Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

15 ноября 2023

НА ПЕРВОМ МЕСТЕ — ЧЕЛОВЕК

О III Всероссийском фестивале документального театра «Вербатимфест»

«Вербатимфест» появился в 2019 году в Воронеже. Площадкой для проведения стал независимый театральный проект «Новый театр», инициатором и продюсером — его актриса Мария Конотоп. Команда «Нового» не только ставит спектакли (драматические, документальные, иммерсивные), но и организует мастер-классы для подростков, устраивает читки и лекции для жителей Воронежа. «Новый театр» прицельно работает с подростковой аудиторией и занимается социальными проектами. Среди них — занятия по актерскому мастерству для воспитанников детских домов и людей с особенностями здоровья, документальные спектакли с участием жителей города. «Вербатимфест» — продолжение этой работы.

Сцена из спектакля «Деревня и я».
Фото — архив фестиваля.

Фестиваль вырос из желания «Нового театра» расширить взаимодействие с молодыми людьми, показать им, что театр может быть пространством для их творческой реализации. Поэтому в программе — не только спектакли, но и лаборатории по драматургии, фотографии, хореографии, театральному искусству для подростков. Участники каждой из них работали со своими личными историями и переживаниями, осмысляя их через фотоискусство, танец, текст или работу с предметом. Еще одно направление фестиваля — лекционный контент. В рамках этой программы театровед Павел Руднев рассказал о том, как меняется восприятие современных детей и как это отражается на театре; театральный критик Мила Денёва сделала обзор литературы young adult — книг для «молодых взрослых». Две лекции были посвящены фотоискусству: Алена Кочеткова рассказала о том, как с помощью художественного языка фотографии передать личную историю на фоне общечеловеческих событий и повседневности; документальный фотограф Светлана Булатова представила свои визуальные исследования Северного Кавказа. Композитор Лена Гликсон на примере собственных работ в России и США объяснила, чем работа музыкального редактора в кино отличается от его же работы в театре. Элина Петрова представила документальные проекты с участием молодых людей, в которых она участвовала как драматург и педагог, и показала, как много могут подростки, если дать им больше самостоятельности. Все лекции проходили в офлайн- и онлайн-формате и доступны для просмотра в группе фестиваля в ВКонтакте.

Сцена из спектакля «Квадрат».
Фото — архив фестиваля.

Открыл театральную программу «Вербатимфеста» документальный спектакль РАМТа «Деревня и я» (режиссер Дмитрий Крестьянкин). Это вербатим о подростках, живущих в российской глубинке. Материал для пьесы (интервью со школьниками) драматург Элина Петрова и Дмитрий Крестьянкин собирали в Калужской, Новгородской, Тамбовской, Тверской областях. Получилось коллективное высказывание молодых людей об их самоощущении в мире вообще. Не «деревня и я», а шире — «мир и я». Истории звучат в исполнении актеров РАМТа Нелли Уваровой и Сергея Печёнкина. Артисты работают с текстом бережно и сдержанно, не интонируют его излишне. При этом у них получается создать не абстрактных персонажей, а конкретных людей. Их переживания о поиске своего пути, о сложностях в семье, о неуверенности в будущем понятны и близки любому молодому человеку, независимо от места проживания. В историях есть боль, есть ощущение несправедливости. Но спектакль не спекулирует на злободневных темах. Он выводит к свету, к силе принятия — себя, своего места, своей судьбы, своей борьбы.

Еще один документальный спектакль Дмитрия Крестьянкина на фестивале — «Квадрат», созданный им с командой «Плохого театра» в Петербурге. В основе пьесы — воспоминания пяти друзей о своем детстве, которое пришлось на 90-е годы в Туле. Истории конкретных людей разворачиваются на фоне истории страны. Это сторителлинг о дворовых играх и «Денди», о травле в школе и необходимости носить с собой биту на улице, о крепкой дружбе и предательстве, об ощущении близкой смерти и мечтах о лучшей жизни. Воспоминания героев чередуются с музыкальными вставками, которые размыкают пространство спектакля — зрители в эти моменты могут выйти на сцену и танцевать под хиты 90-х и начала 2000-х вместе с актерами, сбросить напряжение. Это спектакль о прошлом, которое определило настоящее и будущее его героев. Не всегда это прошлое было хорошим. Дмитрий Крестьянкин смотрит на это без страха, без обиды, без отчаяния. Он не романтизирует то время, но и не линчует, не обвиняет. Просто фиксирует момент, словно делает фотокарточку на память.

Сцена из спектакля «Чистые враки».
Фото — архив фестиваля.

Воспоминаниям о детстве также посвящен спектакль «Чистые враки» Александры Ловянниковой и театральной компании «Арт-проект». Взятые за основу рассказы Александра Блинова чередуются с личными историями актеров. Анастасия Галицкая, Сергей Фишер и Михаил Трушников появляются сначала в образе условной семьи — мама, папа, сын, — но в какой-то момент выходят из роли — задают вопросы в зал, делятся воспоминаниями. Юмор и непосредственность помогают актерам установить доверительные отношения с юными зрителями, а у взрослых вызвать ностальгию по тому времени, когда они сами были детьми, попадали в нелепые ситуации, учились смеяться над собой, взрослели, отстаивая свое право на самостоятельность.

В спектакле «Пушкин и деньги» Театра. doc в формате непринужденной лекции-беседы излагается не просто биография Пушкина, а конкретные обстоятельства его жизни, связанные с долгами, тратами, бытовыми проблемами, повлиявшими на жизнь и творчество поэта. Рассказчиков двое. Екатерина Юдина выступает как лектор более прагматичный и всячески подчеркивает непрактичность Пушкина. Александр Топурия, напротив, оправдывает поэта: ведь он гений и мыслит другими масштабами. Свои доводы и подсчеты актеры иллюстрируют цветными картинками, которые прикрепляют к доске, и подкрепляют цитатами из реальных документов и писем. Механизм игры, интонация живого общения актеров со зрителями, без назидания, без превосходства, с юмором и азартом, превращают «урок» о Пушкине в диалог о жизни. Зритель получает возможность пробраться сквозь навязанные школой штампы и, возможно, увидеть в Пушкине живого человека, проблемы и радости которого нам ближе, чем кажется.

Сцена из спектакля «Интернат».
Фото — архив фестиваля.

Самый острый по тематике спектакль на фестивале — «Интернат» — о жизни людей в психоневрологических интернатах. За основу режиссер Екатерина Половцева берет статью журналистки, которая провела в ПНИ две недели и описала то, что увидела там и пережила. Актеры (Нелли Уварова, Антон Кузнецов, Дмитрий Крестьянкин, Мария и Ольга Лапшины) сначала читают текст с листа. Формат, похожий на читку, позволяет актерам отстраниться от текста. По ходу действия они будут перевоплощаться в тех, о ком идет речь в статье. При этом артисты сохраняют баланс между отстранением и сопереживанием, сопричастностью. Свободное пространство сцены занимают мольберты с холстами. Авторы картин — люди с ментальными особенностями, участники социального проекта «Наивно? Очень», основанного Нелли Уваровой в Москве (о нем актриса подробно рассказала на творческой встрече, видеозапись которой также есть в группе фестиваля). Ни проект, ни спектакль «Интернат» не претендуют на то, что смогут решить социальные проблемы, связанные с системой психоневрологических интернатов. Цель другая — вывести эту тему в поле театра и тем самым сделать жизнь людей с особенностями хотя бы чуточку более видимой, обратить внимание на то, что замечать большинству не хочется. И, возможно, побудить зрителей задуматься о том, как тонка грань между нормой и состоянием вне нормы, когда уже невозможно управлять разумом.

Сцена из спектакля «За белым кроликом».
Фото — архив фестиваля.

Организатор фестиваля, «Новый театр», представил на фестивале две работы: эскиз спектакля по пьесе Марии Огневой «За белым кроликом» и спектакль «Точка на карте». Материал для последнего собирали весной прошлого года на театральной лаборатории для подростков. Участники делились своими историями, размышлениями о том, что для них Воронеж. Получился коллаж из воспоминаний о событиях, радостных и не очень (первая любовь, неудачная попытка спасти стрижа, прогулки по опасным районам, поступление в вуз), и обыденных моментов жизни (поездки в переполненном транспорте, прогулки в любимом парке, празднование Нового года с друзьями). Через весь спектакль проходит история молодого танцора, который пытается снова встретиться с понравившейся ему девушкой и поставить с ней номер. Прерывают поиск героя монологи других участников спектакля, не связанные сюжетно друг с другом, а также хореографические эпизоды, исполняемые под живую музыку — аранжировки сочинений Чайковского, Поля Мориа, Владимира Преснякова, групп «Аквариум», «ДДТ», «Гражданская оборона» и авторскую композицию актера «Нового театра» Романа Лютикова. На уровне ассоциаций и образов создается портрет Воронежа — так, как чувствуют его авторы историй. Спектакль «Точка на карте» как задокументированные высказывания реальных людей помогает пересмотреть отношение воронежцев к родному городу, по-новому взглянуть на свое место в нем и, если угодно, на свою судьбу.

Отдельным событием программы стал «партиципаторный замес» (так определил жанр проекта его автор, режиссер Виталий Федоров) Black box. В нем нет ни актеров, ни декораций. Все происходит в полной темноте, подсвеченной флюоресцентной разметкой на полу и стульях. В течение показа зрители выходят в помещение с микрофоном, искажающим голос, и рассказывают свою личную историю, которую в этот момент слышат все остальные. О чем говорить, каждый решает сам. События из жизни, самые разные вопросы и темы сливаются в стихийный поток анонимных признаний. Такая форма совместного переживания, публичной «исповеди» дает возможность высказаться тем, кому этого хочется, и быть услышанными. Но если рассматривать это как спектакль, а не просто как арт-терапию, — процессу не хватает направления, цели.

Сцена из спецпроекта Black box.
Фото — архив фестиваля.

Артисты Тверского ТЮЗа предложили зрителям фестиваля принять участие в плейбек-театре. Желающие рассказывали свои истории, связанные с путешествиями (эту тему заранее обозначил режиссер Тимур Шарафутдинов), а актеры импровизировали и визуализировали услышанное одним из методов — разыгрывали этюд, пели, изображали в виде застывшей фигуры. По форме плейбек-театр отдаленно напоминает психодраму Морено. Однако основатель этого формата Джонатан Фокс утверждает, что, в отличие от психодрамы, плейбек-артисты принимают любые истории, в том числе позитивные или кажущиеся несерьезными. Рассказчик дарит историю, зрители — свое пристальное внимание, а актеры — импровизацию. Возникает диалог, основанный на повествовании, уважительном слушании и творческом отражении. Что, собственно, и происходило на фестивальном показе. На фоне других спектаклей, эмоционально более острых и напряженных, выступление Тверского ТЮЗа стало своего рода выдохом, пространством не глупого смеха, но юмора, который объединяет, сплачивает и зрителей, и актеров.

***

Для фестиваля «Вербатимфест» документ или вербатим — не самоцель, но повод говорить о важном и актуальном в понятной для зрителя форме. Организаторам удалось создать пространство диалога, где подростки и взрослые могли встретиться, услышать друг друга и, возможно, чуть больше друг друга понять. Здесь на первом месте не документ или творческое выказывание, но человек — сложный, противоречивый, сомневающийся. Отталкиваясь от этого, «Вербатимфест» пытается вместе со своими зрителями понять, что происходит сегодня с этим самым человеком, какой он и как ему взаимодействовать с окружающей реальностью.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога