Идея создания независимых театральных площадок витала в воздухе уже лет пять назад, когда театральная молодежь особенно остро нуждалась в ресурсах (пространстве, репетиционных помещениях, технике, финансировании и т. д.) для воплощения своих замыслов. Ситуация у ребят и правда была незавидная: репертуарные театры с осторожностью относились к молодым режиссерам и часто отказывали им в постановках, не желая рисковать афишей, современная русская драма с трудом пробивала себе дорогу на сцену, система финансовой поддержки вчерашним выпускникам и их театрам отсутствовала. С тех пор кое-что изменилось, независимые театральные площадки стали неотъемлемой частью петербургской театральной жизни, так что мы решили сделать небольшой гид по ним.
Помимо того, что все организации, о которых пойдет речь ниже, не являются репертуарными государственными театрами Петербурга, критерии отбора довольно субъективны. Тем не менее, это не «вкусовщина». Площадок, функционирующих как независимые театральные пространства с постоянно обновляемым репертуаром, в городе не так много. Еще меньше тех, которые имеют собственное «лицо» и участвуют в формировании культурного пространства города. Мы выбирали именно такие. Каждая из площадок уникальна по организационной структуре, способу финансового существования и, тем более, с точки зрения творческой программы. Разница между ними тоже показательна и в некоторой степени иллюстрирует пути развития независимого питерского театра последних лет. И еще одно: в этом материале нас интересовали не столько театральные коллективы и художники, наполняющие площадки жизнью (в перспективе мы о них обязательно расскажем), сколько сами помещения. Поэтому главное здесь — фотографии, автор которых, Анна Ушакова, попыталась уловить и передать атмосферу, философию, историю каждого пространства.
Театр «Особняк»
Совершенно убеждена, что начать этот обзор надо именно с «Особняка», хотя статус репертуарного театра (пусть независимого) сразу нарушает только что принятые нами правила отбора. Не знаю, каким чудом удалось театральной команде отвоевать в 1989 году эту уютную веранду на Петроградской стороне. Говорят, днем они работали дворниками, чтобы по вечерам репетировать и играть спектакли. Вместе с Дмитрием Поднозовым и компанией на Петроградке в разное время жили редкие для нашего города гости — Беккет, Ионеско Аррабаль, Павич, Клим, Кастанеда, Ницше, Юнг. Изначально созданный как «актерский театр с приглашенными режиссерами», сейчас «Особняк» существует в виде площадки, где помимо постоянных «жителей» Дмитрия Поднозова, Алексея Слюсарчука, Юлии Паниной играют экспериментальные группы «Lusores», Театральная Мастерская «АСБ» и другие проекты. Денежный вопрос для этого пространства, стоящего особняком к мейнстриму, всегда был второстепенным — решающей оказывалась схожесть по «группе крови». Некогда громкое, ерническое, вызывающее, а ныне тихое и вдумчивое существование «Особняка» являет собой удивительный пример независимых театральных поисков, которые за двадцать лет совсем не утратили актуальности.







Лаборатория ON.ТЕАТР
ON.ТЕАТР возник из театральной лаборатории молодых режиссеров 2009 года как ответ на вызов времени. Ее бессменный руководитель Милена Авимская создала пространство для проб и ошибок, где недавние выпускники театральных вузов — актеры, режиссеры, художники, — могут испытать свои силы. Основу репертуара театра составляет современная российская драма, что тоже стало визитной карточкой лаборатории. Подвальчик на ул. Жуковского приютил такие разные коллективы, как «Этюд-театр», «Театр Тру», «Организмы» и еще многих молодых креативщиков.
Щедрый подарок города, за который чиновники от культуры были в свое время обласканы прессой, лабораторный подвал оказался на поверку недешевым удовольствием. Сейчас по претензиям РОСПОТРЕБНАДЗОРА и РОСПОЖАРНАДЗОРА ребят выселяют и на всякий случай требуют еще двухсоттысячный штраф, так что эта фотосессия — прощальный привет истории на улице Жуковского. Будем надеяться, что на новом месте, которое ищут неутомимые организаторы, ON.ТЕАТР сможет, наконец, вздохнуть свободно.







Black Box
Еще одно чудо петербургского арт-менеджмента — Танцевальный дом «Kannon Dance» Натальи и Вадима Каспаровых. Думаю, не будет преувеличением сказать, что никто не сделал для современного танца Петербурга больше, чем они. За 16 лет своего существования их танцевальная школа, задуманная для популяризации джаз- и модерн- танца, стала крупнейшим центром современного танца нашего города. Справедливо рассудив, что для развития собственной студии надо расширять кругозор и воспитывать зрителя, организаторы создали профильный фестиваль «Open Look», которому в этом году исполняется аж пятнадцать лет. «Черная коробка» на Казансой улице, открытая в 2010 году, стала очредным важным шагом в программе петербургского Танцевального дома. Из Black Box, словно чертики, принялись выскакивать молодые и дерзкие «движенческие» проекты. Гуманные условия аренды дают возможность показать себя даже самым ръяным экспериментаторам, так что именно здесь нужно ловить все свежие идеи петербургского современного танца и пластического театра.







Эрарта
В разделе «Календарь» Музея современного искусства «Эрарта» театральные проекты скромно прячутся за рекламой, информацией о новых выставках, музыкальных вечерах, лекциях и спонсорах. Другими словами, театра здесь совсем не видно. Хотя в «Эрарте» есть симпатичный и даже хорошо оборудованный зал, достойной театральной программы за три года так и не возникло. Нельзя же всерьез назвать «программой» несколько моноспектаклей и постановку театра-студии «Игрище». Вот и получается, что самым громким театральным событием «Эрарты» на сегодняшний день остается отмена спектакля «Лолита» Леонида Мозгового, напуганного «петербургскими казаками». Впрочем, театр в музее — вещь совершенно не обязательная и успешная лишь в редких случаях, так что претензии предъявлять ни к чему. В список же этот «Эрарта» попала за изрядную долю положительного безумия, благодаря которому творческий потенциал высекается буквально из стен музея. В прямом смысле. Организаторы эрартовских событий охотно предоставляют художникам и театралам самые разные пространства — начиная с галерей и вестибюлей, заканчивая фасадом. Выступали же здесь АХЕ со своим «Депо гениальных заблуждений». Как знать, может просто не народились еще новые «инженеры», способные освоить эту требовательную площадку.







Клуб Dusche
У этого симпатичного местечка на Лиговке есть шанс остаться в веках, если туда попадет «Театр Post» Дмитрия Волкострелова. Дело в том, что именно в «Душе» уже несколько лет идет один из ранних спектаклей группы — «Хозяин кофейни». В отличие от многих арт-клубов, которые на раннем этапе своего существования охотно заигрывали с театром, история «Душа» оказалась действительно удачной. Редкий пример синтеза «пивального и едального» заведения с прихотливым театральным текстом. Побольше бы таких счастливых совпадений — не знаю, как вам, а мне очень не хватает в нашем городе непретенциозных театральных пространств.







Скороход
И снова чудеса пассионарности. Глядя на результаты работы творческого тандема режиссера Татьяны Прияткиной и менеджера Александра Вайнштейна, хочется с восхищением снять шляпу. В 2009 году ребята открыли международный театральный центр «Легкие Люди», который стал со временем самой крупной негосударственной школой актерского мастерства в городе. Осенью 2012 они же вместе с Александром Кондратенко (Buy-Buy Ballet) запустили «Скороход» в помещении бывшей обувной фабрики. Лофты, как и клубы, пространства для театра непростые. Тому пример и «Этажи», и «Ткачи», где театр как-то не прижился. Афиша «Скорохода», в которой спектакли самой Тани, «Этюд-театра», учеников Школы Студии МХАТ, Елены Прокопьевой и других соседствуют с лекциями, концертами, танцем, вечеринками, говорит о том, что ребята ищут свой формат и, судя по всему, истина уже где-то рядом.







Я не сильна в бизнес-моделях, но организаторы «Скорохода» рассчитывают окупить стартовые вложения в течение двух с половиной лет, и это похоже на реальность. Сколько бы ни крутили носами театральные снобы, утверждая, что бизнес — это бизнес и к искусству он не имеет отношения, но деловой подход к организации творческого процесса — положительный тренд нашего времени. Видимо, только он и может обеспечить результат, вырвав театралов из мертвого круга благих намерений. Ситуация с независимыми театральными площадками и вообще с молодым театром Петербурга изменилась только когда люди поняли: нечего ждать от города подачек, надо действовать самим. Будем надеяться, что творческая и организаторская энергия в народе не иссякнет и «кпд» независимых площадок, их вклад в искусство и городскую культуру будет только расти.
Клуб DUSCHE был закрыт 30 июня нынешнего года. Скорбим. Светлая память — и спасибо за всё.
Хочется немного поправить автора относительно театральной деятельности музея Эрарты. Да, с одной стороны, согасны — театр в музее вещь не основная, с другой стороны — также согласны — возможно продвижение программы тоже сыграло свою роль в том, что театр на данной площадке не очевиден.
Но при этом, хочется все же некоторой более справедливой оценки относительно положения дел. «Лолита» в музее не только отменилась, но и была в итоге сыграна, к тому же несколько раз и при полных залах. Театр АХЕ не просто представил «Депо» в музее, — сам проект был совместным продуктом Эрарты и АХЕ. Более того, помимо указанного «Депо» артисты реализовали на площадке музея несколько своих проектов — в частности, «Слепая Сова» была впервые показана (да и отрепетирована по сути) именно здесь. Именно здесь дважды проходило знаменитое постновогоднее кабаре театра «Глория Транзит» и так далее. Теперь просто можно выборочно поперечислять те театральные события, которые также происходили в музее (среди них, кстати, и те, которые особо привествуются и авторм данной статьи, только в контексте других площадок): спектакли театра «Организмы», POST Театра, «Медея» ди Капуа, «Синяя Борода» Диденко, спектакли Ширко-Деля, экспериментальный проект Happy Genetics, ряд иностранных гастрольных спектаклей — с географией от Чили и Мексики до Норвегии.Норвежцы, кстати, умудрились сыграть спектакль не внутри — а на вертикальной стене здания.
Ну и так, на всякий случай, напомним о нашем авторском проекте, который уже четырежды был реализован на площадке (и, между прочим, при информационной поддержке ПТЖ) — фестиваль короткометражных спектаклей «Короче!»
В общем, просьба к автору статьи — повнимательнее, пожалуйста))))
А за слова о творческом безумии, вырывающегося из наших стен, конечно, спасибо!))
Очень удобная площадка была пару лет назад в клубе "Place", до тех пор, пока там не прикрыли театральные четверги…
Удивительно, что авторы не в курсе, что в городе уже второй год работает самый крупный независимый театр ( скорее всего самый крупный в РФ) , где перебывала большая часть независимых коллективов Питера. Это » Плоды просвещения».
Написала огромный ответный комментарий по каждому замечанию уважаемых читателей, но он пропал в недрах интернета. Значит не судьба.
Если кратко — о Dusche скорблю, но не очень, так как свою богатую жизнь он отжил достойно; насчет Эрарты оправдываться не намерена, потому как единой концепции площадка все же не дает, о чем и пишу; Сергей не прав — авторы знают о существовании «Плодов просвещения» в торговом центре Гранд Каньон, но считают, что его уместнее включить в гид по детским театрам Петербурга.
Нет, Александра, вы пишите, что в Эрарте — «несколько моноспектаклей и постановка театра-студии «Игрище»», а это очевидная неправда, достаточно взять на себя труд и ознакомиться с расписанием. История с «Лолитой», тоже трактуется вами странно. Если вы настолько не в материале, возможно лучше не писать вовсе? Вы жене на НТВ работаете.
Негоже такой комментарий без ответа оставлять.
Чтобы «будущий читатель» знал: внесла театр «Игрище» в свой текст только подробно ознакомившись с расписанием за несколько месяцев и убедившись, что глаза мои не врут. Ну, а «Лолита» действительно не стал хоть сколько-нибудь крупным театральным событием. Уж простите, но это факт.
Остались только Особняк и Скороход.