
-
Ассоциация театральных критиков выражает серьезную озабоченность в связи с решением Минского горисполкома о ликвидации Центра визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн».
Российским театральным критикам хорошо знаком основанный̆ в 2010 году продюсером Анжеликой Крашевской центр «АРТ Корпорейшн», который на протяжении одиннадцати лет играл важную роль в культурной̆ жизни Республики Беларусь. Международный̆ форум «ТЕАРТ», организованный Центром, быстро вошел в число ведущих театральных фестивалей̆ постсоветского пространства. Именно «ТЕАРТ» познакомил белорусскую публику с работами главных фигур нового европейского театра — от Ромео Кастеллуччи до Кристиана Люпы, от Корнеля Мундруцо до Алвиса Херманиса.
-
«Одиссея». Пьеса А. Прикотенко по мотивам поэмы Гомера.
Театр-фестиваль «Балтийский дом».
Режиссер Андрей Прикотенко. Художник Ольга Шаишмелашвили.Когда-то давным-давно, девятнадцать лет назад, Андрей Прикотенко мощно заявил о себе спектаклем «Эдип-царь» по пьесе Софокла, который игрался на сцене Театра «На Литейном». Он был сочинен на трех актеров — Джулиано ди Капуа, Ксению Раппопорт и Тараса Бибича. Последний играл несколько ролей и, в частности, Креонта и Вестника, который тащил на своей спине колонну коринфского ордера. И в этом был смысл — так обозначалась серьезность информации, которую принес посланник из отцовских земель: предок мертв и пророчество не сможет сбыться. Но весть, обрадовавшая героя, на самом деле только приблизила его к осознанию своей трагической ошибки.
-
В архиве появился № 103. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
«Смерть Тарелкина». А. В. Сухово-Кобылин.
Театр-фестиваль «Балтийский дом».
Режиссер Оскарас Коршуновас, сценография Гинтараса Макарявичюса.И чего только нет в этом представлении! Чем только ни пестрит оно со сцены! «Экстравагантности» начинаются уже в афише: жанр — «футуристическая кибертрагикомедия»; Тарелкина и частного пристава Оха играют женщины (Анна Щетинина и Елена Карпова), кухарку Маврушу, напротив, мужчина (Станислав Шапкин)... Сухово-Кобылин и сам допускал, что роль Брандахлыстовой в его пьесе «при необходимости» может играть актер, а в постановке Мейерхольда 1922 года, к которой апеллируют в анонсе и на сцене создатели спектакля, «колоссальную бабу» Брандахлыстову изображал Михаил Жаров.
-
Иван Миневцев, Яна Тумина, Иван Пачин — четвертый севастопольский Фестиваль премьер «ТОН» прошел со столичным размахом...
По набору режиссерских имен афиша этого года могла бы конкурировать с ведущими российскими фестивалями. Зрителям представили шесть спектаклей большой формы (в большинстве — созданные в непростых условиях пандемии), у каждого из которых очевидны хорошие фестивальные перспективы по стране. Именно поэтому жюри отказалось от компромиссов, серединных номинаций и утешительных призов. «ТОН» сам задал такой тон обсуждений и оценки, собрал таких артистов и режиссеров, которые про себя все отлично понимают не менее экспертов. Потому обсуждали каждый спектакль и раздавали немногочисленные номинации по большому счету.
-
Свобода.
Это слово буду писать с большой буквы
Потому что это важно.А. Володин
Слово и было написано с большой буквы — как название фестиваля VABADUSE — фестиваль СВОБОДЫ. Он происходил в Нарве в конце августа.
«Ад и мир» — название пьесы Марюса Ивашкявичюса, одного из идеологов фестиваля, читка ее проходила на прошлом Володинском фестивале-2020.
Стихи Александра Володина (см. эпиграф) стали для меня рефреном пяти дней, в процессе которых пришла еще и другая володинская ассоциация: мир по-прежнему делится на Человека Боя и Ушастого (помните «Две стрелы»?).
