Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

29 июля 2013

ГИД ПО НЕЗАВИСИМЫМ ТЕАТРАЛЬНЫМ ПЛОЩАДКАМ ПЕТЕРБУРГА

Идея создания независимых театральных площадок витала в воздухе уже лет пять назад, когда театральная молодежь особенно остро нуждалась в ресурсах (пространстве, репетиционных помещениях, технике, финансировании и т. д.) для воплощения своих замыслов. Ситуация у ребят и правда была незавидная: репертуарные театры с осторожностью относились к молодым режиссерам и часто отказывали им в постановках, не желая рисковать афишей, современная русская драма с трудом пробивала себе дорогу на сцену, система финансовой поддержки вчерашним выпускникам и их театрам отсутствовала. С тех пор кое-что изменилось, независимые театральные площадки стали неотъемлемой частью петербургской театральной жизни, так что мы решили сделать небольшой гид по ним.

Помимо того, что все организации, о которых пойдет речь ниже, не являются репертуарными государственными театрами Петербурга, критерии отбора довольно субъективны. Тем не менее, это не «вкусовщина». Площадок, функционирующих как независимые театральные пространства с постоянно обновляемым репертуаром, в городе не так много. Еще меньше тех, которые имеют собственное «лицо» и участвуют в формировании культурного пространства города. Мы выбирали именно такие. Каждая из площадок уникальна по организационной структуре, способу финансового существования и, тем более, с точки зрения творческой программы. Разница между ними тоже показательна и в некоторой степени иллюстрирует пути развития независимого питерского театра последних лет. И еще одно: в этом материале нас интересовали не столько театральные коллективы и художники, наполняющие площадки жизнью (в перспективе мы о них обязательно расскажем), сколько сами помещения. Поэтому главное здесь — фотографии, автор которых, Анна Ушакова, попыталась уловить и передать атмосферу, философию, историю каждого пространства.

Театр «Особняк»

Совершенно убеждена, что начать этот обзор надо именно с «Особняка», хотя статус репертуарного театра (пусть независимого) сразу нарушает только что принятые нами правила отбора. Не знаю, каким чудом удалось театральной команде отвоевать в 1989 году эту уютную веранду на Петроградской стороне. Говорят, днем они работали дворниками, чтобы по вечерам репетировать и играть спектакли. Вместе с Дмитрием Поднозовым и компанией на Петроградке в разное время жили редкие для нашего города гости — Беккет, Ионеско Аррабаль, Павич, Клим, Кастанеда, Ницше, Юнг. Изначально созданный как «актерский театр с приглашенными режиссерами», сейчас «Особняк» существует в виде площадки, где помимо постоянных «жителей» Дмитрия Поднозова, Алексея Слюсарчука, Юлии Паниной играют экспериментальные группы «Lusores», Театральная Мастерская «АСБ» и другие проекты. Денежный вопрос для этого пространства, стоящего особняком к мейнстриму, всегда был второстепенным — решающей оказывалась схожесть по «группе крови». Некогда громкое, ерническое, вызывающее, а ныне тихое и вдумчивое существование «Особняка» являет собой удивительный пример независимых театральных поисков, которые за двадцать лет совсем не утратили актуальности.

osobnjak.ru

[Not a valid template]

Лаборатория ON.ТЕАТР

ON.ТЕАТР возник из театральной лаборатории молодых режиссеров 2009 года как ответ на вызов времени. Ее бессменный руководитель Милена Авимская создала пространство для проб и ошибок, где недавние выпускники театральных вузов — актеры, режиссеры, художники, — могут испытать свои силы. Основу репертуара театра составляет современная российская драма, что тоже стало визитной карточкой лаборатории. Подвальчик на ул. Жуковского приютил такие разные коллективы, как «Этюд-театр», «Театр Тру», «Организмы» и еще многих молодых креативщиков.

