Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

«ЛИР»: СКАНДАЛ НА МОСКОВСКОЙ СЦЕНЕ

Режиссер Богомолов устроил на сцене «конец света»

Мастер сценических головоломок Константин Богомолов продемонстрировал московским театралам свой петербургский хит. Режиссерская версия шекспировского «Короля Лира», превзойдя самые смелые ожидания, вызвала неподдельный ажиотаж. В ночь с субботы на воскресенье в ТЦ «На Страстном» даже был устроен дополнительный ночной показ.

«Лир» Богомолова — очень сильный спектакль. Сложный для обывателя, он таит в себе бездны смыслов, обращенных к истинно просвещенной публике. Простой зритель первые 10 минут будет радоваться классическому приему примитивной комедии — cross-dressing (всех героев играют женщины, а героинь — мужчины), однако потом будет брезгливо морщиться, глядя на скабрезные сцены вроде той, где Лир «насилует» микрофоном надувную куклу из секс-шопа (символ необъятной родины), а потом отважно матерится. Наивный эпатаж по-прежнему — сильнодействующее средство. Публика, конечно, охает, но в антракте домой не спешит.

Образованный и умный зритель же без труда увидит в потсмодернистком высказывании все, что нужно. И поймет, зачем Богомолову жанровая перверсия (трагедия превращена в черную комедию), перенос места действия из «далека» в советские реалии и Вторую мировую войну, масса литературных интермедий (тексты Ницше, Сартра, Иоанна Богослова и Маршака).

Богомолов предусмотрительный автор, он своего зрителя предупредил, — на сцене будет «страшное». В программке к спектаклю он заявил об уверенности, что конца света не будет, поскольку он давно наступил. Во время Второй мировой, когда из людей варили мыло. В результате ощущение катастрофы стало эмоциональным пространством спектакля.

Богомолов сознательно превратил сцену в площадку для интеллектуальных упражнений. У него мутировали не только герои Шекспира, но и само время. Оно преломилось, и все зажили в «кривом» королевстве. В нем стали возможны и красные раки Лира, устилающие пол кабинета (они же — раковые клетки), и глаза, выдавленные штопором, и пистолет, который берут в рот, чтобы облизать, и беременный живот на спине. Страшно, пронзительно и… узнаваемо. В любом времени живут шекспировские герои, однако Лир советского образца «всем Лирам Лир». Гибрид Сталина и Гитлера, он задыхается под тяжестью своих грехов и фобий. Кстати, он единственный персонаж, которому Богомолов не переиначил имя. Все остальные надели на себя маски — реальные и словесные.

Георгий Максимилианович Альбани, Корделия Лировна Лир, Эдгар Самуилович Глостер, Г-н Заратустра… Вереница безобразных и нелепых героев действует в неожиданных контекстах. Абсурд происходящего набирает обороты. Ровно такой же абсурд царит в сегодняшней действительности, а также в душах и умах современников. Богомолов как будто подсмотрел кошмарные сны соотечественников, рожденных в Союзе и живущих в новой России. И как будто подслушал их радостное восклицание — «да пребудет с нами хаос».

Остроумная выразительность спектакля дорогого стоит. Нечасто театр призывает зрителя отказаться от развлечения, пересилить себя и подумать про тот страшный бред, в котором он живет.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.