«Маленький цирк». Лоран Биго.
В рамках фестиваля «Современное искусство в традиционном музее».
Новый сезон в Большом цирке на Фонтанке, в этом году принимающем участие в ежегодном фестивале фонда Pro Arte «Современное искусство в традиционном музее», открылся гастролями французского музыканта, актера и режиссера Лорана Биго. Получасовое камерное представление демонстрировалось в помещении Музея циркового искусства.
Миниатюрная арена, оснащенная импровизированными цирковыми снарядами — батутом (автомобильной музыкальной колонкой, пульсирующей при увеличении громкости), а также трапецией и канатом из лесок — умещается на письменном столе. Труппа в большинстве своем состоит из дешевых пластмассовых игрушек, снабженных заводными механизмами — в качестве трюкачей у Биго выступают переворачивающиеся с ног на голову спайдермены, вращающиеся вокруг собственной оси летающие тарелки и прочие представители китайского ширпотреба, продающегося в подземных переходах. Одни, подобно марионеткам, управляются при помощи нитей, другие способны передвигаться самостоятельно до тех пор, пока не кончится завод. Из быта на сцену у Биго перенесены не только игрушки, но и другие ready-made объекты: тарелки, плафоны, медные колокольчики и велосипедные звонки, выполняющие в представлении функцию цирковых аппаратов.
Биго только в первые минуты кажется большим ребенком, от скуки соорудившим для собственного пользования хитроумную игру. Все операции он проделывает с равнодушной невозмутимостью, лишь изредка повелительным тоном отдавая команды своим подопечным.
Главная и, пожалуй, самая остроумная находка Биго — сеть чувствительных лесок, струн и проводов, покрывающих «настольный манеж». Все они настроены на разные тона, тембры и отвечают колебанием на малейшее внешнее воздействие. Каждый из «артистов», двигаясь по заранее просчитанной режиссером траектории, невольно становится исполнителем оригинальной музыкальный партии. Цирковой симфонией, в которую сливаются мистически-тревожные электронные шумы, Биго дирижирует с помощью звукорежиссерского пульта.
Сюрреалистическая образность цирка, многократно воспетая кинематографистами и, в особенности, мультипликаторами, обнаруживает себя и в представлении Биго: происходящее напоминает материализовавшийся мультфильм.
Фантасмагорические нотки раздаются уже в первом номере программы, где тени небольших фигурок, сползающие вниз по натянутой полупрозрачной бумаге, добравшись до края, оборачиваются желатиновыми «человечками-пауками» и, громко шлепаясь в уготованное для них жестяное блюдце, образуют к концу сценки груду тел.
Юла-эквилибрист в спектакле ловко балансирует на одноразовом стаканчике, издавая назойливый монотонный шум; картонная дива раскачивается на поскрипывающей трапеции; балерина, подсоединенная к электрическому проводу, крутит жужжащее фуэте на канате.
Кульминацией, несомненно, можно считать выход заводной пластмассовой панды, совершающей механические конвульсивные движения и, будто нарочно, задевающей при этом провод, издающий звук самой низкой тональности.
В заключительном эпизоде мрачная фантазия Биго заставляет многострадального спайдермена, переродившегося в воздушного акробата (пространство обретает купол от перемены освещения), взлетать ввысь, падать и снова взлетать, в то время как коллега супергероя, «прикованный» к вертушке, вращаясь по часовой стрелке, поочередно сталкивается со всевозможными предметами, полностью заполонившими арену к финалу.
В «Маленьком цирке» элементы кукольного, теневого, предметного театра, инсталляции сливаются в некое синтетическое действо, в котором, однако, необязательной кажется именно «цирковая» составляющая. Биго, в значительной степени более увлеченный непосредственно извлечением звуков, чем иными аспектами, использует «цирковое» лишь как антураж. Кажется, что от переноса места действия, к примеру, на космическую станцию «сумма» не изменится.
Комментарии (0)