Щедрый подарок города, за который чиновники от культуры были в свое время обласканы прессой, лабораторный подвал оказался на поверку недешевым удовольствием. Сейчас по претензиям РОСПОТРЕБНАДЗОРА и РОСПОЖАРНАДЗОРА ребят выселяют и на всякий случай требуют еще двухсоттысячный штраф, так что эта фотосессия — прощальный привет истории на улице Жуковского. Будем надеяться, что на новом месте, которое ищут неутомимые организаторы, ON.ТЕАТР сможет, наконец, вздохнуть свободно.

onteatr.ru

[Not a valid template]

Black Box

Еще одно чудо петербургского арт-менеджмента — Танцевальный дом «Kannon Dance» Натальи и Вадима Каспаровых. Думаю, не будет преувеличением сказать, что никто не сделал для современного танца Петербурга больше, чем они. За 16 лет своего существования их танцевальная школа, задуманная для популяризации джаз- и модерн- танца, стала крупнейшим центром современного танца нашего города. Справедливо рассудив, что для развития собственной студии надо расширять кругозор и воспитывать зрителя, организаторы создали профильный фестиваль «Open Look», которому в этом году исполняется аж пятнадцать лет. «Черная коробка» на Казансой улице, открытая в 2010 году, стала очредным важным шагом в программе петербургского Танцевального дома. Из Black Box, словно чертики, принялись выскакивать молодые и дерзкие «движенческие» проекты. Гуманные условия аренды дают возможность показать себя даже самым ръяным экспериментаторам, так что именно здесь нужно ловить все свежие идеи петербургского современного танца и пластического театра.

kannondance.ru

[Not a valid template]

Эрарта

В разделе «Календарь» Музея современного искусства «Эрарта» театральные проекты скромно прячутся за рекламой, информацией о новых выставках, музыкальных вечерах, лекциях и спонсорах. Другими словами, театра здесь совсем не видно. Хотя в «Эрарте» есть симпатичный и даже хорошо оборудованный зал, достойной театральной программы за три года так и не возникло. Нельзя же всерьез назвать «программой» несколько моноспектаклей и постановку театра-студии «Игрище». Вот и получается, что самым громким театральным событием «Эрарты» на сегодняшний день остается отмена спектакля «Лолита» Леонида Мозгового, напуганного «петербургскими казаками». Впрочем, театр в музее — вещь совершенно не обязательная и успешная лишь в редких случаях, так что претензии предъявлять ни к чему. В список же этот «Эрарта» попала за изрядную долю положительного безумия, благодаря которому творческий потенциал высекается буквально из стен музея. В прямом смысле. Организаторы эрартовских событий охотно предоставляют художникам и театралам самые разные пространства — начиная с галерей и вестибюлей, заканчивая фасадом. Выступали же здесь АХЕ со своим «Депо гениальных заблуждений». Как знать, может просто не народились еще новые «инженеры», способные освоить эту требовательную площадку.

erarta.com

[Not a valid template]

Клуб Dusche

У этого симпатичного местечка на Лиговке есть шанс остаться в веках, если туда попадет «Театр Post» Дмитрия Волкострелова. Дело в том, что именно в «Душе» уже несколько лет идет один из ранних спектаклей группы — «Хозяин кофейни». В отличие от многих арт-клубов, которые на раннем этапе своего существования охотно заигрывали с театром, история «Душа» оказалась действительно удачной. Редкий пример синтеза «пивального и едального» заведения с прихотливым театральным текстом. Побольше бы таких счастливых совпадений — не знаю, как вам, а мне очень не хватает в нашем городе непретенциозных театральных пространств.

dusche.ru

skorohod.me

[Not a valid template]

Скороход

И снова чудеса пассионарности. Глядя на результаты работы творческого тандема режиссера Татьяны Прияткиной и менеджера Александра Вайнштейна, хочется с восхищением снять шляпу. В 2009 году ребята открыли международный театральный центр «Легкие Люди», который стал со временем самой крупной негосударственной школой актерского мастерства в городе. Осенью 2012 они же вместе с Александром Кондратенко (Buy-Buy Ballet) запустили «Скороход» в помещении бывшей обувной фабрики. Лофты, как и клубы, пространства для театра непростые. Тому пример и «Этажи», и «Ткачи», где театр как-то не прижился. Афиша «Скорохода», в которой спектакли самой Тани, «Этюд-театра», учеников Школы Студии МХАТ, Елены Прокопьевой и других соседствуют с лекциями, концертами, танцем, вечеринками, говорит о том, что ребята ищут свой формат и, судя по всему, истина уже где-то рядом.

skorohod.me

[Not a valid template]

Я не сильна в бизнес-моделях, но организаторы «Скорохода» рассчитывают окупить стартовые вложения в течение двух с половиной лет, и это похоже на реальность. Сколько бы ни крутили носами театральные снобы, утверждая, что бизнес — это бизнес и к искусству он не имеет отношения, но деловой подход к организации творческого процесса — положительный тренд нашего времени. Видимо, только он и может обеспечить результат, вырвав театралов из мертвого круга благих намерений. Ситуация с независимыми театральными площадками и вообще с молодым театром Петербурга изменилась только когда люди поняли: нечего ждать от города подачек, надо действовать самим. Будем надеяться, что творческая и организаторская энергия в народе не иссякнет и «кпд» независимых площадок, их вклад в искусство и городскую культуру будет только расти.