-
Приехать в Севастополь и не пойти в Театр имени Луначарского — для меня моветон с конца 90-х. Уж больно крепок здесь всегда актерский ансамбль и отчаянны попытки жить, а не казаться. Но за пару моих пропущенных крымских отпусков в театре накопилось энное количество премьер, обзор которых был предпринят за пару недель истекшего июля. Увы, по тем же причинам, что вынужденно отменяют нынче спектакли петербургских театров, не удалось увидеть, например, «Белую гвардию». Но и без учета этой апрельской премьеры 2021 года общая картина текущей жизни театра, которым уже семь лет руководит Григорий Лифанов (вот время-то бежит!), абсолютно ясна: репертуарный баланс держать удается. Здесь дорожат каждым зрителем — и прогрессивным, и консервативным, а потому в афише есть спектакли для тех и для других...
-
«На улице жара стояла страшная». Эта строка из «Преступления и наказания» стала нечаянным эпиграфом к лаборатории по Достоевскому в Краснодарском театре драмы. Лаборатория прошла в самую, кажется, жаркую неделю года: на улице +37 в тени. Однако потоки пота не помешали режиссерам придумать свои версии сюжетов Достоевского, а артистам — самоотверженно и лихо работать в предлагаемых обстоятельствах.
-
Шестая Летняя лаборатория фигуративного театра прошла в Karlsson Haus, как и каждый год, в июле. В этом году работать с актерами пригласили четырех режиссеров, не имеющих отношения к театру предмета или театру кукол напрямую. Режиссер Сергей Чехов предпочитает перформативные, инсталляционные практики, и даже работая в сцене-коробке, он втискивал в нее спектакли на стыке этих разных жанров. Роман Каганович обращается к сложным, травматичным сюжетам и строит спектакли на четком пластическом рисунке. Александр Артемов пользуется текстом как самодостаточным ресурсом, либо добавляя ему интонацию робота — голосового помощника, либо обращаясь к хтоническому голосу в человеке. У Галы Самойловой, заменившей в последний момент Ларису Афанасьеву, основной упор делается на выразительную пластику вместо тысячи слов.
-
В описании «Выходных», которое можно найти на сайте фестиваля «Точка доступа», есть важная ремарка: «Проект снимает стигму с темы старости, делает заметным незаметное и работает с практикой невербальной коммуникации. Он помогает ощутить, что речь и интеллект — лишь малая часть наших коммуникативных возможностей». Пространство сада как нельзя лучше подходит для реализации заявленного намерения: здесь легко и естественно можно обойти социальные конвенции и иерархии, ты сам выстраиваешь и корректируешь маршрут.
-
Тюменский Молодежный театральный центр «Космос» в последние пару лет прочно закрепился в роли уральского флагмана по исследованию новейших театральных жанров. На этот раз он стал площадкой отделения «Перформативные искусства» в масштабном проекте «Фиджитал», который проходит сразу на нескольких городских пространствах. Участники медиашколы несколько месяцев изучали связь современного искусства и технологий, после чего разбились на творческие команды и представили свои работы зрителям. На два дня бывший кинотеатр «Космос» превратился в диджитальную лабораторию по исследованию взаимодействия зрителей с новыми медиа. Итогом лаборатории стали пять показов, так или иначе связанные с исследованием человеческой повседневности.
-
О Мастерской молодой режиссуры «Достоевский рядом» в Театре Российской Армии
Соседству двух зданий — казенного дома московской Мариинской больницы для бедных, где появился на свет величайший российский писатель, и огромной пятиконечной звезды Центрального академического Театра Российской Армии — непросто подобрать символический смысл. Три дня —13, 14 и 15 августа — этим и занималась Мастерская молодой режиссуры «Достоевский рядом» на разных площадках ЦАТРА. Формат события чисто лабораторный: главные люди события — Милена Авимская и Александр Вислов — собрали шесть режиссеров, вдохновив их сделать за семь дней по одному эскизу с актерами театра. Материалом режиссерской работы могли стать не только любые произведения Достоевского, но и ремейки его ключевых романов и повестей, и даже факты биографии писателя.
-
«без[ИДИОТ]а». По мотивам романа Ф. М. Достоевского «Идиот».
Социально-Художественный театр.
