Сегодня, 6-го февраля, в 17:00, в фойе Большого театра кукол смотрите постановку «Видимая сторона жизни» (Театр «На Спасской», Киров) — моноспектакль по стихам Елены Шварц режиссера Бориса Павловича. В 19:00 на большой сцене БТК — спектакль «Блондинка» по пьесе Александра Володина (Молодежный Центр «МИГ», Санкт-Петербург) режиссера Екатерины Максимовой. Со спектаклем «Блондинка» петербургский театральный зритель знаком (мы также писали о нем и в блоге, и в журнале), тогда как «Видимая сторона жизни» — гость фестиваля. О спектакле рассказывает режиссер Борис Павлович:
Стихи Елены Шварц появились в моей жизни чуть больше десяти лет назад. Мои друзья, узнав, что я учусь в театральной Академии, принесли мне книгу и задали вопрос, на который я не могу найти ответа до сих пор: как их правильно читать вслух? Множество смыслов, традиций, ритмов, созвучий сшибается в каждой строчке, вызывая особую, иррациональную энергетику, от которой я всегда прихожу в небывалое волнение.
Переехав в Киров, я захватил с собой томики собрания сочинений Елены Шварц. Пару лет назад я дал их актрисе нашего театра Яне Савицкой, также перебравшейся в Киров из Питера. Мы стали собираться время от времени на холодной, полутемной Малой сцене «Театра на Спасской»: Яна показывала этюды по стихам, мы делали драматические пробы, разбирались в подчас «темных» словах поэта. Постепенно материала набралось приличное количество, и мы с Яной стали строить планы поездки в Питер и встречи с Еленой Шварц. И вдруг однажды утром я захожу в Интернет, чтобы поинтересоваться какой-то мелочью для наших репетиций, а в ответ на запрос «елена шварц» получаю столбик новостных ссылок: «В ПЕТЕРБУРГЕ УМЕРЛА ЕЛЕНА ШВАРЦ».
С этого момента мы с Яной решаем отменить все, что мы нарепетировали за два года — это вроде как предназначалось ушедшему человеку. За несколько недель сочиняем совсем другой спектакль — о том, что поэта больше нет. Мы отказываемся от чтения собственно стихов и складываем историю ухода, прощания — хронику последних дней. Но к реальной жизни эта хроника имеет очень странное отношение. Наш спектакль — это квазибиография, параллельная история, потому что «последние слова» поэта смонтированы нами из обрывков автобиографической прозы, написанной тогда, когда даже мысль о страшной болезни не могла прийти никому в голову. Нам вдруг стало ясно, что Елена Шварц, как подлинная христианка и поэт от Бога, готовилась к главной минуте всю свою жизнь. К этому метафизическому опыту нам и захотелось прикоснуться в нашем крохотном спектакле.
Полную программу фестиваля «Пять вечеров» вы можете посмотреть здесь.
Спектакль из Кирова родил сегодня удивительно содержательное обсуждение. «Житие» Елены Шварц в горних высях (Володин был юродивым из «дольних») дает те координаты, в которых можно будет, скажем, обсуждать привозимую на фестиваль Веру Полозкову.
Знаю, что сюжеты не складывают, они сами складываются — и когда на удивительном вчерашнем «квартирнике» фильштинцев-козловцев вдруг прочел свои стихи Илья Шорохов — это был такой сюжет (удивительное — рядом) о поэте! Я не спала до 5 утра. Стихи Полозковой и ее пиар кажутся такими неподлинными рядом с двумя его стихотворениями!…
А вообще я счастлива. Потому что живу в одну историческую эпоху с моими студентами, собравшими фестиваль при моем скромном участии. Они такие молодцы — жизнь прошла не зря. И сегодняшняя читка А. Паперного силами курса О. Кудряшова, и Кудымкар, и Киров, и осмысленность обсуждений. Понимаю, что общие координаты могут разойтись потом, но сейчас я счастлива от их общности.
Не знала, что сегодня (т.е. уже вчера) было обсуждение спектакля Б.Павловича, приняла бы участие — очень сильное впечатление от спектакля. А будут ли публиковаться хотя бы отрывки обсуждений? Интересно было бы почитать.