Комментарии (0)

  1. Dmitry Renansky

    Клуб DUSCHE был закрыт 30 июня нынешнего года. Скорбим. Светлая память — и спасибо за всё.

  2. денис рубин

    Хочется немного поправить автора относительно театральной деятельности музея Эрарты. Да, с одной стороны, согасны — театр в музее вещь не основная, с другой стороны — также согласны — возможно продвижение программы тоже сыграло свою роль в том, что театр на данной площадке не очевиден.
    Но при этом, хочется все же некоторой более справедливой оценки относительно положения дел. «Лолита» в музее не только отменилась, но и была в итоге сыграна, к тому же несколько раз и при полных залах. Театр АХЕ не просто представил «Депо» в музее, — сам проект был совместным продуктом Эрарты и АХЕ. Более того, помимо указанного «Депо» артисты реализовали на площадке музея несколько своих проектов — в частности, «Слепая Сова» была впервые показана (да и отрепетирована по сути) именно здесь. Именно здесь дважды проходило знаменитое постновогоднее кабаре театра «Глория Транзит» и так далее. Теперь просто можно выборочно поперечислять те театральные события, которые также происходили в музее (среди них, кстати, и те, которые особо привествуются и авторм данной статьи, только в контексте других площадок): спектакли театра «Организмы», POST Театра, «Медея» ди Капуа, «Синяя Борода» Диденко, спектакли Ширко-Деля, экспериментальный проект Happy Genetics, ряд иностранных гастрольных спектаклей — с географией от Чили и Мексики до Норвегии.Норвежцы, кстати, умудрились сыграть спектакль не внутри — а на вертикальной стене здания.
    Ну и так, на всякий случай, напомним о нашем авторском проекте, который уже четырежды был реализован на площадке (и, между прочим, при информационной поддержке ПТЖ) — фестиваль короткометражных спектаклей «Короче!»
    В общем, просьба к автору статьи — повнимательнее, пожалуйста))))
    А за слова о творческом безумии, вырывающегося из наших стен, конечно, спасибо!))

  3. Irina Tokmakova

    Очень удобная площадка была пару лет назад в клубе "Place", до тех пор, пока там не прикрыли театральные четверги…

  4. Сергей

    Удивительно, что авторы не в курсе, что в городе уже второй год работает самый крупный независимый театр ( скорее всего самый крупный в РФ) , где перебывала большая часть независимых коллективов Питера. Это » Плоды просвещения».

  5. Саша Дунаева

    Написала огромный ответный комментарий по каждому замечанию уважаемых читателей, но он пропал в недрах интернета. Значит не судьба.

    Если кратко — о Dusche скорблю, но не очень, так как свою богатую жизнь он отжил достойно; насчет Эрарты оправдываться не намерена, потому как единой концепции площадка все же не дает, о чем и пишу; Сергей не прав — авторы знают о существовании «Плодов просвещения» в торговом центре Гранд Каньон, но считают, что его уместнее включить в гид по детским театрам Петербурга.

  6. Александр

    Нет, Александра, вы пишите, что в Эрарте — «несколько моноспектаклей и постановка театра-студии «Игрище»», а это очевидная неправда, достаточно взять на себя труд и ознакомиться с расписанием. История с «Лолитой», тоже трактуется вами странно. Если вы настолько не в материале, возможно лучше не писать вовсе? Вы жене на НТВ работаете.

  7. Саша Дунаева

    Негоже такой комментарий без ответа оставлять.
    Чтобы «будущий читатель» знал: внесла театр «Игрище» в свой текст только подробно ознакомившись с расписанием за несколько месяцев и убедившись, что глаза мои не врут. Ну, а «Лолита» действительно не стал хоть сколько-нибудь крупным театральным событием. Уж простите, но это факт.

  8. Борис

    Остались только Особняк и Скороход.

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога