
-
«Муха-Цокотуха». К. Чуковский.
Вологодский театр кукол «Теремок».
Режиссер и художник Амир Ерманов.Вологодский театр кукол «Теремок» недавно продуктивно отметил 85-летний юбилей, а вслед за собственным днем рождения решил отпраздновать еще один — нынче Муха-Цокотуха именинница. К 100-летию со дня создания сказки Корнеем Чуковским в театре выпустили премьеру — небольшое стихотворение здесь обрело масштабы блокбастера.
-
«Петр I». Ф. Уайлдхорн.
Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии.
Режиссер Юрий Александров, художник Вячеслав Окунев, дирижер Алексей Нефедов.Спектакли в музыкальных театрах готовятся долго, контракты заключаются заранее, поэтому и спустя почти год после того, как европейцы и американцы стали отказываться от сотрудничества с нашими театрами, в афишах вдруг возникают премьеры, будто пришедшие из «старого» времени. Вот, пожалуйста — образцовая российско-американская копродукция, новенький «Петр I» в петербургской Музкомедии. Композитор Фрэнк Уайлдхорн, автор либретто Константин Рубинский. Три часа уверенного увеселения публики.
-
«Сад Борхеса». По рассказам Х. Л. Борхеса.
Театр Lusores.
Режиссер Александр Савчук, авторские аппликации Яны Звездочетовой.Легко заблудиться в пространстве Ленполиграфмаша. Где-то в корпусе «Дизайн-парк», среди мастерских, лестниц, лифтов и коридоров запрятана площадка Зал#3. Дизайн-парк, дизайн-сад. Не сразу зритель понимает, что спектакль начался. Два интеллектуала статично сидят друг против друга и занимаются философским трепом. Александр Савчук и Константин Моллаев играют неигру, антиигру. Актеры ничего не изображают и как бы просто разговаривают. Перед нами что-то вроде беседы-интервью, но несколько монотонное. Собеседники обходятся без экспрессии. Неясно, когда и как завязывается этот разговор. Пока зрители рассаживаются, когда они незаметно для себя расселись или еще до открытия зала? Дверь остается распахнута. Доносятся звуки тихой вечерней жизни засыпающего Ленполиграфмаша. Сквозь стеклянные стены видно коридор, по которому периодически кто-то проходит. Видно стол, за которым девушка в переднике мастерит что-то из бумаги.
-
12 февраля свой 85-летний юбилей отмечает Евгений Майхровский, легендарный клоун Май, один из последних представителей золотого века советской клоунады. В блоге «Петербургского театрального журнала» его поздравляет клоун Станислав Князьков.
-
«Русалки». По мотивам сказки О. Сомова.
Независимый проект на площадке Театра Поколений.
Режиссер Руслан Кацагаджиев, художник Елизавета Егорова.«Русалки» — премьера независимого проекта Руслана Кацагаджиева по тексту Ореста Сомова, который основан на малороссийских преданиях и быличках. По словам режиссера, он стремился создать страшную сказку, в которой понятным для подростков языком рассказывалось бы о том, что их волнует: первая любовь, первое предательство, сложные отношения с родителями и окружающими. Кацагаджиев работает с этнографическим и фольклорным материалом и «одевает» историю юной девушки Горпинки в яркий украинский наряд.
-
О двух показах проекта «Эскиз-театр»
Проект «Эскиз-театр», созданный на базе Самарского ТЮЗа «СамАрт», начал свою работу недавно. Год назад были проведены читки трех пьес современных европейских драматургов — в результате две из них, речь о которых пойдет дальше, вошли в репертуар проекта. В сентябре минувшего года репертуар также пополнился двумя названиями, созданными на лаборатории «Молодая режиссура»: «Мама, мне оторвало руку» и «За белым кроликом». В феврале лаборатория продолжит свою работу, сосредоточив внимание на драматургии для аудитории 12+. Целью «Эскиз-театра» является прежде всего прямой диалог со зрителем — после каждого показа авторы проводят обсуждение.
-
«Отец». По пьесе М. Горького «Последние».
Национальный Молодежный театр Республики Башкортостан имени Мустая Карима.
Режиссер Денис Хуснияров, художник Александр Мохов и Мария Лукка.Вынесенный в название статьи мучительный вопрос задает себе Софья в спектакле «Отец» (по пьесе М. Горького «Последние»), премьера которого состоялась в конце января наступившего года в Национальном Молодежном театре Республики Башкортостан. Думаю, его задавали себе многие взрослые зрители, сидевшие в зале с детьми-подростками. Режиссер Денис Хуснияров и труппа театра сделали все, чтобы этот вопрос не мог не возникнуть. Ответ на него получить трудно. Хотя в спектакле он есть, и он звучит как обвинение. А уж как ответят на него зрители, нам не дано предугадать...
-
«Магазин». По мотивам одноименной пьесы О. Жанайдарова. Небольшой драматический театр. Режиссер Артем Злобин, художественный руководитель постановки Лев Эренбург, художник Алена Ромашкина.
Фирменный знак режиссуры НДТ — все «ружья» у них обязательно выстреливают. То есть любой предмет, попавший на сцену, даже самый маленький, обязательно оказывается объектом игровой манипуляции, раскрывающей и движущей действие. Ничего лишнего, случайного на сцене нет. Также и с деталями сценической установки, не всегда описываемой термином «сценография». Все они функциональны, непременно вовлекаются в действие и трансформируются-превращаются, обеспечивая-обозначая перемену ситуации в пространстве и во времени. Это касается спектаклей и самого Льва Эренбурга, и его бывшего ученика, преподавателя его курсов и режиссера Вадима Сквирского. В полной мере свойство это характерно и для спектакля их вчерашнего студента Артема Злобина, уже введенного в репертуарные постановки НДТ в качестве исполнителя, а ныне представляющего свою дебютную режиссерскую работу.
-
«Летели качели». К. Стешик.
Тамбовский академический театр драмы.
Режиссура и сценография Романа Чиркова.Тамбовский театр драмы привык к постановочной классике — режиссер Роман Чирков рискнул и предложил труппе отойти от мейнстрима. Вместо рюшей и кринолинов — белые кроссовки и берцы. Вместо комедии нравов — сиги и пацанские шуточки под выпивку. Вместо любовной интриги — жена-истеричка и связь со странной школьницей. А в целом — черно-белая драма о человеке, который никак не может построить свою жизнь.
-
О Лаборатории игрового театра в Московском академическом театре им. Вл. Маяковского
Первая режиссерская лаборатория в Театре имени Маяковского (с момента прихода нового художественного руководителя Егора Перегудова) была посвящена игровому театру и творчеству Шекспира и Мольера. Для экспериментальной лабораторной формы намеренно выбрали комедийные тексты мировых классиков. Создатели и участники лаборатории задались вопросом: насколько уместно сегодня ставить комедии? И если есть такая необходимость, где тот художественный язык, который способен обнажить смешное и приблизить к нам тексты, далекие от современной реальности?
-
Сегодня начинает свою работу Театральный фестиваль «Пять вечеров» имени Александра Володина. И откроется он в 19:00 на сцене Театра на Литейном спектаклем Олега Липовецкого «История от Матвея» в исполнении артистов Театра драмы Кузбасса. А пока вы раскупаете последние билеты, публикуем в блоге рецензию на этот спектакль Марины Дмитревской.
-
«Все клоуны делают это».
Театр «Организмы».
Режиссеры Александр Бянкин и Владимир Антипов, художники Александр Брежнев, Антон Батанов и Мария Белоплотова.Творчество «Организмов» зиждется на слове — сложно представить их спектакли без авторского текста. В интервью «ПТЖ» (№ 109) Александр Бянкин и Владимир Антипов шутили, что следующий свой спектакль сделают без слов и музыки (мол, злоупотребляют выразительными средствами). «Щас будут деньги и силы — сделаем красиво», — сказал Антипов, а Бянкин добавил: «Без песен!» Шутка «Организмов» переросла в антиклоунаду (так авторы обозначили жанр) «Все клоуны делают это» — спектакль для маргинального хип-хоп-тандема Бянкина и Антипова антитипичный...
-
К 90-летию со дня рождения Игоря Кваши
«Шанель аллюр спорт», неизменная пачка «Парламент лайт», голубой мерс — такого цвета, будто лазурь зимнего московского неба опустилась в густой квинтэссенции на землю, обязательно Арбат, хотя по факту давно уже Тверская, «лапа» в обращении к людям самого разного ранга — это все он. Игорь Владимирович Кваша. Легенда и простота в одном человеке. Совесть театра «Современник» и ныне, и присно, и во веки веков.
-
IV Фестиваль коротких пьес «Stories» в театре «Суббота»
Уже в четвертый раз в театре «Суббота» прошел фестиваль коротких (не более 12 страниц!) пьес «Stories». Его создатели — театровед Татьяна Джурова и главный режиссер театра Андрей Сидельников — не позволяют этому событию исчезнуть из театральной жизни города. Да и кажется, что сейчас все больше обостряется желание высказаться, это подтверждает количество присланных пьес — около четырехсот. В шорт-лист было отобрано двенадцать, из них режиссеры выбрали шесть и за три дня создали по ним эскизы с актерами театра.
-
23 января 2023 года на нескольких сценах РАМТа состоялись итоговые показы замыслов, рожденных в ходе большого проекта под названием «Мастерская инсценирования: большая литература для большой сцены». РАМТ остается верен себе и своему принципу, провозглашенному Бородиным в 2008-м во время первой подобной лаборатории: «Молодые режиссеры — детям».
-
«Отелло». Сценарий Н. Рощина и М. Смирнова по одноименной трагедии У. Шекспира.
Александринский театр.
Постановка, сценография и свет Николая Рощина.На первый взгляд, сходство премьерного спектакля Николая Рощина «Отелло» с фильмом Акиры Куросавы «Расёмон» кажется абсурдным — он нигде и никак не фигурирует в качестве референса. Однако при ближайшем рассмотрении эти два произведения обнаруживают в себе общие черты, позволяющие поставить их рядом для сравнения.
-
В Санкт-Петербургском отделении СТД РФ до 10 февраля проходит Рождественская выставка петербургских художников, куратор выставки — Марина Азизян.
Гостей выставки встречает холст с прозрачными кармашками, к каждому прикреплена картинка размером с ладошку, и на ней написаны желания: например, «хочу понимать, о чем думает моя собака» или «хочу быть кудрявым и добрым». «Хочу стать невидимкой». «Хочу стать художником». «Хочу, чтобы меня осенило» — и нарисован человечек, хлопающий себя по лбу. Желания разнообразны, из области материальной тоже есть: «хочу море денег».
-
«Космос». А. Житковский.
МХТ им. А. П. Чехова.
Режиссер Нина Григорьева, художник Михаил Гербер.Эскиз этого спектакля был создан осенью 2022 года в рамках экспериментального проекта МХТ — лаборатории «АРТХАБ», и, согласно решению зрительского жюри, независимых экспертов и руководства театра, принят к постановке для включения в репертуар театра. В январе состоялась премьера.
Согласно сюжету, 42-летняя учительница английского языка Татьяна Викторовна Гизатуллина, или просто Татьяна, живет одна с сыном в маленьком татарском городке Бугульме, преподает английский язык в той же школе, где училась. Строга, но любима детьми, потому что работает не за страх, а за совесть, и верит, что знание языка откроет детям двери в большой мир. Муж Ильдар погиб 20 лет назад на Чеченской войне. Все остальные одноклассники мужского пола умерли от пьянства или передоза и похоронены на местном кладбище. Непутевый сын играет в каком-то самодеятельном музыкальном ансамбле, бегает от армии, нигде не учится. Словом, реальная жизнь скучна, однообразна и бесперспективна. Но у Татьяны есть еще одна — параллельная — жизнь, где все иначе...
-
«Друг мой». К. Стешик.
Театр «Суббота».
Режиссер Андрей Сидельников, художник Мария Смирнова-Несвицкая.Монолог главного героя пьесы Константина Стешика «Друг мой» невероятно полифоничен — в нем можно расслышать около десятка других персонажей. История простая: два друга выходят ночью из дома, чтобы стрельнуть сигарету у кого-нибудь из прохожих, а дальше с ними случается череда странных, порой даже опасных происшествий и встреч. Поначалу создается впечатление динамичной, насыщенной событиями истории-бродилки, но постепенно начинает закрадываться подозрение, что происходящее не имеет ничего общего с реальностью, а все герои пьесы — заперты в голове одного человека, как в черной коробке.
-
«Царь-Девица». М. Цветаева.
Театр Романа Виктюка.
Режиссер Дмитрий Бозин, художник Владимир Боер.Поэму «Царь-Девица» Марина Цветаева написала в красной Москве за два месяца летом 1920 года, своеобразно переработав фольклорный сюжет.
В неких царствах правят: в одном — старый царь-пропойца, от беспробудного пьянства забывший, что имеет юного сына и женат вторым браком на молодой царице; в другом — безмужняя и бездетная Царь-Девица. Исполинская великанша радуется войску, коню, свободе и битвам и не помышляет о замужестве, пока не встречает хрупкого Царевича — посреди океана, сходя со своего корабля на его лодочку.
комментарии