федоровны нет званий, но есть гораздо более ценное — имя. Имя светлого хранителя золотого запаса русской традиционной культуры. И каждый, абсолютно каждый, кто знаком с А. Ф., при всего лишь упоминании этого имени неизменно улыбается — восхищенно, почтительно и слегка влюбленно.

С Анной Федоровной мы нечасто общаемся, пересекаемся крайне редко. Не всегда удается годами сохранять яркое свое впечатление о человеке, а в случае с ней удается. В ней никогда нет никакого высокомерия, зато есть самоирония и целительный юмор во всем. И сразу понимаешь, что вся Анна Федоровна наполнена изнутри тем, о чем так вдохновенно она просвещает многие поколения режиссеров, актеров, театроведов. Без пафоса, без скуки.

Когда слышу, что Анна Федоровна Некрылова проводит лекцию, семинар, встречу, то знаю — всегда будет живо, интересно, тепло, внятно. О ритуальных бесчинствах или о ненормативной лексике Анна Федоровна рассказывает так деликатно, что я благодаря ей поняла когда-то: запретных тем нет, а есть талант, как именно об этом говорить. Нужны вот такие ее высочайшее мастерство подачи и сердечность.

Дорогая Анна Федоровна! Ваше человеческое обаяние и юмор, тончайшая манера передачи знаний — вот мое первое впечатление о Вас, когда я была еще студенткой. Так сохраняется по сей день. Пусть этих дней будет много во здравии и вдохновении, в окружении любимых и поддерживающих Вас, близких, учеников, коллег. Многая лета! С юбилеем, дорогая Анна Федоровна!

Мне повезло. Моя первая работа в жюри совпала с первой встречей с Анной Федоровной Некрыловой. Сибирский региональный фестиваль театров кукол в 2002 году проходил в Новокузнецке, и организаторы приготовили три приза за лучший спектакль. Первое место — Золотой Петрушка, второе — Серебряный, третье — Ситцевый. И тогда Анна Федоровна предложила поменять их местами, сделав Ситцевого главным. Раз Петрушка, то самый ценный должен быть таким, из привычной для куклы ткани. И это был не каприз, а восстановление художественной справедливости.

Научная работа с фольклором невозможна в случае Некрыловой без внимания к людям и понимания, что следовать стоит не правилам, а порядку. Правила задают люди, и они меняются, порядок заведен искони. И Анне Федоровне часто досадно, что театр не знает и не замечает, например, сказочного порядка, потому что с ним спектакль был бы богаче, глубже и даже понятнее маленьким зрителям. Поговаривают, что известный ученый собственноручно исправляла ошибки в непечатных словах, которые были наспех написаны на стенах ее подъезда. Это убедительно, даже если это миф. В этом жесте помимо восстановления первоначального утраченного смысла звучит еще и озорство, а у Анны Федоровны отменное чувство юмора.

Анна Федоровна — идеальный партнер на устных обсуждениях спектаклей. Рядом с ней чувствуешь себя спокойно, в редкой сегодня в профессиональной среде зоне комфорта, что на самом деле только провоцирует точность высказывания. Ее интонация никогда не укоризненна, даже после разговора о неудачном спектакле его создатели и участники не выходят расстроенными. Ее лекции можно слушать бесконечно, потому что в них мудрость оказывается какой-то внятной и близкой и обнаруживается совсем рядом: в связи поколений и перекличке жанров, в сказочных сюжетах и народных увеселениях.

Дорогая Анна Федоровна! С Днем рождения, будьте здоровы. И пусть все будет хорошо у ваших близких, о которых вы всегда говорите с такой заботой и теплотой.

Дорогая моя Анна Федоровна! Вокруг Вас нет совершенно никакого пафоса. Вас даже в Википедии нет! И потому написать поздравление с Юбилеем лично мне не представляется возможным. Рядом с Вами, как в сказке и колыбельной, все сразу встает на свои места. Все просто. В этом мире есть ЛЕС. И в этом мире есть ДОМ. У Леса и Дома есть свои границы. Пересекать эти границы можно только по правилам.

Вокруг нас все — живое. Пространство и Время можно воспринимать не научно — не объективно и оценочно, а субъективно-чувственно. Время, как и Пространство, может быть добрым и злым, благоприятным и неблагоприятным. Оно обладает полом и возрастом… Мерилом всех вещей в Мире и в Доме был и остается Человек.

Человечностью оценивается отношение к Дому и Миру… В чужой Дом без приглашения нельзя проходить дальше порога. Дойти без разрешения до центра Дома в шапке — оскорбление, за которым последует наказание. Спать ложиться — головой на Восток. Больше трех раз не жениться. Не садиться у окна, если не собираешься замуж или в самый дальний путь.

Не уверена, что у Вас есть любимый анекдот, но мой любимый анекдот мне рассказали Вы. Я его цитирую на лекциях, ссылаясь на первоисточник. «Идет Иван-царевич по дорогое и видит вдалеке на перепутье камень. Ну, думает он, сейчас начнется… Направо пойдешь — коня потеряешь. Налево пойдешь — голову потеряешь. Прямо пойдешь… Подходит Иван-царевич к камню, а там написано: „Иди домой!“»

И пусть сейчас «не все дома», «чердак не варит», а «крыша поехала», я знаю, что кроме Леса важно помнить, что в этом мире есть Дом.

С Днем рождения и, пожалуйста, будьте здоровы.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

  1. Марина Дмитревская

    Конечно, сейчас позвоню Анне Федоровне и поздравлю голосом, но сначала напишу, как я люблю и чту этого редкого человека, вносящего в нашу ненормальную жизнь устойчивость календарного цикла, какие-то базовые ценности (вот где — истинные скрепы) и несуетность исполнения правил: работать, растить детей и внуков (а их у А. Ф. есть…), отвечать внятно на любые вопросы. Ее как будто укрепляет (а она укрепляет нас) мудрость не просто изученной, а крепко пропитавшей ее сути многовековых устоев и простого народного миропонимания. Когда-то от нее я узнала, что «спятить» — это ходить пятками вперед, пятиться, возвращаться — и разве это не поддержка в трудную минуту, каких много? Вот так посмотришь на жизнь и поймешь: да они спятили…
    Анна Федоровна безотказна. Когда-то на щелыковском отдыхе музей попросил ее прочесть курс для работников заповедника — и несколько дней она рассказывала им основы пространственно-временного мира русского человека. Я присоседилась и тоже послушала. Огромное впечатление!
    А как она внятно объяснила мне, почему на «Плаче Иеремии» мне было физически плохо?… Потому что АФ понимает по-древнерусски, а не просто оценивает режиссерские ходы-выходы))) НО об этом не сейчас.
    Когда АФ внезапно появляется у нас в редакции попить чаю — мы всегда счастливы. Вот правда, ей навстречу хочется быть умным, добрым и хорошим. И вынести все, и широкую ясную… Потому что это — жизнь, куда ж деваться, она такая…))

  2. Андрей Кириллов

    И я, и я. Обнимаю. Люблю. Желаю. Слова по телефону сказал. А теперь и звучок в хоре))

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога