Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • МИР, В КОТОРОМ И РУМЯНЕЦ ПОДВЛАСТЕН КОНТРОЛЮ

    «Кукольный дом». По мотивам пьесы Г. Ибсена.
    ЦЕХЪ театр.
    Режиссер Владимир Юров, художник Анастасия Копылова.

    Когда в спектакле Владимира Юрова в Норе просыпается Нора, невольно задумываешься: а понимает ли режиссер, какое чудо все-таки случается на сцене? Понимает. Но добивается этих чудес слишком упорным трудом. Нора (Анна Христич) должна предстать перед зрителем как бы «белочкой», «певуньей-пташкой», а вместо этого получается какая-то «ириска» — приторная, намертво склеивающая зубы, а в худшем случае и вызывающая кариес.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ЭТО ТАК ТРУДНО — ХОРОШО О ЛЮДЯХ ДУМАТЬ»

    О XVII Областном театральном фестивале-конкурсе «Мельпомена» в Ростове-на-Дону

    Так уж сложилось в нашем областном театральном пространстве, что на сценах государственного подчинения играют преимущественно классику, а за ныне живущих авторов отвечает независимый «Театр 18+» (у которого нынче довольно сложные времена). Исключение составляют эскизы спектаклей, которые создаются по линии лаборатории Олега Лоевского молодыми режиссерами. Часть эскизов потом дорабатывается, входя в репертуар уже на полном праве. Однако сложившийся баланс этим никак не может быть поколеблен. Огорчительно, но даже молодые ростовские драматурги, уехавшие в Москву и Санкт-Петербург, спектакли по своим пьесам видят там и далее везде, но не в родных краях.

    В афише нынешней «Мельпомены» современных авторов тоже нет. Ну что ж, классика так классика. Извлекают ли из нее новые смыслы режиссеры XXI столетия?

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ДЯДЯ ВАНЯ» НА КАМЕНСК-УРАЛЬСКОМ АУКЦИОНЕ

    «Финал. Дядя Ваня». По пьесе А. П. Чехова.
    Театр «Драма номер три» (Каменск-Уральский).
    Режиссер Александр Вахов, медиа-дизайнер Андрей Чугунов.

    В небольшом городе Свердловской области возник спектакль в виде, как обозначено в афише, «пространства игры с Антоном Чеховым», а если точнее — игры на пространстве текста финальной сцены пьесы «Дядя Ваня». Придумал игру бывший актер Коляда-Театра Александр Вахов, ставший в этом сезоне штатным режиссером «Драмы номер три». Игра — настоящая, то есть спектакль не просто включает игровые элементы — он весь зависит от поведения игроков, которыми выступают зрители.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • Я/МЫ АНТИГОНА

    «Антигона». Е. Шевченко, по мотивам пьесы Софокла.
    Няганский ТЮЗ.
    Режиссер и художник Алессандра Джунтини.

    Трагедия Софокла стала для Алессандры Джунтини поводом поговорить о дне сегодняшнем, перекидывая временной мостик от античной героини к современным женщинам. Режиссер задается вопросом: «Кто она, Антигона XXI века?»

    Спектакль имеет трехчастную структуру, представляющую трех разных Антигон. Это женщины из разных стран, принадлежащие к разным поколениям, объединенные упертым желанием быть верными собственным законам, приносить себя в жертву ради борьбы за мир, понимать, что она бессмысленна в масштабах истории, но все же идти на этот подвиг, пусть и обрекая себя.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • В АРХИВЕ ОПУБЛИКОВАН № 97

    В архиве появился № 97. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
    приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс!

    Читать дальше | Комментарии
  • ХИЩНОЕ ОБАЯНИЕ КАРМЫ

    «Чайка». А. П. Чехов.
    МХТ им. А. П. Чехова.
    Режиссер Оскарас Коршуновас, сценография Оскараса Коршуноваса и Ирины Комиссаровой.

    Пьеса «Чайка» написана о театре и людях искусства, и это утверждение, не требующее доказательств, режиссер акцентирует впрямую. Спектакль начинается с бодрой и победно пошлой презентации: по сцене ходят артисты в современных костюмах. Они спускаются в зал, обращаются к публике, презентуют коллег в качестве героев заявленной пьесы, и подтанцовывают при этом, и подкалывают друг друга. Нам предоставляется возможность угадывать: вот этот, юный и злой, вооруженный видеокамерой, наверное, Костя Треплев; а эта, которая в черной косухе, черных ботинках, в общем, ходит в черном, — Маша; а тот седой, благообразный и старомодный — Сорин; а эта шикарная, в белом костюме — Аркадина; а та, оплывшая, неопрятная, с копной нечесаных волос — Полина Андреевна.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА ТУМАНОВА

    Ушел из жизни Владимир Туманов — режиссер, с именем которого в 90-е было связано очень много. И когда мы делали легендарный «режиссерский» № 17 и, с легкой руки Клима, фиксировали появление в Петербурге новой режиссерской волны, — Туманов отвечал на вопросы редакции как первый среди равных. Шумели его прекрасные спектакли: «Лунные волки», «Таня-Таня»... Вернее — не шумели, Туманов был режиссер негромкий, пристальный, чуждый тусовок и пиара. Его спектакли звучали — и звук их был нежен и весел...

    С 2011 года Владимир Туманов был главным режиссером Театра на Васильевском. Он занял эту должность после Анджея Бубеня, при котором театр на Васильевском поднялся и стал важным театральным адресом. Может быть, в силу предыстории тропа на Васильевский не была плотно утрамбована ногами критиков, но о театре писали, и — главное — когда ты попадал туда на тумановский спектакль, то сталкивался с пристальным разбором, получал внятное послание и попадал в пределы настоящего драматического театра. В том понимании, какое свойственно тумановскому поколению, которое поредело с уходом «Севика», как звали его все театральные люди...

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • СЕВЕРНАЯ УТОПИЯ: ИСПОВЕДИ О НЕСБЫВШЕМСЯ

    «Север».
    Проект Архангельского молодежного театра.
    Режиссер Сергей Чехов, художник Анастасия Юдина, композитор Владимир Бочаров.

    В заброшенном здании Морского-речного вокзала Архангельска можно увидеть скелет мифической нерпы и услышать истории из жизни известных северян — горячих, импульсивных, страстных. Именно таким людям посвящен спектакль «Север» — а вовсе не холодным и расчетливым, как можно было бы подумать.

    «Север» — экспериментальный проект Архангельского молодежного театра, над которым работали режиссер Сергей Чехов, художник Анастасия Юдина и композитор Владимир Бочаров. Два этажа вокзала, включая бывшие хозяйственные помещения, превращены авторами в необъятную инсталляцию, зайти в пространство которой и покинуть ее можно в любое время, когда здание открыто для посещения. Здесь каждый выстраивает свой маршрут, создавая свой собственный спектакль с уникальным сюжетом.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КОГДА СОСЕД — МОНСТР

    «Домашние монстры».
    Театр «Karlsson Haus».
    Режиссер Светлана Бень, художник Лина Хесина, композитор Денис Кудрявцев.

    В «Карлссон Хаусе» вышел спектакль, который очень близок петербургскому зрителю. Ведь где, как не в Петербурге, развлекаться нюансами коммунальных соседских разборок. Однако постановщики спектакля во главе со Светланой Бень придумали детский спектакль и сознательно дистанцировались от всяких аллюзий с коммунальной квартирой, — они у взрослого зрителя возникают сами по себе.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА» АЛЕКСАНДРА МОРФОВА В ТЮЗЕ

    «Ромео и Джульетта». У. Шекспир. Перевод Т. Щепкиной-Куперник и И. Диденко.
    ТЮЗ им. А. А. Брянцева.
    Режиссер Александр Морфов, художник Семен Пастух.

    Александр Морфов, известный петербургскому зрителю по работам в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской, выпустил на сцене ТЮЗа спектакль «Ромео и Джульетта» по пьесе У. Шекспира. Мнения о нем разделились. Публикуем отзывы о долгожданной премьере Алексея Исаева и Майи Праматаровой.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • ЕСТЬ МНОГОЕ НА СВЕТЕ, ДРУГ ГОРАЦИО: ТЫ, ИНТРИГАН, ОФЕЛИЮ УТОПИЛ...

    «Гамлет». У. Шекспир.
    Архангельский театр драмы им. М. В. Ломоносова.
    Режиссер и сценограф Андрей Тимошенко.

    Увидев на афише красные струи крови, стекающие на череп в короне, — подумаешь, что это что-то готское, тинейджерское, китч какой-то...

    Обнаружив затем на сцене могучую двухъярусную декорацию, «рыцарскую» установку с водой, мостами и бутафорскими фигурами воинов в человеческий рост, — можешь заподозрить, что попал на «Макбета». Вот и в прологе слово HAMLET выплывает на мрачной стене так же зловеще, как обычно MAKBETH, и музыка звучит тяжелая, и замерли манекены, будто «войска короля Дункана»...

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • LЁ ТАРТЮФ НА LA ТАГАНКЕ

    «Lё Тартюф». Ж.-Б. Мольер.
    Театр на Таганке.
    Режиссер Юрий Муравицкий, художник Галя Солодовникова.

    У нового спектакля в Театре на Таганке — три главных автора. Мольер, написавший «Тартюфа», Юрий Муравицкий, высветивший вернувшуюся актуальность пьесы XVII века, и Галя Солодовникова, сочинившая неизгладимый образ спектакля.

    Коробка сцены сужается в перспективу, ее четырехугольный раструб направлен на зрителя, как кинокамера. Две стены, пол и потолок, поначалу белые, будут менять леденцовые цвета от сцены к сцене — Сергей Васильев выстроил световую партитуру, напоминающую кислотный клип, создающую ирреальную и манящую картинку.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ОТНЯТАЯ ТРАПЕЗА

    «Фаина. Эшелон».
    Театр «Школа современной пьесы».
    Режиссер Иосиф Райхельгауз, художник Мария Трегубова.

    Любопытный опыт работы с документом предъявлен в спектакле Иосифа Райхельгауза «Фаина. Эшелон» в театре «Школа современной пьесы». Режиссер ставит воспоминания своей мамы о войне. Историю рассказывает актриса Елена Санаева, и ее личные воспоминания мешаются с воспоминаниями по роли. В течение всего спектакля готовится борщ на всех зрителей, и здесь торжествует эта идея совместной коллективной памяти, в которой растворяются индивидуальные сюжеты.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • «САДКО» ДМИТРИЯ ЧЕРНЯКОВА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ

    «Садко». Н. А. Римский-Корсаков.
    Большой театр.
    Дирижер-постановщик Тимур Зангиев, режиссер-постановщик и художник-сценограф Дмитрий Черняков.

    Дмитрий Черняков поставил на сцене Большого театра оперу "Садко" Н. А. Римского-Корсакова. О долгожданной премьере рассказывают Елена Губайдуллина и Дарья Макухина.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • EVERYONE SHOULD FEEL INVITED / КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ПРИГЛАШЕННЫМ

    Фестиваль KammerCampus #22: Friendly Confrontations в Мюнхене

    Фестиваль мюнхенского театра «Каммершпиле» был направлен прежде всего на то, чтобы предоставить театральное пространство тем, кого обычно не ждут даже в качестве зрителя. Если приглядеться к зрительному залу даже в «продвинутой Европе», то очевидно, что лишь 1% зрителей — цветные, и то на отдельных представлениях, что уж говорить об авторстве. Тем не менее, небелые люди отчаянно нуждаются в том, что называется уже надоевшим в западном дискурсе словом «репрезентация» — то есть в создании своего нарратива, в творческом исследовании идентичности, вообще в существовании в театральном и художественном мире наравне с белыми. Они хотят рассказывать свои истории. И фестиваль предоставил такую возможность всем тем, кто обычно лишен голоса или возможности говорить на больших площадках.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ГАСТРОЛИ «ГОГОЛЬ-ЦЕНТРА» НА СЦЕНЕ БДТ

    На Основной сцене БДТ идут гастроли «Гоголь-центра» с двумя спектаклями Кирилла Серебренникова. Уже прошли показы «Маленьких трагедий». Завтра и послезавтра, 21 и 22 февраля, можно увидеть «(М)ученика». Предваряем показы статьей Оксаны Кушляевой, напечатанной в №77 «Петербургского театрального журнала».

    Читать дальше | Комментарии
  • МАЛЕНЬКИЙ НЕ УДАЛЕНЬКИЙ

    «Маленький господин Фридеман». Т. Манн.
    Московский театр юного зрителя.
    Режиссер Андрей Гончаров, художник Константин Соловьев.

    Большое с потертой обшивкой кресло, на которое мы любовались перед началом, унесли. Теперь в белой комнате пусто. Приоткрывается дверь, в щель просачивается всклокоченное существо, бормоча что-то невнятное и по-немецки. Оно издает всхлипы и стоны. Не понимая, в чем дело, зрители готовы рассмеяться, но быстро обрывают свой смех.

    Спектакль Андрея Гончарова по рассказу Томаса Манна балансирует между комедией и драмой, между оцепеневшим взглядом главного героя и ироничным, чуть презрительным ртом героини, между прозрением и отстранением, между агрессивной чечеткой под ирландский мотив и современным танцем, между Максом Коржем и Томасом Манном.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ДЕЯТЕЛИ ТЕАТРА В ЗАЩИТУ «СЕТИ»

    Мы, театральные критики и журналисты, призываем своих коллег, а также режиссеров, актеров, драматургов, художников, менеджеров и всех деятелей театра присоединиться к нашему протесту против так называемого «Дела „Сети“».

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • «УЛЕТАЙ, МОЙ БЕЛЫЙ, ЛЕТИ»

    «Meta-Андерсен». По мотивам сказки «Гадкий утенок» и биографии Г. Х. Андерсена.
    РГИСИ. Мастерская профессора Н. П. Наумова, Учебный театр «На Моховой».
    Режиссеры Яна Тумина и Александр Балсанов.

    Спектакль посвящен безвременно ушедшим поэту Олегу Григорьеву и клоуну Коле Никитину.

    У Андерсена был нос, похожий на клюв диковинной птицы. С детства будущий писатель мечтал стать знаменитым человеком. Это с ним произошло, но до конца своих дней Андерсен продолжал волочить за собой тяжелый чемодан своих страхов, чужих усмешек, враждебных взглядов. Опутанный канатами, тащит его и герой спектакля. Груз утяжеляет шаг, и все попытки дотянуться до картонных птиц, что покачиваются над его головой на тонких проволоках, оказываются тщетными. Из чемодана высовывает серый клюв и взъерошенную голову Гадкий утенок.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТЕМ, КТО ЛОЖИТСЯ СПАТЬ, СПОКОЙНОГО СНА

    «...свет повсюду гаснет, но виден его след». По мотивам пьесы Д. Данилова «Что вы делали вчера вечером?».
    «Школа драматического искусства».
    Режиссер Александр Плотников.

    Мы складируем вечера, в которых ничего не происходит, серые будни, о которых совсем нечего рассказать, дни, месяцы, похожие как две капли воды один на другой, так что даже стыдно становится, когда вдруг задают простой вопрос: «Что вы делали вчера вечером?» Сразу выпирает размеренный автоматизм жизни, ее длящаяся суета.

    Читать дальше | Комментарии (0)