
-
Шестая Летняя лаборатория фигуративного театра прошла в Karlsson Haus, как и каждый год, в июле. В этом году работать с актерами пригласили четырех режиссеров, не имеющих отношения к театру предмета или театру кукол напрямую. Режиссер Сергей Чехов предпочитает перформативные, инсталляционные практики, и даже работая в сцене-коробке, он втискивал в нее спектакли на стыке этих разных жанров. Роман Каганович обращается к сложным, травматичным сюжетам и строит спектакли на четком пластическом рисунке. Александр Артемов пользуется текстом как самодостаточным ресурсом, либо добавляя ему интонацию робота — голосового помощника, либо обращаясь к хтоническому голосу в человеке. У Галы Самойловой, заменившей в последний момент Ларису Афанасьеву, основной упор делается на выразительную пластику вместо тысячи слов.
-
В описании «Выходных», которое можно найти на сайте фестиваля «Точка доступа», есть важная ремарка: «Проект снимает стигму с темы старости, делает заметным незаметное и работает с практикой невербальной коммуникации. Он помогает ощутить, что речь и интеллект — лишь малая часть наших коммуникативных возможностей». Пространство сада как нельзя лучше подходит для реализации заявленного намерения: здесь легко и естественно можно обойти социальные конвенции и иерархии, ты сам выстраиваешь и корректируешь маршрут.
-
Тюменский Молодежный театральный центр «Космос» в последние пару лет прочно закрепился в роли уральского флагмана по исследованию новейших театральных жанров. На этот раз он стал площадкой отделения «Перформативные искусства» в масштабном проекте «Фиджитал», который проходит сразу на нескольких городских пространствах. Участники медиашколы несколько месяцев изучали связь современного искусства и технологий, после чего разбились на творческие команды и представили свои работы зрителям. На два дня бывший кинотеатр «Космос» превратился в диджитальную лабораторию по исследованию взаимодействия зрителей с новыми медиа. Итогом лаборатории стали пять показов, так или иначе связанные с исследованием человеческой повседневности.
-
О Мастерской молодой режиссуры «Достоевский рядом» в Театре Российской Армии
Соседству двух зданий — казенного дома московской Мариинской больницы для бедных, где появился на свет величайший российский писатель, и огромной пятиконечной звезды Центрального академического Театра Российской Армии — непросто подобрать символический смысл. Три дня —13, 14 и 15 августа — этим и занималась Мастерская молодой режиссуры «Достоевский рядом» на разных площадках ЦАТРА. Формат события чисто лабораторный: главные люди события — Милена Авимская и Александр Вислов — собрали шесть режиссеров, вдохновив их сделать за семь дней по одному эскизу с актерами театра. Материалом режиссерской работы могли стать не только любые произведения Достоевского, но и ремейки его ключевых романов и повестей, и даже факты биографии писателя.
-
«без[ИДИОТ]а». По мотивам романа Ф. М. Достоевского «Идиот».
Социально-Художественный театр.
Режиссер Наталья Слащева.Неделю назад стало известно, что спектакль «без[ИДИОТ]а» был дважды номинирован на премию «Золотой софит»: номинационный совет выдвинул Алину Король за роль Настасьи Филипповны и Виктора Клочко за сценографию к спектаклю. Хороший повод все же написать о спектакле, о котором два месяца не складывались слова. Точнее, не складывалась целостность текста. Наверное, и не сложилась до сих пор. Зато выросло и окрепло ощущение, что это соответствует спектаклю — так и не выстроился он у меня в гармоническую, целостностную сущность. Остался в памяти отдельными сценами, лицами, ощущением актерского жара.
-
В архиве появился № 102. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Джорджо Стрелера, одного из великих режиссеров 20 века, создателя одного из великих театров 20 века, Театра Пикколо ди Милано. Автора таких великих спектаклей, как «Кампьелло», «Вишневый Сад», «Арлекин — Слуга Двух Господ», «Великая Магия» и так далее. Спектаклей, не просто вошедших в историю театра, а продолжающих влиять и учить всех нас, кто хоть как-то всерьез пытается заниматься театром. Стрелер считал, что на свете существует один театр — это театр людей и театр для людей. Этому, собственно, была посвящена вся его работа в Театре Пикколо, так можно, в сущности, сформулировать смысл его бурной художественной жизни.
-
«Центр русской эмиграции».
Проект театральной компании «Невозвращенцы» в рамках VII Международного летнего фестиваля искусств «Точка доступа».
Команда проекта: Михаил Мещеряков, Андрей Быков, Анастасия Мощенко и Егор Татаренко.Седьмая «Точка доступа» была богата на иммерсивные и мультижанровые проекты. Чтобы вместить всех желающих поучаствовать, мероприятия шли повторно, день за днем. Не стал исключением и «Центр русской эмиграции» — проект театральной компании «Невозвращенцы». С 13 по 17 июля почасовое расписание показов настырно мелькало таргет-рекламой, зазывая эмигрировать или иммигрировать.
-
В преддверии нового театрального сезона-2021 представители театра Беларуси, «рассеянного» в текущей ситуации по нескольким странам, объединяют свои усилия для разработки проектов и поиска возможностей для собственного спасения и развития.
-
Государственный Театр Наций под руководством Евгения Миронова при поддержке Министерства культуры РФ провел в знаменитой Елабуге Творческую лабораторию, состоявшуюся под руководством Олега Лоевского в рамках III Международного фестиваля «Летние вечера в Елабуге». Надо сказать, что этот замечательный праздник музыки, задуманный его художественным руководителем, выдающимся пианистом Борисом Березовским в формате open-air, если не оказал влияние, то бросил отблеск на работу лаборатории, получившую к тому же действенную поддержку одного из организаторов фестиваля — Елабужского музея-заповедника и его генерального директора Гульзады Руденко.
-
«Не горюй, заяц!».
Театр «Около дома Станиславского».
Режиссер Юрий Погребничко, художник Надежда Бахвалова.Его выпускали здесь не раз из ладоней — и экранной метелью, носили на плечах суконных пальто, как погоны. Сегодня все снежные запасы «Около» собрались в чуть сероватый квадрат посреди планшета. Особый постановочный шик — корочка клея поверх ваты. В наст будто вмерзла большая собака с воздетым ухом. «Это будет моя», — едва коснувшись зверя взглядом, семенит мимо японка — Элен Касьяник. «Тогда этот — мой», — Алексей Чернышев делает пас к гипсовому полкану с ребрами из арматуры, ветерану советского парка.
-
«Бегуны» О. Токарчук.
Режиссер Илья Мощицкий.«Бенефис Розы Хайруллиной».
Роза Хайруллина, Леон Целебровски, Сережа Чехов и Анастасия Юдина.В рамках VII Международного летнего фестиваля искусств «Точка доступа».
Тема ухода роднит два спектакля основной программы VII Летнего фестиваля искусств «Тоска доступа». Это «Бегуны» Ильи Мощицкого и «Бенефис Розы Хайруллиной» (проект актрисы).
«Бегуны» — это история одной девушки со странным диагнозом, патологической неспособностью оставаться на одном месте. Девушка постоянно путешествует — переезжая с места на место, не обзаводится домом, имуществом, не покупает вещи и даже книги читает только в тонком переплете...
-
Ассоциация театральных критиков выражает возмущение ситуацией вокруг премьеры «Первого хлеба» в Московском театре «Современник».
Пьеса Рината Ташимова, по которой поставлен спектакль, была впервые опубликована в 2017 году в Сборнике пьес молодых драматургов из стран СНГ, Балтии и Грузии, а затем вышла в финал драматургического конкурса «Кульминация». Все эти годы она никому не казалась скандальной, и никому не приходило в голову видеть в ней оскорбление ветеранов.
-
«Ксения Петербургская». По пьесе В. Леванова.
Великолукский драматический театр.
Режиссер Дмитрий Егоров, художник Фемистокл Атмадзас.Монументальная декорация с фрагментами то ли Исаакия, то ли Казанского вторит сводам Великолукского театра. Растительный, перемежающийся пятиконечными звездами орнамент колонн зрительного зала, люстра, соперничающая размерами с плафоном Большого театра как апофеоз сталинского ампира, будто продолжают геометрическую перспективу далекой помпезной столицы. Фемистокл Атмадзас строит визуальный мир спектакля, сочетая, а фактически сталкивая парадный Петербург и Петербург дворов и закоулков. Парадная часть ведет в мир потусторонний, и высоченные, под стать дворцовым резные двери распахиваются туда, где чуть кривое, в размер проема гигантское зеркало в клубах дыма отражает что-то неразличимое. Туда уходит Андрей Федорович, оттуда в финале появляется Смерть. А чуть правее — мир петербургских проходных дворов с нескончаемой перспективой низких подворотен.
-
«PARTY SONGS».
Мультижанровый проект в рамках VII Международного летнего фестиваля искусств «Точка доступа».
Режиссер и художник Мортен Тровик.С 14 по 26 июля в Екатерининском собрании, где работали и выступали легенды театра рубежа столетий, прошла выставка Мортена Тровика. Имя режиссера многим известно еще со времен его учебы в ГИТИСе у Петра Фоменко. Увлечение уроженца мирной благосостоятельной Норвегии Советским Союзом, а затем и Северной Кореей не могло не удивлять, интересовать, интриговать. А вышедшая в 2020 году в русском переводе книга Тровика «Предатель в Северной Корее» вызвала резонанс, то есть стала весомым вкладом в научно-популярную литературу о стране, про которую по понятным причинам мало кто знает.
-
Его макетная в ТЮЗе была святой святых для всякого, кто понимал...
И не только потому, что Михаил Николаев был уникальнейшим макетчиком, к которому шли с заказами лучшие сценографы. Эти лучшие шли к Мише Николаеву не только с заказом на макет, а вообще. Строгий взгляд «островитянина», как назвал его Эдуард Кочергин, сразу отличал театрального человека от всякой шушеры, он принимал или не принимал пришельца и сам выбирал, с кем работать.О себе говорил коротко: «Я в ТЮЗе с 1963-го. Прежде чем стать макетчиком, я учился в студии у Корогодского, на актера. Мой школьный товарищ, известный теперь Алеша Порай-Кошиц, работал здесь тогда обивщиком-декоратором, и я ему помогал, — так что познакомился и с тюзовскими художниками, с Гдалем Ильичем Берманом и с Наталией Николаевной Ивановой. Алеша считает ее своей творческой крестной матерью. И меня в профессию тоже направила она.
-
«Бесы». Ф. Достоевский. Сценическая версия Е. Ионова и А. Слюсарчука.
Театр им. Ленсовета.
Режиссер Алексей Слюсарчук, художник-постановщик Ольга Фарафонова.В прошедшем сезоне Театр им. Ленсовета лидировал по количеству премьер в Петербурге, показав десятую — «Бесов» — перед самым закрытием на летние каникулы. Этот количественный показатель, однако, отнюдь не свидетельствует о творческом благополучии, как и пестрота нового репертуара, и невнятица режиссерской политики театра. «Бесы», далеко не бесспорные в художественном и содержательном планах, стали, на мой взгляд, «полезной» работой. И в том, что касается единства режиссерского решения, подчиненности всех элементов спектакля индивидуальной художнической воле, и по общности метода и стиля актерского исполнения. Можно спорить о смысловой обеспеченности этих качеств, но наличие их в спектакле неоспоримо.
-
«Симулятор школы».
В рамках Международного летнего фестиваля искусств «Точка доступа».
Режиссер Петр Куркин, драматург Екатерина Кулакова.Меня выгнали из школы в десятом классе. Было бы странно не признаться в этом в начале текста, обреченного на то, чтобы стать очень личным. Школа для меня — место, в которое совсем не хочется возвращаться.
В 2019 году в рамках образовательной программы «Точки доступа» состоялась лаборатория, одним из эскизов которой был «Симулятор школы» Петра Куркина. Тогда после показа я испытала сильный катарсический эффект и как будто освободилась от всех событий десятилетней давности. Эмоциональное подключение было в разы важнее исследовательского интереса и всего прочего, так что не все подробности эскиза я помню одинаково хорошо. Весь этот монолог не ради красного словца и не только потому, что я хочу оправдаться за первое в своей жизни повествование от первого лица, но потому, что хочу подчеркнуть свою ангажированность.
-
«Евпаторийский десант».
Крымский ТЮЗ.
Сценарий, постановка, музыкально-шумовое оформление Андрея Пермякова, художник Ольга Долгова.Евпатория — курорт. Его загорелый расслабленный облик и тягу к радости едва ли могут омрачить темные монументы, изображающие матросов-десантников, тем более, памятники похожи на все другие, посвященные Великой Отечественной войне. Мимо моряков, замерших в героических позах, ездят и ходят веселые отдыхающие в шортах и сарафанах, и уж точно никому не придет на ум, что Евпаторийский десант был не победной, а трагической военной историей, унесший жизни семисот солдат. Что он был, по сути, провальной операцией Черноморского командования (командующий Козлов перенес дату операции, не скоординировав десантников) и, плохо подготовленный, утопленный в крови, спровоцировал жестокий террор в городе.
-
«Первый хлеб». Р. Ташимов.
Театр «Современник».
Режиссер Бениамин Коц, художник-постановщик Анна Федорова.С первых минут ясно — красота умерла. Или задохнулась, или выдохлась, или просто уплыла по грязной реке на дрейфующей серой льдине.
Место действия — уродливый безымянный город. Над сценой змеятся желтые газовые трубы. Туда-сюда ездит по сцене огромная черная шайба, грозящая закатать всех в асфальт. Туда-сюда гоняют стрелки висящие над сценой часы.
Герои — уродливые люди. В одежде персонажей художник Леша Силаев гиперболизировал нелепость, до кричащей безвкусицы доведя сочетание разных цветов, фактур, фасонов и стилей — черт-те что и сбоку бантик. Костюмы маскируют внешность, делают людей ненастоящими — дешевыми игрушками, куклами, обряженными в цветастые обрезки тканей. Жалко выглядит даже обутый в зеленые резиновые сапоги беспородный пес Мальчик (его с большой иронией играет Гоша Токаев).
комментарии