Режиссер Наталья Слащева.Неделю назад стало известно, что спектакль «без[ИДИОТ]а» был дважды номинирован на премию «Золотой софит»: номинационный совет выдвинул Алину Король за роль Настасьи Филипповны и Виктора Клочко за сценографию к спектаклю. Хороший повод все же написать о спектакле, о котором два месяца не складывались слова. Точнее, не складывалась целостность текста. Наверное, и не сложилась до сих пор. Зато выросло и окрепло ощущение, что это соответствует спектаклю — так и не выстроился он у меня в гармоническую, целостностную сущность. Остался в памяти отдельными сценами, лицами, ощущением актерского жара.
-
В архиве появился № 102. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Джорджо Стрелера, одного из великих режиссеров 20 века, создателя одного из великих театров 20 века, Театра Пикколо ди Милано. Автора таких великих спектаклей, как «Кампьелло», «Вишневый Сад», «Арлекин — Слуга Двух Господ», «Великая Магия» и так далее. Спектаклей, не просто вошедших в историю театра, а продолжающих влиять и учить всех нас, кто хоть как-то всерьез пытается заниматься театром. Стрелер считал, что на свете существует один театр — это театр людей и театр для людей. Этому, собственно, была посвящена вся его работа в Театре Пикколо, так можно, в сущности, сформулировать смысл его бурной художественной жизни.
-
«Центр русской эмиграции».
Проект театральной компании «Невозвращенцы» в рамках VII Международного летнего фестиваля искусств «Точка доступа».
Команда проекта: Михаил Мещеряков, Андрей Быков, Анастасия Мощенко и Егор Татаренко.Седьмая «Точка доступа» была богата на иммерсивные и мультижанровые проекты. Чтобы вместить всех желающих поучаствовать, мероприятия шли повторно, день за днем. Не стал исключением и «Центр русской эмиграции» — проект театральной компании «Невозвращенцы». С 13 по 17 июля почасовое расписание показов настырно мелькало таргет-рекламой, зазывая эмигрировать или иммигрировать.
-
В преддверии нового театрального сезона-2021 представители театра Беларуси, «рассеянного» в текущей ситуации по нескольким странам, объединяют свои усилия для разработки проектов и поиска возможностей для собственного спасения и развития.
-
Государственный Театр Наций под руководством Евгения Миронова при поддержке Министерства культуры РФ провел в знаменитой Елабуге Творческую лабораторию, состоявшуюся под руководством Олега Лоевского в рамках III Международного фестиваля «Летние вечера в Елабуге». Надо сказать, что этот замечательный праздник музыки, задуманный его художественным руководителем, выдающимся пианистом Борисом Березовским в формате open-air, если не оказал влияние, то бросил отблеск на работу лаборатории, получившую к тому же действенную поддержку одного из организаторов фестиваля — Елабужского музея-заповедника и его генерального директора Гульзады Руденко.
-
«Не горюй, заяц!».
Театр «Около дома Станиславского».
Режиссер Юрий Погребничко, художник Надежда Бахвалова.Его выпускали здесь не раз из ладоней — и экранной метелью, носили на плечах суконных пальто, как погоны. Сегодня все снежные запасы «Около» собрались в чуть сероватый квадрат посреди планшета. Особый постановочный шик — корочка клея поверх ваты. В наст будто вмерзла большая собака с воздетым ухом. «Это будет моя», — едва коснувшись зверя взглядом, семенит мимо японка — Элен Касьяник. «Тогда этот — мой», — Алексей Чернышев делает пас к гипсовому полкану с ребрами из арматуры, ветерану советского парка.
-
«Бегуны» О. Токарчук.
Режиссер Илья Мощицкий.«Бенефис Розы Хайруллиной».
Роза Хайруллина, Леон Целебровски, Сережа Чехов и Анастасия Юдина.В рамках VII Международного летнего фестиваля искусств «Точка доступа».
Тема ухода роднит два спектакля основной программы VII Летнего фестиваля искусств «Тоска доступа». Это «Бегуны» Ильи Мощицкого и «Бенефис Розы Хайруллиной» (проект актрисы).
«Бегуны» — это история одной девушки со странным диагнозом, патологической неспособностью оставаться на одном месте. Девушка постоянно путешествует — переезжая с места на место, не обзаводится домом, имуществом, не покупает вещи и даже книги читает только в тонком переплете...
комментарии