Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ТЕАТР ОНЛАЙН: ГИД НА БЛИЖАЙШУЮ НЕДЕЛЮ  (С 30 МАРТА ПО 5 АПРЕЛЯ)

    Объявленная «выходная неделя» на фоне закрытия садов, парков, кафе, баров, ресторанов, торговых центров и вообще границ, все больше и больше походит на карантин. И у многих проводить время дома уже начинает входить в привычку. Как и смотреть сетевые трансляции спектаклей. Перед вами очередная подборка театра онлайн на ближайшую неделю. Приятного просмотра и берегите себя.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ХОЛОДНАЯ ЛЮБОВЬ

    «Созвездия». Н. Пэйн.
    Театр «Практика».
    Режиссер Александр Алябьев, художник Светлана Васильева.

    «Мы всего лишь частицы, которыми управляют совершенно конкретные законы, поэтому в результате мы просто тычемся в разные стороны, как слепые котята», — сегодня эти слова Марианны, героини Елизаветы Янковской, звучат необычайно остро. В параллельной вселенной режиссерский дебют актера Мастерской Олега Кудряшова мог состояться при битком набитом подвальчике театра «Практика». Совсем недавно все еще были уверены, что так непременно и будет. Но в реальности, в которой мы находимся здесь и сейчас, где бушует пандемия, в зале — ни одного зрителя, зато тысячи у экранов компьютеров. Как в пьесе Ника Пэйна пересечение двух, казалось бы, параллельных вселенных — преподавателя университета Марианны и пасечника Роланда — неизбежно, так и премьера «Созвездий» будто не могла не произойти.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КРИТИЧЕСКИЙ ТУРНЕПС. ПЕРЕПИСКА

    «Космический турнепс». А. Лушин.
    Театр «Площадка 51».
    Режиссер Александр Лушин, художник Антон Батанов.

    Эта переписка случилась на следующий день после премьеры, когда театры еще играли вживую...

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • ПЛАЧЬ, ПАЛАЧ

    «Маузер». Х. Мюллер.
    Александринский театр.
    Режиссер и художник Теодорос Терзопулос.

    Нет, не ждите злободневного прочтения этого спектакля через треклятый коронавирус: дескать, «Маузер» Теодороса Терзопулоса — об ответственности каждого за судьбы других, о том, как условна грань между палачом и жертвой... а герой вгрызается в жизнь на пороге смерти. Театр Терзопулоса чурается подобной актуализации, он занимается вопросами вечными, архетипическими, но все же стал одной из первых театральных жертв коронавируса. «Маузер» ставился на Большую сцену Александринки, премьера была под угрозой, но все же ее сыграли, как и планировалось, в субботу и воскресенье. Правда, на пустой зал (не считая избранных зрителей, сотрудников театра, смотревших с яруса). Зато оба вечера любой желающий мог бесплатно смотреть прямую трансляцию — в условиях, приближенных к живому просмотру, насколько это возможно.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ТАК СЕБЕ ИЗОЛЯЦИЯ

    21 марта в Театральном музее прошли ставшие уже традиционными для Петербурга показы «Так себе фестиваля»

    Три эскиза по пьесам Глеба Колондо, Настасьи Федоровой и Евгения Ионова были частично отгорожены от внешнего мира в лучших традициях постапокалиптического кинематографа — на фоне музейных экспонатов, шуток про коронавирус и жизнеутверждающей онлайн-трансляции, собравшей у экранов множество самоизолировавшихся душ.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПОЛЯКИ В НОРИЛЬСКЕ

    О VIII лаборатории современной драматургии «ПОЛЯРКА».

    В этом году ежегодная лаборатория Норильского Заполярного театра драмы «Полярка» (художественный руководитель Олег Лоевский) впервые прошла не в январе, а в марте. В надежде на милости погоды. Кое в чем надежды оправдались. Все-таки, не сидели режиссеры по двое суток в аэропорту в попытках улететь в «Самый северный» театр.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТЕАТР ОНЛАЙН: ГИД НА БЛИЖАЙШУЮ НЕДЕЛЮ  (С 24 ПО 29 МАРТА)

    Прошедший уик-энд дал понять, что в условиях неожиданно для всех наступившего карантина с отменой практически всех культурных мероприятий страны, театры активно начинают уходить в сеть и осваивать новое для себя интернет-пространство. Уже прошло несколько онлайн-премьер, возник первый онлайн-фестиваль, а социальные сети заполнены анонсами предстоящих событий. Петербургский театральный журнал выбрал из этого многообразия самые актуальные театральные события на ближайшую неделю.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ПАМЯТИ НИКОЛАЯ БОЯРЧИКОВА

    Не стало хореографа Николая Николаевича Боярчикова, чье имя неразрывно связано с интеллектуальной культурой Петербурга. В сентябре ему исполнилось бы 85 лет.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • Я ПО ЛЕСТНИЦЕ ПО ЭТОЙ...

