Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

9 декабря 2018

ЧЕЛОВЕК — ЭТО ПОПЫТКА СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ

В Омском государственном академическом театре драмы состоялся вечер, посвященный 100-летию легендарного директора Мигдата Ханжарова

Снежный вечер, мягкий свет уличных фонарей… У пожалуй самого красивого здания Омска, Академического театра драмы, небывалый ажиотаж — кажется, в театре собрались все более-менее значимые люди Омска, от завлитов до губернаторского кабинета. На юбилей Мигдата Ханжарова приехали все.

Удивительно, как фигура директора — не худрука, не режиссера — может привлечь такое огромное количество выдающихся личностей. Юбилейный вечер, он же вечер памяти, позволил не только вспомнить Мигдата Ханжарова тем, кто работал вместе с ним, но и узнать о его вкладе в театральное искусство тому, кто был лишь наслышан о легендарном директоре. Мне, в силу возраста, досталась вторая роль.

Вечер озаглавили романтично — «И корабль плывет…». Две стихии — театр и море — соединились в жизни Ханжарова навсегда: он родился в семье актрисы и первого частного антрепренера татарского театра, отслужил на Тихоокеанском флоте, был награжден медалью «За победу над Японией», а после демобилизации больше не расставался с театром. Омский драматический был не первым театром в административной карьере Ханжарова, но стал главным и самым важным, как и сам Ханжаров стал самым важным для Омской драмы 60-х, 70-х и 80-х — того времени, которое уже давно называют золотым веком Омского театра.

Ю. Ицков, Н. Чиндяйкин, Г. Тростянецкий, О. Теплоухов.
Фото — архив театра.

Спросите сегодня у критиков или увлеченных театралов: «В чем секрет успеха Омского драматического?» Уверена, почти все ответят, что Омская драма — это, в первую очередь, прекрасная труппа. Крепкий костяк, который дополняют выдающиеся молодые артисты, — это наследие Ханжарова. Он был убежден, что актеры в труппу должны подбираться по принципу жемчужного ожерелья: в центре — одна самая крупная жемчужина, а вокруг нее все остальные — от больших к маленьким. Звездой в труппе Ханжарова была Татьяна Ожигова, чье имя увековечено в Омской драме — в честь нее названа Камерная сцена.

Пассажиры театрально-морского вечера призвали увековечить и имя Мигдата Нуртдиновича: Геннадий Тростянецкий предложил поставить памятник Ханжарову у входа в Драму — будто директор спешит на работу; а Борис Мездрич, который стал преемником Ханжарова в директорском кресле в 1989 году, выдвинул более глобальную идею — присвоить имя Мигдата Нуртдиновича театру.

100-летие директора — редкий праздник, этот факт один за другим признавали гости театрального корабля. По атмосфере вечер напоминал скорее не юбилей, а встречу выпускников: на одной сцене с артистами нынешней труппы оказались и те, кто десятилетиями не возвращался в Омск, например, Николай Чиндяйкин, Юрий Кузнецов, Юрий Ицков, Вадим Лобанов, Надежда Живодерова, Дмитрий Лебедев, Николай Калинин, которые когда-то были жемчужинами актерского ожерелья Ханжарова, а еще режиссер Геннадий Тростянецкий, который в 1985 году получил Государственную премию им. К. С. Станиславского за спектакль «У войны не женское лицо» по произведению Светланы Алексиевич. Сегодня в Драме опять гремит спектакль по Алексиевич («Время секонд хэнд» Дмитрия Егорова), постановка, претендующая сразу на несколько наград «Золотой Маски», намеренно собрала на одной сцене и молодых артистов, и ханжаровских звезд: Валерию Прокоп, Наталью Василиади, Элеонору Кремель, Татьяну Филоненко, Николая Михалевского.

Преемственность поколений, традиции — вот что выделяет Омскую драму из огромного числа провинциальных театров: здесь всегда передают опыт молодым, всегда есть диалог между корифеями и дебютантами. Отличной иллюстрацией этого стали отрывки из спектаклей, названия которых возникли в афише при Ханжарове, а в новейшее время вновь появились в репертуаре: «Правда хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского, «Орфей спускается в ад» Т. Уильямса, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана. Фрагменты архивных видеозаписей вступали в диалог с живыми артистами, которые то продолжали, то заканчивали сцены за тех, кто только что был на видео.

Ю. Кузнецов, Н. Василиади.
Фото — архив театра.

Зритель обычно не любит длинных речей, но на вечере Ханжарова, похоже, были какие-то неправильные зрители. Когда Геннадий Тростянецкий обмолвится, что у него по регламенту всего три минуты на выступление, из зала тут же закричали: «К черту регламент, говорите сколько нужно!» И Геннадий Рафаилович успел рассказать об уроках Ханжарова: «Он понимал, что золото под ногами. Мы не видим золото под ногами, нам все кажется, что жизнь начнется с понедельника… И вот тебе уже 35, а все еще понедельник не наступил; тебе уже 50, а все еще зарядку с понедельника начнешь делать. Черт возьми, тебе уже 58, а еще воскресенье… Вот урок, потрясающий». Тростянецкий предложил театральной общественности ввести единицу измерения качества директора — один мигдат.

Ханжаров был директором, которому важно, как работает каждый в огромном театре: от бутафора до звукорежиссера. Специально к юбилейному вечеру вышел новый номер журнала «Письма из театра» (редактор Светлана Кузьмина), в который были включены уникальные материалы, тексты самого Ханжарова, в которых он осмысливал театральное дело и делился опытом управления творческим коллективом. Особенно поражает рабочее расписание директора под заглавием «В зеркале одного дня»: утром директор в первую очередь посещал декорационный цех, затем бутафорский, пошивочно-костюмерный; после проводил совещание с завпостом, решал финансовые вопросы с главным бухгалтером; с 10 до 11 — время режиссеров, раз в две недели — сборы коллектива; к обеду — разъезды по высшим инстанциям, работа с замами и худсоветом; за час до спектакля Ханжаров возвращался в театр со всех переговоров и встреч, проверив, что все готово ко встрече со зрителем, смотрел первые сцены спектакля, а потом обсуждал успехи с администраторами. И такой круг он совершал каждый день, из года в год, с 1962-го по 1988-й.

Мигдата Ханжарова нет на свете уже 18 лет, но его корабль, Омская драма, все еще плывет. И такое широкое мероприятие, которое состоялось в Драме, говорит о том, что память живет, что вклад гениального руководителя все еще весом, что артисты, так внимательно подобранные десятилетия назад, и сегодня — одни из лучших. И пусть так будет и дальше: опыт и память будут передаваться новым поколениям, а жизнь, посвященная театру, не будет забыта с годами. Хочется верить, что все мы плывем на этом красивом фрегате по имени Театр не зря, что бури и морские воды не смоют и нас из людской памяти.

В именном указателе:

• 

Комментарии (1)

  1. Лариса Ханжарова

    Так было и так будет. Корабль плывет. Спасибо за статью

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога