НАМ 20 ЛЕТ.
Обложку нарисовал Резо Габриадзе, рубрика которого началась в № 0. Ну, а дальше номер отталкивается от «от стенки».
В самой первой редакции была уродская стенка, выкрашенная масляной краской. Ее хотелось скрыть и сделать живой. И на нее лепилось все, что мы хотели видеть ежедневно, и стали появляться лица людей, с которыми приятно было встретиться, приходя на работу. Юрский, Тенякова, Дрейден, Окуджава, Раневская…
И куда бы потом ни попадали, первым делом М. Дмитревская развешивала «стенку» — и мы начинали жить на Фонтанке, Мойке, в «Собаке» — как дома.
До какого-то времени стенка пополнялась новыми лицами. Теперь уже давно как-то «застыла». Некогда…
В этом номере мы решили выхватить глазом и расшифровать для читателей некоторые сюжеты. Что называется, «оттолкнуться от стенки» и жить дальше.
Вот афиша фестиваля спектаклей Камы Гинкаса, от которого пошел быть «ПТЖ». И в этом номере начинается публикация «Прогулок с Гинкасом»…
Вот первая обложка студенческого журнала «Представление», предшественника «ПТЖ», и фотография ее автора Резо Габриадзе. И в № 70 — набросок нового его рассказа.
Вот Эдуард Степанович Кочергин крестит нам углы. Но в этот номер ничего не написал…
Вот заявление Александра Моисеевича Володина: «Вы как хотите, а я ее удочеряю. А. Володин…». «Назначение. Назначить А. М. Володина отцом «Петербургского театрального журнала…».
Александра Моисеевича мы первым позвали в редакцию «надыхивать» атмосферу. Но что ж было напечатать в юбилейном номере?
И тут, как всегда, «с неба» в нужный момент упали две папки с машинописными листами. Старые стихи из самиздатовских папок оказались не просто современными, а, что называется, на злобу дня. Как будто Володин писал о деле «Pussy Riot», о нео-лживом телевидении и нео-подцензурной жизни…
Не скроем, придумывая юбилейный номер, мы хотели понять, кто сделал это двадцатилетие.
Лев Додин и Петр Фоменко, сохранившие авторский репертуарный театр? Конечно.
Сергей Женовач, создавший новый авторский репертуарный театр? Несомненно.
Валерий Гергиев с Маринкой? Естественно.
Николай Коляда — автор многофункционального художественного мира, учитель многих драматургов, в это двадцатилетие развивший заложенную раньше собственную школу, организовавший театр, проводящий фестивали? Бесспорно.
А кто еще? Так возникли три имени, с которыми связаны новые движения в российском театре.
До Эдуарда Боякова не было Национальной театральной премии, созданная им «Золотая маска» заставила забыть о государственных наградах, он действительно придумал проект, сильно поменявший сознание театрального мира.
До Олега Лоевского не было режиссерских лабораторий. Начатый им в 2003 году проект «Молодая режиссура и профессиональный театр» (обо всем этом «ПТЖ» писал с первых минут лабораторного движения) инициировал совершенно другую модель театральной жизни. Началась великая режиссерская «движуха», все куда-то поехали, стирая границы между столицей и провинцией, театры задышали по-другому.
До Михаила Угарова тоже были драматургические мастерские, семинары и лаборатории. Но движение «Новой драмы» нельзя не признать движением, Угаров точно дал «пинок» театральной действительности — во всех смыслах.
Естественно, тремя этими людьми не ограничивается
И, конечно, в номере театральный процесс России. Множество спектаклей, городов, режиссеров.
Нам 20 лет. 70 номеров. 1040 авторов отрецензировали на наших страницах 4038 (не считая блога) спектаклей 1034 театров из 200 городов мира. 390947 пользователей посетило наш сайт, тираж которого достиг 32 000 ip-адресов в месяц (это тираж советского журнала «Театр»).
В общем, мы поздравляем себя с днем рождения новым номером. И вас с тем же.
И предлагаем вашему вниманию Содержание нового номера, а также обращение к читателям и коллегам.
Время движется по кругу! Вот адресованная вам шутка пятилетней давности:
Жизнь опустила вас в подвал,
Но дух возносит вверх по праву.
Вы даже можете скандал
Оборотить себе во славу.
А вот стих о ненормативной лексике того же срока давности:
«Культура»? — Нет такого слова!
Его нельзя ни вслух сказать,
Ни написать, ни для глухого
Хитро на пальцах показать;
Нельзя! Ни под каким предлогом
И ни в каком из падежей,
Ни в шутку, ни в контексте строгом
Среди влиятельных мужей…
Да, это слово неприлично.
Использовать его нигде
Нельзя, – ни дома, ни публично,
Ни в окружающей среде,
Ни вставить ни в какую фразу…
Всем ясно: слово не в чести,
Раз президент его ни разу
Не захотел произнести.
И всё-таки время не остановилось! Ещё раз с днём рожденья, дорогой ПТЖ! Спасибо за сегодняшний праздник.