    В Калуге станцевали жизнь Ксении Петербургской и поговорили о том, как живут в России труппы современного танца

    Инновационный культурный центр в Калуге уверенно становится одним из важных центров современного танца в стране. Его построили в 2017-м, тогда же два хореографа − Ксения Голыжбина и Евгения Талецкая − создали там труппу под названием «Инновационный театр балета». В 2019 году обитающий в Монпелье хореограф Митя Федотенко, воспользовавшись тем, что Обнинск и Монпелье города-побратимы, предложил проект всероссийской Танцплатформы − большого конкурса спектаклей контемпорари, два победителя которого получат возможность показать свои спектакли во Франции.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВСЯ РОССИЯ В СУНДУКЕ

    «Мандат». Н. Эрдман.
    Театр «На Литейном».
    Режиссер Денис Азаров, художник-постановщик София Матвеева.

    «Это ж надо — так миновать эрдмановский текст!» — туплю я зло и чуть ли не весь первый акт, сидя на премьере «черной комедии» в пятницу 13 марта, в високосный год, накануне карантинизации. И вот оказалось: постановщик нащупал свой путь, и спектакль к чему-то привел-таки своих зрителей.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • «Я СЕРЬЕЗ ПОТЕРЯЛА, ПРОСТИТЕ МЕНЯ, ЛЮДИ...»

    «Горгоны». Д. Нигро. Краснодарский академический театр драмы им. М. Горького. Режиссер Георгий Цнобиладзе, художник Александр Храмцов.

    Пьеса Дона Нигро «Горгоны» о двух стареющих голливудских дивах относится к числу довольно выигрышных репертуарных решений. Она экономно рассчитана на двух актрис и содержит в себе привлекательные признаки трэш-комедии. Да, сюжетные ходы здесь довольно небогаты, фабула предсказуема. Однако при хорошем раскладе спектакль по этой пьесе наполняется внутренней жизнью, подогреваясь изнутри проекцией жизни персонажей на жизнь самих артисток.

    В Краснодарском театре драмы роли голливудских див Рут и Милдред играют Вера Великанова и Наталья Арсентьева, опытные и яркие актрисы с серьезным послужным списком. Ясно, что проблемы персонажей — возраст, невостребованность, усталость от служения изменчивому делу — это проблемы всеобщие, не только театрально-киношные. И тем интереснее наблюдать, какие акценты поставлены режиссером и актрисами.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТЕАТР ВОЗВРАЩАЕТ ВАХТАНГОВУ ДОМ

    Да, тут нет ошибки. К своему 100-летию художественный дом Евгения Вахтангова, Вахтанговский театр — огромный конгломерат сцен, площадок, инициатив, — хочет вернуть в цивилизационное пространство дом во Владикавказе, где родился и провел первые двадцать лет своей жизни Евгений Вахтангов. Превратить развалюхи и коммуналки в культурный центр, сделать это народной акцией: при наличии стартовых денег банка «Открытие» объявлен краудфандинг на Planeta.ru.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТЕАТР ОНЛАЙН:  СМОТРЕТЬ СПЕКТАКЛИ, НЕ ВЫХОДЯ ИЗ ДОМА

    Театры по всему миру пытаются выйти к зрителям со своими постановками, несмотря на закрытие зрительных залов. Наибольшая активность на сегодня — в Германии, и музыкальные театры значительно активнее драматических. Стриминговые трансляции начинаются ближе к вечеру — между 18 и 20 часами, и затем, как правило, доступны еще сутки-двое. В России театры переключаются на чтение художественных произведений онлайн.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • «Я ХОЧУ О НЕМ ДОГАДАТЬСЯ...»

    В день 85-летия Сергея Юрского, 16 марта, вечера его памяти прошли одновременно в Петербурге и Москве. На Невском был Александр Ласкин, на Арбате оказалась Марина Дмитревская. Они обменялись письмами...

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • АНТОН ФЕДОРОВ: «МЫСЛЬ, ИДЕЯ — НЕСЛОВЕСНЫ ПО ПРИРОДЕ»

    В преддверии XVIII церемонии награждения лауреатов Московской ежегодной театральной премии СТД РФ «Гвоздь сезона» мы публикуем беседу Марины Копыловой с режиссером Антоном Федоровым, который поставил в Театре «Около дома Станиславского» спектакль «Ревизор», входящий в итоговую пятерку лауреатов.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ОТНЮДЬ НЕ ГЛУПОСТЬ

    «Новеченто (1900-й)». А. Барикко.
    Тюменский Большой драматический театр.
    Постановка Сергея Захарина, сценография Евгении Шутиной.

    «Какая глупость играть на трубе, когда вокруг бушует война», — произносит со сцены Тюменского Большого драматического театра актер Сергей Осинцев в премьерном спектакле «Новеченто (1900-й)». Эта реплика в обстоятельствах дня сегодняшнего вновь звучит невероятно актуально, а значит и игра на трубе, и игра в театре — отнюдь не глупость.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • АТА, ГЕРАКЛ, НЕСТОР, ПЕРИКЛИМЕН

    «Седьмой подвиг Геракла». М. Рощин (сценическая версия театра).
    Мастерская Петра Фоменко.
    Постановка Евгения Каменьковича, сценография Марии Митрофановой.

    С момента написания первой пьесы Михаила Рощина «Седьмой подвиг Геракла» (1963 год) прошло 57 лет, ее первая постановка случилась спустя 25 лет после создания, в 1988-м, вторая произошла спустя 32 года после первой, в 2020 году. Гигантские временные промежутки могут быть оправданы словами самой пьесы: «Отчего это у нас, героев, и у вас, людей, такое время разное, а? Сутки пройдут, а у вас уже тридцать, пятьдесят, сто лет». Получается, что и время для пьес и о героях, и о людях — разное.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • В ПОИСКАХ НОВЫХ СМЫСЛОВ

    О Всероссийском фестивале-конкурсе камерных спектаклей «Один. Два. Три» в Новосибирске

    Первое, о чем надо упомянуть, говоря о новосибирском Фестивале-конкурсе камерных спектаклей «Один. Два. Три», что он молодой и проводится в четвертый раз. И впервые его проводит молодежный драматический «Первый театр». Директор фестиваля (она же директор театра) Юлия Чурилова — руководитель молодой. Отборщики-эксперты тоже молоды. Отсюда и соответствующий формат фестиваля, заявленный всего в трех формулах: никакой классики, актуальные темы, разные форматы. И отлично! В Новосибирске уже четыре театра имеют свои фестивали. У «Глобуса» — «Рождественский», у «Красного факела» — «Ново-Сибирский транзит», «Старый дом» впервые провел «Хаос». И вот теперь «Первый театр», вообще не имеющий своего дома, пригласил спектакли из российских городов на разные сценические площадки города.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ОТ ДАНИИ ЛЕГКО СОЙТИ С УМА»

    «Бедный, бедный Гамлет». Текст А. Никонова.
    Инженерный театр АХЕ.

    На помосте-сцене, составленном из девяти квадратных столов, способных трансформироваться, весь в черном, с черепом в руках лежит и смотрит в высокий потолок автор. Нет, это не Шекспир. Это русский панк Лёха Никонов, тексты которого звучат в новом спектакле Инженерного театра АХЕ «Бедный, бедный Гамлет». Но речь здесь идет вовсе не о «тирании толкования» в духе Ролана Барта и его знаменитого эссе. Театр АХЕ идет дальше. Он соединяет автора и читателя в одном лице, создавая круг вербальных и пластических ассоциаций на основе известного сюжета. Здесь сам автор словно совмещается с фигурой Гамлета, читая тексты в своей фирменной манере с внезапной модуляцией, уходящей в крик.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • БЕСПОЩАДНЫЙ СВЕТ ЧЕРНОБЫЛЯ

    «Чернобыльская молитва». С. Алексиевич.
    Никитинский театр (Воронеж).
    Режиссер Дмитрий Егоров, художник Константин Соловьев.

    Спектакль Дмитрия Егорова «Чернобыльская молитва», поставленный по книге Светланы Алексиевич в Никитинском театре города Воронежа, продолжил очень важную для режиссера тему: исследование советской жизни. Спектаклей на эту тему у него много в разных театрах России. Хотела перечислить и поняла, что тогда надо называть большую часть всего списка его постановок. Егорова особенно интересует то время, когда страна, в которой он родился, называлась Союз Советских Социалистических Республик, или СССР. Он задает вопросы о том, как все начиналось в первые годы советской власти («Республика ШКИД» в Свердловском академическом театре драмы; «Ак и человечество» в Воронежском Камерном театре), его волнует Великая Отечественная война («Развалины» в петербургском «Этюд-театре»; «Прощание славянки» в Алтайском государственном театре для детей и молодежи; «Молодая гвардия» совместно с М. Диденко в петербургском театре «Мастерская»; «Победители» в Томском ТЮЗе).

    Читать дальше | Комментарии (1)