О лаборатории «Модификация частного» в рамках проекта «Фиджитал» (кураторы Иван Заславец и Мария Хайбуллина) в тюменском Молодежном театральном центре «Космос»
Тюменский Молодежный театральный центр «Космос» в последние пару лет прочно закрепился в роли уральского флагмана по исследованию новейших театральных жанров. На этот раз он стал площадкой отделения «Перформативные искусства» в масштабном проекте «Фиджитал», который проходит сразу на нескольких городских пространствах. Участники медиашколы несколько месяцев изучали связь современного искусства и технологий, после чего разбились на творческие команды и представили свои работы зрителям. На два дня бывший кинотеатр «Космос» превратился в диджитальную лабораторию по исследованию взаимодействия зрителей с новыми медиа. Итогом лаборатории стали пять показов, так или иначе связанные с исследованием человеческой повседневности.

Сцена из эскиза «Нейросказки».
Фото — архив лаборатории.
«Нейросказки»
Авторы: Екатерина Пухова (Тюмень), Наталья Суворова и Анастасия Демакина (Санкт-Петербург).
Десятиминутный перформанс начинается с того, что нам предлагают занять место на маленькой платформе с узорчатым ковром и большим креслом, где легко представить бабушку, которая читает сказки внуку, сидящему у нее на коленях. Зрителя ожидает медитативное путешествие сквозь сгенерированную нейросетью фольклорную структуру и наполненную театральной техникой сценическую коробку основной сцены «Космоса». Авторы будто приглашают рассказать сказку себе самому. Рассказчик — стандартный голос нейросети, — периодически сбиваясь, заикаясь, разрушая саму структуру языка, воспроизводит один из фольклорных сюжетов, который сложно связать логически и следовать непосредственно за нарративом. Мозг улавливает случайные фольклорные паттерны, они накладываются на игру света и форм, которая происходит во время передвижения на платформе по сцене: вот световые головы, танцующие «вальс», — это уже головы быков, а прожектор — закатное солнце. Одна из немногочисленных остановок платформы происходит у абстрактной видеопроекции, напоминающей то ли тест Роршаха, то ли цветастый ковер.
Все образы в перформансе зыбки и отзываются ассоциациями, а не прямо заложенными смыслами. В финале путешествия происходит весьма конкретный переход от мифа к реальности: тебя выталкивают в открывшийся дверной проем, который выходит на улицу. Стремительность эскиза не позволила вдоволь наиграться в ассоциации и погрузиться в атмосферу показа. Осталось ощущение посещения аттракциона — любопытно, но не до дрожи узнавания в коленках.

Сцена из эскиза «Класс усталости».
Фото — архив лаборатории.
«Класс усталости»
Авторы: Мария Свиридова (Москва), Снежана Рейзен (Хайфа, Израиль), Ирина Седова, Анна Ник и Александра Шарпан (Тюмень).
«Практическое» размышление об усталости. Зритель здесь должен заполнить личным содержанием не пространство, как в предыдущем эскизе, а определенную тему. Перформанс начинается весьма конкретно: у нас есть некий экскурсовод-инструктор, который встречает зрителей в заданном месте, предлагает обратить внимание на плакаты с кураторским текстом, проставляет каждому зрителю метку класса усталости, провожает к пространству, где все должно происходить, и поясняет, что предусматривается восемь мест для активного участия и два для наблюдателей. В нашем показе было как раз восемь человек, поэтому не совсем понятно, как распределялись бы роли, будь нас десять. Дальше фигура проводника исчезает, и больше никакого инструктажа группа «Класса усталости» нам не предоставляет, но зато нам раздают анкеты, которые должны определить уровень усталости. И эти анкеты, пожалуй, самое ясное высказывание на заданную тему за весь перформанс, потому что в процессе их заполнения ты на самом деле сконцентрирован на своей усталости, и максимальное осмысление себя в теме класса происходит именно здесь.
Далее нас ведет нативная видеоинструкция, предлагающая соединить провода на столе перед нами и совершить некое деконструктивное действие — «сломать усталость». В качестве муляжа усталости — пластиковая трубка. После того, как усталость «сломана», мы оказываемся наедине с медитативным видео (абстрактно трансформирующийся сгусток плазмы) и крутым атмосферным саундом, который погружает в транс, но не дает никаких ответов на тему усталости, хотя и сам перформанс не формулирует никакого конкретного вопроса. Финал — открытый, как и двери аудитории, каждый решит покинуть пространство тогда, когда ему будет удобно.

Сцена из эскиза «Класс усталости».
Фото — архив лаборатории.
Создателям удалось поработать со средой и создать атмосферу футуристического эксперимента, но все же остается много вопросов — как все происходящее связано с усталостью и какой месседж закладывали создатели: пространство для отдыха? место для избавления от стресса?
Кажется, что «Класс усталости» как раз должен был эту усталость провоцировать, раздражать, доводить до предела, но он был крайне комфортен и мил, настолько мил, что даже невнятен. В конце анкеты создатели просили оставить свой емейл, чтобы сообщить зрителям их результаты и, возможно, дать какой-то фидбэк. Но, видимо, ребята настолько устали, что до сих пор этого не сделали, оставив свой открытый финал максимально разомкнутым.
Возможно, «классом усталости» стоило назвать другой перформанс лаборатории — «Сизиф ТВ».
Авторы: Никита Герасимов и Степан Дидуренко (Тюмень), Альфия Бодямшина (Москва).
Этот перформанс стал частью основного пространства «Космоса» и шел без перерыва все два дня. В центре эскиза довольно четкая метафора — авторы сравнивают труд тележурналистов федеральных каналов (видеопроекция) и тяжелый труд двух рабочих, мужчины и женщины, которые выполняют бессмысленную физическую работу: она перетаскивает мешки из угла в угол, а он оглушительно колотит по наковальне. Зрителям предлагается нажать на кнопку и ненадолго остановить действие без КПД. После перерыва перформеры начинают сначала, и так до бесконечности.

Сцена из эскиза «Сизиф ТВ».
Фото — архив лаборатории.
«В десны»
Авторы: Катерина Шанти, Евгений Ионов и Егор Иванов (Санкт-Петербург), Дмитрий Тех (Москва), Александра Шарпан (Тюмень).
Это, пожалуй, самый театральный эскиз «Фиджитала», существующий на границе партиципаторного и документального направлений. Зрителей встречает ужасная на вид инсталляция перед входом в пространство спектакля — название показа, собранное из кровавых салфеток. Рождается догадка, будто впереди тебя ждет погружение в мир зубных ужастиков, и все стереотипы с советских времен о страхе похода к стоматологам подталкивают к мысли: может, ну его, обойдемся без такого художественного опыта? Но вскоре миловидная медсестра приглашает всех внутрь, и мы оказываемся в цилиндрическом пространстве, наполненном ассоциативным видео, состоящим из рентгеновских снимков челюстей. Каждый из зрителей занимает место на кушетках, отдаленно напоминающих стоматологические кресла. В центре импровизированной сцены — микрофон.
Спектакль строится на предзаписанных историях о хорошем или плохом опыте встречи с дантистами, в какой-то момент свои истории предлагают рассказать и зрителям. Таким образом, процент готовой драматургии и импровизированной, зрительской на каждом показе варьируется. Спектакль имеет легкий и очень комфортный терапевтический эффект — ты думаешь, что попадешь в трэш-сюжет, а оказываешься в безопасном месте с атмосферой безусловного принятия (опять же, невозможно утверждать, что так происходит на каждом показе, все же форма спектакля позволяет воспроизводить разные сценарии).

Сцена из эскиза «В десны».
Фото — архив лаборатории.
В финале эскиза нас ждет стендап «дантиста», который не затрагивает медицинскую тематику, а рассказывает о море, используя простые ASMR-триггеры, как бы уводя разговор в сторону от переживания боли и стыда, успокаивая и убаюкивая аудиторию. Получается, что уже третий эскиз лаборатории старается нас загипнотизировать и успокоить.
«FAKE|FACE»
Авторы: Камилла Генералова и Таля Горева (Тюмень).
Это чат-бот-перформанс, представляющий собой квест по пространствам «Космоса». Нейросети сгенерировали нового сотрудника — Валеру, а создатели проекта заполнили пространства театрального центра следами присутствия этого виртуального сотрудника. В Телеграме Валера рассказывает о разных эпохах создания нейронных сетей, а зритель, путешествуя по «Космосу» и выполняя простые квесты, в финале оказывается с Валерой тет-а-тет.
Хочется в первую очередь отметить отличную работу с пространством и маршрутом: в неогромном пространстве «Космоса» складывается впечатление полноценного путешествия, исключающего бесцельное хождение по кругу. Сам персонаж — при всей своей нереальности — обладает ярким характером, чувством юмора и чем-то напоминает уверенного в себе айтишника, который проводит новичку экскурсию по возможному месту работы. Валера периодически отказывается отвечать на вопросы, присылает мемчики и голосовухи, назначает встречи, на которые не приходит… То есть между живым зрителем и нейросетью Валерой почти случается дружба, особенно если не ждешь взаимного перехода в офлайн.

Сцена из эскиза «FAKE|FACE».
Фото — архив лаборатории.
В эскизе есть ясное высказывание о гранях человеческой диджитальности и компьютерной человечности. Пожалуй, один из самых убедительных перформансов лаборатории, который атмосферно отлично вписывается и в пространство современного и открытого к новым жанрам и технологиям «Космоса», и в мифологию «Фиджитала».
Но будьте осторожны: технологии втираются в доверие!
Комментарии (0)