Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

27 сентября 2013

ДРЕССИРОВАННЫЙ ОРКЕСТР ЛОРАНА БИГО

«Маленький цирк». Лоран Биго.
В рамках фестиваля «Современное искусство в традиционном музее».

Новый сезон в Большом цирке на Фонтанке, в этом году принимающем участие в ежегодном фестивале фонда Pro Arte «Современное искусство в традиционном музее», открылся гастролями французского музыканта, актера и режиссера Лорана Биго. Получасовое камерное представление демонстрировалось в помещении Музея циркового искусства.

Миниатюрная арена, оснащенная импровизированными цирковыми снарядами — батутом (автомобильной музыкальной колонкой, пульсирующей при увеличении громкости), а также трапецией и канатом из лесок — умещается на письменном столе. Труппа в большинстве своем состоит из дешевых пластмассовых игрушек, снабженных заводными механизмами — в качестве трюкачей у Биго выступают переворачивающиеся с ног на голову спайдермены, вращающиеся вокруг собственной оси летающие тарелки и прочие представители китайского ширпотреба, продающегося в подземных переходах. Одни, подобно марионеткам, управляются при помощи нитей, другие способны передвигаться самостоятельно до тех пор, пока не кончится завод. Из быта на сцену у Биго перенесены не только игрушки, но и другие ready-made объекты: тарелки, плафоны, медные колокольчики и велосипедные звонки, выполняющие в представлении функцию цирковых аппаратов.

Биго только в первые минуты кажется большим ребенком, от скуки соорудившим для собственного пользования хитроумную игру. Все операции он проделывает с равнодушной невозмутимостью, лишь изредка повелительным тоном отдавая команды своим подопечным.

«Маленький цирк». Сцена из спектакля.
Фото — пресс-служба Цирка.

Главная и, пожалуй, самая остроумная находка Биго — сеть чувствительных лесок, струн и проводов, покрывающих «настольный манеж». Все они настроены на разные тона, тембры и отвечают колебанием на малейшее внешнее воздействие. Каждый из «артистов», двигаясь по заранее просчитанной режиссером траектории, невольно становится исполнителем оригинальной музыкальный партии. Цирковой симфонией, в которую сливаются мистически-тревожные электронные шумы, Биго дирижирует с помощью звукорежиссерского пульта.

Сюрреалистическая образность цирка, многократно воспетая кинематографистами и, в особенности, мультипликаторами, обнаруживает себя и в представлении Биго: происходящее напоминает материализовавшийся мультфильм.

Фантасмагорические нотки раздаются уже в первом номере программы, где тени небольших фигурок, сползающие вниз по натянутой полупрозрачной бумаге, добравшись до края, оборачиваются желатиновыми «человечками-пауками» и, громко шлепаясь в уготованное для них жестяное блюдце, образуют к концу сценки груду тел.

Юла-эквилибрист в спектакле ловко балансирует на одноразовом стаканчике, издавая назойливый монотонный шум; картонная дива раскачивается на поскрипывающей трапеции; балерина, подсоединенная к электрическому проводу, крутит жужжащее фуэте на канате.

Лоран Биго в спектакле «Маленький цирк».
Фото — пресс-служба Цирка.

Кульминацией, несомненно, можно считать выход заводной пластмассовой панды, совершающей механические конвульсивные движения и, будто нарочно, задевающей при этом провод, издающий звук самой низкой тональности.

В заключительном эпизоде мрачная фантазия Биго заставляет многострадального спайдермена, переродившегося в воздушного акробата (пространство обретает купол от перемены освещения), взлетать ввысь, падать и снова взлетать, в то время как коллега супергероя, «прикованный» к вертушке, вращаясь по часовой стрелке, поочередно сталкивается со всевозможными предметами, полностью заполонившими арену к финалу.

В «Маленьком цирке» элементы кукольного, теневого, предметного театра, инсталляции сливаются в некое синтетическое действо, в котором, однако, необязательной кажется именно «цирковая» составляющая. Биго, в значительной степени более увлеченный непосредственно извлечением звуков, чем иными аспектами, использует «цирковое» лишь как антураж. Кажется, что от переноса места действия, к примеру, на космическую станцию «сумма» не изменится.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога