Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

30 сентября 2011

XXI МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «БАЛТИЙСКИЙ ДОМ»

Дорогие друзья, с 30 сентября по 9 октября в Санкт-Петербурге проходит Международный театральный фестиваль «Балтийский дом». В этом году в программе форума целых 4 спектакля режиссера Римаса Туминаса. В блоге мы публикуем афишу фестиваля и открываем материалы о тех спектаклях, про которые уже писал наш журнал.

Внимание, студенты! Также на фестивале предполагается интереснейшая студенческая программа, которая начнется во вторник, 4 октября. Подробности — ниже.

ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ:

30 сентября

Государственный академический театр им. Евг. Вахтангова (Москва, Россия)
У. Шекспир «Троил и Крессида» (о спектакле см. здесь).
Режиссер — Римас Туминас
Большая сцена Театра-фестиваля «Балтийский дом»

1 октября

Государственный академический театр
им. Евг. Вахтангова (Москва, Россия)
А. П. Чехов «Дядя Ваня» (о спектакле см. здесь).
Режиссер — Римас Туминас
Большая сцена Театра-фестиваля «Балтийский дом»

3 октября

Абхазский государственный драматический театр им. С. Чанба (Сухум, Абхазия)
Ф. Искандер «Махаз»
Режиссер — Валерий Кове
М. Бгажба «Гуарапский писарь»
Режиссер — Валерий Кове
Два одноактных спектакля в один вечер
Большая сцена Театра-фестиваля «Балтийский дом»

4 октября

Государственный Вильнюсский Малый театр (Вильнюс, Литва)
М. Ивашкявичюс «Мистрас» (о спектакле см. здесь).
Режиссер — Римас Туминас
Большая сцена Театра-фестиваля «Балтийский дом»

5 октября

Государственный Вильнюсский Малый театр (Вильнюс, Литва)
Н. В. Гоголь «Ревизор»
Большая сцена Театра-фестиваля «Балтийский дом»

7 октября

Московский театр «Современник» (Москва, Россия)
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
Режиссер — Римас Туминас
Большая сцена Театра-фестиваля «Балтийский дом»

9 октября

Театр «Практика» (Москва, Россия)
Копродукция: «Компания Луи Бруйар», Театр «Практика», Французский культурный центр в Москве, Центр им. Вс. Мейерхольда, Международный фестиваль Театра для детей «Большая Перемена», Французский институт в Санкт-Петербурге
«Пиноккио» (о спектакле см. здесь).
По мотивам сказки К. Коллоди
Автор и режиссер — Жоэль Помра
Большая сцена Театра-фестиваля «Балтийский дом»

СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРОГРАММА:

4 октября

12:00 — 14:00

Мастер-класс по изготовлению масок для комедии дель арте

Лино Спадаро (Италия)

Бутафорский цех театра

16:00 — 17:15

Академия музыки и театра (Вильнюс, Литва)

Мастерская В. Багдонаса

«Белая лань»

Реж. Вайдас Кублинскас

Малая сцена театра-фестиваля «Балтийский дом»

18:30

Санкт-Петербургская Академия театрального искусства

Мастерская А. Праудина «ФутуризмЗрим»

Ауд 36, СПГАТИ

По окончании — обсуждение спектаклей

5 октября

11:00 — 14:00

Мастер-класс для актеров и режиссеров

«Don`t act, или Искусство жить на сцене»

Профессор СПбГАТИ Л. В. Грачева

118 комната театра-фестиваля «Балтийский дом»

15:00 — 17:00

Академия музыки и театра (Вильнюс, Литва)

Мастерская В. Багдонаса

«Мистер Кольперт»

Режиссер Агнис Янкевичюс

Малая сцена театра-фестиваля «Балтийский дом»

20:00 — 20:45

Театральная Академия им. А. Зельверовича (Варшава, Польша)

«Лаборатория странствия»

Реж. Камила Михаляк

91 комната театра-фестиваля «Балтийский дом»

По окончании — обсуждение спектаклей

6 октября

11:00 — 14:00

Мастер-класс по вокалу и сценическому движению

Педагоги СПбГАТИ

И. Благодер и И. Качаев

118 комната театра-фестиваля «Балтийский дом»

12:00 — 14:00

Лекция по менеджменту

Томас Кох, профессор Баварской Театральной Академии (Германия, Мюнхен)

Продюсерский факультет СПбГАТИ

17:00 — 18:10

Баварская Театральная Академия (Германия, Мюнхен)

«Малинче — мужское наслаждение»

Режиссер Дафне Эбнер

91 комната театра-фестиваля «Балтийский дом»

По окончании: — обсуждение спектакля — студенческий клуб

7 октября

12:00 — 14:00

Круглый стол, посвященный современной театральной критике

Ведущий — профессор Российского театрального университета — ГИТИС А. В. Бартошевич

26 комната театра-фестиваля «Балтийский дом»

17:00 — 18:00

Высшая Театральная школа им. Л. Сольского (Краков, Польша)

Мастерская Кристиана Люпы

Драматические импровизации

Реж. П. Свентек

91 комната театра-фестиваля «Балтийский дом»

20:00 — 21:00

Российский театральный университет ГИТИС

Мастерская С. Женовача

«Плутни Скапена»

Малая сцена театра-фестиваля «Балтийский дом»

По окончании — обсуждение спектаклей

8 октября

12:00 — 13:30

Эстонская Академия Искусств (Таллин, Эстония)

«Department of desire»

Режиссер Мярт Колдитс

91 комната театра-фестиваля «Балтийский дом»

14:00 — 16:00

Лекция для режиссеров «С пустыми руками»

Люк Персеваль (Бельгия, Германия)

Малая сцена театра-фестиваля «Балтийский дом»

16:00 — 18:00

Мастер-класс для режиссеров

«Я вижу его в страхе и смущеньи… Тень Гамлета-отца!»

Ярослав Килиан, декан драматического факультета Театральной Академии им. А. Зельверовича (Варшава, Польша)

118 комната театра-фестиваля «Балтийский дом»

18:00 — 18:40

Театральная Академия Мальме (Швеция)

«And12»

Режиссер Маттиас Мальмгрен

91 комната театра-фестиваля «Балтийский дом»

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии 9 комментариев

  1. Алексей Пасуев

    О, радость — вера в современный театр и его интерпретационные возможности вернулась ко мне с «Троилом и Крессидой» Туминаса!
    Спектакль тонкий, остроумный, музыкальный, пластичный и (что особенно важно!) абсолютно вахтанговский — ни в каком другом театре непредставимый!

  2. Алексей Пасуев

    Просто вот это и есть подлинное «осовременивание» Шекспира в самом хорошем смысле этого слова. И пьеса-то взята чуть ли не самая забытая — чтобы не устраивать дешёвых игрищ с переворачиванием зрительских стереотипов. И как он современен — этот мир, где все как один продолжают «ломать копья» из-за безобразно разжиревшей, безголосой, давно уже не «равной себе» Елены. Не потому, что она кому-то нравиться, а потому, что это лишний повод заявить о себе, лишний шанс покрасоваться на публике. Бесконечное самолюбование — вот то единственное, чем заняты здешние мужчины. В них и мужского-то осталось — дай бог, если на медный грошик. Уж очень изящна поступь, уж очень плавны жесты и округла речь. А маленький закомплексованный Ахилл — он и вовсе живёт с двухметровым трансвеститом Патроклом. А не менее закомплексованный, но чуть более традиционный в смысле сексуальной ориентации Троил — он просто не знает, что ему делать с притащенной дядюшкой Пандаром к нему на ложе Крессидой. Такое ощущение, что мужчины и женщины в этом мире не спали вместе уже много-много лет. А учитывая, что главное развлечение здешних мужчин (помимо самолюбования) — воткнуть в себе подобного меч по самую рукоятку (двусмысленно прозвучало, но так оно и есть) — удивительно, как тут вообще ещё кто-то живёт кроме большого количества древних старух и небольшого — женоподобных старцев. Такой вот «апокалипсис на все времена» — и даже Шекспира «ставить раком» не пришлось!

  3. Алиса

    На сайте театра ничего про программу для студентов нет…. (((((((((( она точно будет?

  4. Алексей Пасуев

    В буклете означена.
    Я, по крайней мере, 4-го точно рвану на Багдонаса.

  5. Н.Таршис

    3 октября. Абхазский спектакль (реж. Валерий Кове). Наивный театр как тема и как материал. Реальное простодушие и глубина. Капо комико «бродячей труппы» в их первом, «мужском» спектакле про писаря — заставил вспомнить и дель арте и Михоэлса, особенно в зачине и в коде. Эти поклоны-реверансы перед «публикой», начатые корифеем, подхваченные остальными — природно пластичные, но и точеные. Музыкальная пластика. Не назойлива эта музыкальность и пластика, но очевидна. Вторая вещь, о пастухе Махасе по Фазилю Искандеру — конечно же, не декоративные цацки про наив. Самоирония и грусть, то и другое подлинно — что зал и почувствовал, редкая же вещь.

  6. Алексей Пасуев

    Мне абхазы показались даже не «наивными», а в хорошем смысле этого слова «первобытными». От первой вещи («Гуарапский писарь») возникло ощущение, что прямо у меня на глазах рождается театр — не именно абхазский, а в принципе — как явление. Шесть пожилых мужчин потрясающей стати и энергетики разыграли простую историю о том, как некий отец повёз сына учиться грамоте, так, что она выросла до масштабов мифа, где нашлось место Отцу и Сыну, Дороге и Учению. А я сидел и думал — так вот почему театр вышел из ритуала — и вот почему в нём поначалу играли только мужчины!
    Вторая вещь («Махаз») — уже не театр-ритуал, а театр-театр — и женщинам туда ход не заказан. Древнейший комический сюжет о том, как ушлый родственник-горожанин брюхатил одну за другой дочерей главного героя-крестьянина, разыграли с открытой и подчёркнутой театральностью. Но и его в финале переключили в трагический план неизбывной судьбы и неизбежного искупления. А я сидел и думал — может всё-таки театр родился в Абхазии?

  7. Алексей Пасуев

    «Мистрас» Туминаса — лучший (на мой взгляд) спектакль фестиваля.
    Развесёлая (но и — трагическая) театральная фантасмагория на историческом материале.
    В основе — проживание Адама Мицкевича (и других поляков-изгнанников) за пределами Родины — в Париже накануне очередной революционной волны (1848 год).
    Именно здесь их настигает литовский чёрт (или — мистрас) — Анджей Товяньский — помещик-авантюрист, берущий Мицкевича в оборот и убеждающий его возглавить борьбу поляков (а заодно — и литовцев) за свободу и независимость.
    Оторванные от Родины поляки уподоблены мифическому Антею — теряющие остатки сил и душевного здоровья, они словно бы подвешены в безвоздушном пространстве и готовы бросится на шею любому, кто провозгласит возможность возвращения. Вспоминаются «Изгнанники» Ивана Вазова в постановке Александра Морфова и «Берег утопии» Тома Стоппарда в постановке Алексея Бородина.

  8. Н.Таршис

    Был «Мадагаскар» — по теперешним воспоминаниям, целостный, изящный, элегантный даже — по сравнению с «Мистрасом», всклокоченным. Дело в теме: речь о расхристанности мира. Не только социалист, которого перекосило от идеологическогоо передоза, — тут и Шопен дерганный. Его патронесса Аврора Дюдеван здесь такой Жорж Санд, что мало не кажется. Весь букет персонажей прян, мизансцены скручены чертовски! Декорация саднит вдвинутыми сюда рудиментами былой основательности европейского мира, когда-то значительного.
    Потрясающее начало спектакля, когда Адам Мицкевич вносит на сцену, как трагическую немую куклу, свою больную жену. Мистрас вылечит ее — чтобы сделать втройне несчастной. Разные грани безумия, невозможность творчества, сплетение реального и фиктивного — здесь и фейерверк театральности, и своеобразнейший драматический сплав, и щемящий, и вызывающий хохот.
    В этом смысле «Мистрасу» сильно проигрывает «Ревизор». Придумано много. Но две мямли, вялый Городничий и гуттаперчевый (браво артисту) Хлестаков на фоне очевидной, но мало монтирующейся с действием метафоры устрашающего подлинного Ревизора, грозным силуэтом напоминающего церковь, — скудновато. «Вот и встретились два одиночества»? Как будто в путь вышли с неподходящим инструментарием и со сбитыми представлениями о масштабе…

  9. Алексей Пасуев

    Это ещё хорошо, Надежда Александровна, что Вы не видели «Горе от ума»! Но закончить хочется на позитиве: три интереснейших спектакля в рамках одного фестивале (при том, что фестиваль «именной», а один из этих спектаклей — нет) — это же немало! Похлопаем ещё раз — вахтанговцам, литовцам, абхазам.

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога