
-
До карантина Мобильный Художественный Театр успешно осваивал формат спектакля-прогулки. На карантине, потеряв мобильность, «МХТ» стал создавать в общем-то классические аудиоспектакли. Но вместе с жанровыми и вполне традиционными «Академией смеха» по пьесе Коки Митани и «Отравленным поясом» по повести Артура Конан Дойла (подробней об этом спектакле — в тексте Таты Боевой «Соцсети и апокалипсис. Викторианская версия») команда «МХТ» выпустила экспериментальную «Елизавету Бам». Неудивительно, что театр обратился к тексту Хармса: директор «МХТ» Алексей Киселев — один из исследователей и популяризаторов знания об обэриутах. В его статье в «ПТЖ» подробно описан театрализованный вечер 1928 года «Три левых часа», где впервые был показан спектакль по специально созданной для этого пьесе. «Елизавета Бам» была своеобразной иллюстрацией к декларации «Театра ОБЭРИУ».
-
Мы продолжаем серию материалов, в которых специалисты своего дела рекомендуют нашим читателям перечень «обязательного минимума» в тех или иных аспектах искусства. Не так давно мы публиковали подробный обзор классического цирка. На этот раз Ирина Селезнева-Редер подготовила гид по «новому цирку».
-
Зулейха открывает глаза. Ее ресницы со всей очевидностью накрашены, а брови хорошо ухожены.
Конец рецензии.
Нет, не конец. Тушь не смоется даже тогда, когда Зулейха будет полгода ехать в эшелоне, тонуть в Ангаре, зимовать в землянке и рожать сына Юзуфа. Макияж бровей чудесным образом сохранится все долгие годы ее ссыльных мучений в поселке Семрук.
Зачем писать рецензию? Вопрос закономерный. «Зулейху» начали ругать в Сети уже через полчаса после начала первой серии (те же люди ругали и роман, и тут я с ними категорически не соглашалась). Рецензии в СМИ появились после четвертой, не дожидаясь конца (теперь вроде так уже прилично — не досматривать). Если прибавить к этому требования коммунистов запретить картину, а также недовольство одного из муфтиев постельной сценой в оскверненной мечети (мечетью, превращенной в хлев, ужасается на экране герой — репрессированный мулла, так что муфтий тут не первый) — станет ясно: рецензировать не стоит. Когда по левому флангу у тебя коммунисты, по правому мусульмане, а по центру накрашенные ресницы — какая тут свобода высказывания?
-
Новая неделя и новый репертуар для «карантинного» канала Комеди Франсез «La Comédie continue!» — «Комедия продолжается!». На этот раз почти все спектакли, предлагаемые театром, принадлежат XXI веку, а для русского зрителя самым притягательным днем театральной программы станет суббота — единственный день без французской драматургии. Но притягательность, конечно, не в этом, а в том, что суббота принесет с собой «Лес» в постановке Петра Наумовича Фоменко.
-
Шестая неделя карантина — не повод для сокращения трансляций. Европейские театры, в особенности оперные и балетные, по-прежнему готовы ежедневно выходить к зрителям. Среди знаковых событий — появление в онлайн-пространстве одного из крупнейших европейских театральных фестивалей. Берлинский фестиваль «Theatertreffen» в ближайшие две недели покажет шесть из десяти отобранных спектаклей. Парижский Театр Буфф дю Нор открывает доступ к «Трагедии Гамлета Питера Брука, театр в Генте — к спектаклю „Платонов“ Люка Персеваля, венский Бургтеатр — к спектаклю Клауса Пеймана по пьесе Т. Бернхарда „Площадь героев“, а Комеди Франсез покажет „Лес“ в постановке Петра Фоменко. Среди прочих онлайн-трансляций — спектакли Кэти Митчел, Михаэля Тальхаймера, Мило Рау, Джона Ноймайера, Мартина Кушея, Йетте Штекель, Камы Гинкаса, Бориса Юхананова, Владислава Наставшева. Мы собрали для вас всё самое интересное с 27 апреля по 3 мая. Гид будет постоянно дополняться. Следите за изменениями.
-
Книга очерков Зои Богуславской о ее путешествии в конце 80-х по Америке, о встречах там с разными женщинами давно не в фокусе общественного внимания. Руководители Центра Вознесенского решили, что это неправильно, что книга эта сегодня очень значима в связи с проснувшимся, наконец, в России интересом к феминизму и к теме — в разных отношениях — свободы как вызова современному сознанию. Как замечается на сайте Центра, книга «читается сегодня как лента заметок популярного тревел-блогера». В результате Елена Смородинова и Эндрю Фрибург создали на его платформе веб-спектакль, анонсировав «Американок» как «инстаграм-вербатим о феминизме, Перестройке, границах свободы и несвободы и рифмах между 80-ми и сегодняшним днем».
-
«Дважды порывался я к вам, но карантины опять отбрасывали меня на мой несносный островок...» Конечно, сейчас не осень, и не болдинская, и никто из нас не Пушкин, и вряд ли коронавирусу суждено родить «Маленькие трагедии». Но есть подозрение, что нам, людям театральным, привыкшим к движухе, общению, работе на людях... ну, вы понимаете, — карантин непривычен более, чем кабинетным ученым или фармацевтам. Новый формат каждый переносит по-своему. Мы продолжаем серию публикаций — опрос людей разных театральных профессий о том, как они переносят самоизоляцию, как на их жизни отразился режим карантина, чем они занимаются или не занимаются, и что думают о ситуации, в которой все мы оказались...
-
Уже целый месяц наш блог публикует серию «карантинных интервью» с театральными деятелями. Мы спрашиваем о философии самоизоляции и ее быте. Но разговор с Оскарасом Коршуновасом оказался таким подробным и длинным, что публикуем его отдельно. Разговаривала Марина Дмитревская.
-
Часто комедию Шекспира «Сон в летнюю ночь» ставят как сказку о причудах любви с барочными феями и божками по периметру сюжета. Редко — о чем-то другом, но все же встречается и такое. К примеру, Александр Морфов в Театре имени В. Ф. Комиссаржевской иронично говорил о торжестве над жизнью — театра, подчиненного часто самовлюбленному тирану-режиссеру, роль которого исполнял Сергей Бызгу. Юрий Бутусов в Театре имени Ленсовета рассказывал о непредсказуемой природе игры, заложенной в самой основе человека, за которую отвечал Пэк Сергея Волкова. Сильвиу Пуркарете в театре «Балтийский дом» выводил на сцену диктатора Тезея, мнящего себя влюбленным божком (Константин Анисимов). К таким же «редкостям» относится и премьерный спектакль Театра на Васильевском, который Руслан Нанава поставил о безграничной власти бога Оберона, способного менять само течение жизни в ревнивой жажде обладания.
-
«Отравленный пояс» можно описать в одном, но длинном предложении: Мобильный Художественный Театр, который часто сочетает художественные тексты и социальный контекст, бросился грудью на амбразуру и выпустил спектакль о разговорах во время мировой катастрофы.
Это одновременно и исчерпывающе (минимум фильтр для аудитории), и недостаточно, и не говорит ни о чем. Есть формальности: «МХТ» (в кавычках — чтобы не путать с МХТ в Камергерском), который запустился в начале сезона 2019/2020 и исправно поставлял «спектакли-прогулки», во время московских запретов на все праздношатающееся в апреле быстро выпустил несколько «спектаклей-не-прогулок». Можно предположить, что отработанный формат «красивый маршрут + аудио про искусство и страшный мир вокруг» пришлось переосмыслять на ходу — и вопрос, насколько удачно.
-
Название этого текста определило гадание по книге, устроенное моей собеседницей по ту сторону телефонной трубки. И так, совсем неоригинально, эти строчки совпали с моими ощущениями от того, в чем мне довелось поучаствовать. Самое интересное здесь — познание себя (в самом ответственном значении этих слов) и своей роли в контексте этого спектакля.
-
Наступившая неделя трансляций Комеди Франсез не столь богата «безусловными» театральными событиями, как прошлая. А потому захотелось сделать подборку самого интересного (безусловно, субъективно) из того, что можно найти из французского театра на просторах интернета. В подборку войдут как постановки, ставшие уже историей (если не легендой), так и современные спектакли. Отталкиваться, впрочем, буду все же от недельной программы Комеди Франсез, следить за которой можно на сайте театра.
Итак, начнем.
-
Пятая неделя карантина — не повод, чтобы устать от театра в сети, тем более что нижеследующий список снова побуждает срочно составлять график просмотров на ближайшие семь дней. В сети появятся спектакли Франка Касторфа, Кэти Митчел, Михаэля Тальхаймера, Мило Рау, Джона Ноймайера, Андрея Могучего, Камы Гинкаса, Бориса Юхананова. Мы собрали для вас всё самое интересное с 20 по 26 апреля. Гид будет постоянно дополняться. Следите за изменениями.
-
«Дважды порывался я к вам, но карантины опять отбрасывали меня на мой несносный островок...» Конечно, сейчас не осень, и не болдинская, и никто из нас не Пушкин, и вряд ли коронавирусу суждено родить «Маленькие трагедии». Но есть подозрение, что нам, людям театральным, привыкшим к движухе, общению, работе на людях... ну, вы понимаете, — карантин непривычен более, чем кабинетным ученым или фармацевтам. Новый формат каждый переносит по-своему. Мы продолжаем серию публикаций — опрос людей разных театральных профессий о том, как они переносят самоизоляцию, как на их жизни отразился режим карантина, чем они занимаются или не занимаются, и что думают о ситуации, в которой все мы оказались...
-
С утра вдруг выяснилось, что в эти дни исполнилось 10 лет нашему блогу. Конечно, 5 апреля, день первой публикации, мы прозевали. С утра Женя Тропп, обнаружившая 10-летие, опираясь на собственную память, говорила, что мы открылись точно 18 апреля и первые наши публикации были о «Гамлете» Фокина. Это оказалось не совсем так, вот наша первая страница: http://ptj.spb.ru/page/155/
-
Это мой рабочий стол. Я ничего не чистила, просто терпеть не могу хаотично разбросанные иконки. А вообще, кстати, надо почистить. Еще давно думаю о том, чтобы поменять заставку, мне эта не нравится, но я так к ней привыкла, что уже не замечаю. После уязвимого перформанса (авторское определение) «Cloudme» — заметила.
-
Сейчас уже некоторые говорят, что на обложке у нашего № 99 коронавирус, а на задней стороне — человек в маске.
Но мы делали его еще «до несчастья», как сказал бы Фирс...
Конечно, к моменту сдачи мир уже был на грани пандемии, рубль обвалился усилиями Сечина, а значит мы все опять не знаем своего будущего, и трудно сказать что-то внятное о бумаге, найти действительно актуальную тему...
Каждая книжка «ПТЖ» в обиходе у нас как-то называется, у каждого номера есть кличка: «рыжий», «стул», «птица». Как будет называться этот номер — пока непонятно. Может — «коронавирусный», хотя обложка Марины Азизян изображает злую фею Карабос из «Спящей красавицы»...
В номере есть «Процесс» (а в следующем его не будет: театры перестали играть...), есть довольно большой блок о молодых актерах. Этот номер еще уловил недавний «западный ветер» прошлого календарного года, когда у нас гостили Люпа и Фабр. В этом номере — история обретения фотоархива Михаила Данилова и статьи о социальном театре и работе в нем.
Слоистый такой номер. Он, несомненно, украшен даром Марины Азизян — отрывками из ее дивной рукописи, которая скоро станет книгой, а заодно и мимолетными рисунками.
И, конечно, в этом номере мы провожаем эпоху — Марта Фроловича Китаева... Провожаем словами Льва Додина, Адольфа Шапиро. И — цветом. Потому что Китаев — это цвет, это жизнь, это «братец март», как пишет о нем Елизавета Минина, это наша дружба, его легкость, приветливость и преданность, его любовь к точным цветам и фактурам.
Пандемия закончится, цены на нефть выправятся не скоро, а мы должны дожить до номера 100. Читайте пока № 99.
Содержание номера
Марина Дмитревская. К читателям и коллегам -
Мы продолжаем серию гидов, в которых специалисты своего дела рекомендуют нашим читателям перечень «обязательного минимума» в той или иной области искусства. Дошла очередь и до современной драматургии. Что почитать, с чего начать, на что особенно обратить внимание? Советуют Наталья Скороход, Анна Банасюкевич и Мария Сизова.
-
На четвертой неделе карантина театры продолжают доставать из архивов самые лучшие свои трансляции. Гамбургский Театр Талия устраивает неделю Шиллера, а Театр МТЮЗ — неделю Чехова. Среди множества зарубежных трансляций — постановки Роберта Уилсона, Симона МакБерни, Дмитрия Чернякова, Михаэля Тальхаймера, Томаса Остермайера. Джорджо Стрелера, Иво ван Хове. На грядущей неделе зрителя ждет онлайн-фестиваль студенческих спектаклей «Твой шанс». Среди российских трансляций — спектакли Андрея Могучего, Камы Гинкаса, Кирилла Серебренникова, Петра Фоменко, Валентина Плучека. Все больше трансляций организовывают театры в провинции и предлагают в том числе спектакли для детей. Мы собрали для вас всё самое интересное с 13 по 19 апреля. Гид будет постоянно дополняться. Следите за изменениями.
-
«Комеди Франсез» вот уже третью неделю ежедневно выходит в эфир на своем сайте https://www. comedie-francaise. fr/ и ютуб-канале https://www. youtube. com/user/LaComedieFrancaise/feed. Импровизированное вещание проходит под названием «La Comédie continue!» — «Комедия продолжается!». Причем у слова «комедия» здесь, как вы понимаете, двойной смысл. Ежедневно актеры записывают все новые и новые программы для своей «вещательной сетки». Здесь и «пять минут поэзии», и погружение в актерскую кухню, и мастер-классы, и многое другое. В 18:30 и 20:30 по парижскому времени «поднимается занавес» и даются спектакли. Наступающая неделя ожидается едва ли не самой «богатой» за это время: Джорджо Стрелер, Иво ван Хове, Роберт Уилсон. Чехов и Мольер, Висконти и Лафонтен, Гольдони и Гроссман — думаю, у каждого найдется повод познакомиться или продолжить знакомство с «Комеди Франсез».
комментарии