
-
К 85-летию Людмилы Петрушевской
Людмила Петрушевская не перестает удивлять. Каждый раз, когда я принимаюсь о ней писать, узнаю что-то обязательно новое. Например, известно, что при рождении ее назвали Долорес в честь пламенной испанский коммунистки-революционерки Долорес Ибаррури. Но я не знал, что оказывается этому предшествовала историческая встреча. Знаменитая испанка случайно проходила мимо коляски, где спала будущая писательница, и, метнув туда жгучий взгляд, одобрительно произнесла: «Que linda!» (Какая красавица!)
-
Первый «Ломоносов Фест» в Архангельске
В России только один театр носит имя ученого. Театр этот в Архангельске. Ученый — Ломоносов. И сообразно необычному сочетанию впервые в своей истории Архангельский театр драмы им. М. В. Ломоносова решил воплотить необычность своего названия в жизнь. В столице Поморья прошел продолжительный и насыщенный фестиваль, всеобъемлющий концепт которого сконцентрирован в идейном слогане: «Искусство. Наука. Технологии». Собственно, в этом и есть уникальность затеи — объединить в фестивальной программе все самое интересное, существующее в пространстве отечественной культуры и восходящее к разным типам взаимодействия научных изысканий и собственно явлений культуры, главным образом театра. «Ломоносов Фест» первым в нашей стране обращается к теме науки и искусства и автоматически становится на просветительскую стезю.
-
О X Областном семинаре-лаборатории театральной молодежи в Екатеринбурге
Семинары театральной молодежи Свердловской области, проводимые в Екатеринбурге, — многолетняя традиция, заложенная идейным вдохновителем и автором проекта Михаилом Сафроновым. Это тот случай, когда дело пережило своего мастера: Михаил Сафронов ушел из жизни в 2019 году, а семинары продолжают собирать молодых артистов из профессиональных и любительских театров Свердловской области на одном творческом поле.
-
«Послание».
Фестиваль Context. Diana Vishneva.
Идея Ивана Естегнеева, музыкальная концепция Владимира Горлинского, режиссер Филипп Гуревич, хореографы Ольга Васильева, Илья Манылов, Татьяна Чижикова и Елена Чурилова.В пространстве ДК Рассвет на Красной Пресне проектом «Послание» открылся новый сезон фестиваля Context. Diana Vishneva. С некоторых пор этот фест раздвинул временные границы и проходит в Москве и Петербурге в течение нескольких месяцев с весны до поздней осени. Данный проект был приурочен к Международному дню танца, который отмечается во всем мире 29 апреля. Идея заключалась в том, чтобы четыре российских хореографа переложили на язык тела известные высказывания-послания хореографов всего мира, приуроченные к этому самому Дню танца (каждый год право на торжественную речь получает один хореограф). В команду постановщиков вошли Татьяна Чижикова и Елена Чурилова, которые сотрудничали с фестивалем впервые, а также Илья Манылов и Ольга Васильева. Тексты читали актеры Елена Шанина и Александр Горчилин.
-
О режиссерской лаборатории в Волгоградском Новом экспериментальном театре
В Волгоградском НЭТе (Новом экспериментальном театре) второй раз прошла лаборатория под руководством Олега Лоевского. К чести театра надо сказать, что коллектив оказался к эксперименту готов. И труппа, и цеха, и все службы театра достойно выдержали этот пятидневный марафон. Но самое главное (что бывает далеко не всегда), все три эскиза оказались настолько удачными, что директор театра Ангелина Шершень в финале лаборатории объявила, что все они будут взяты в работу. И это очень важное решение. В прошлом году, когда я познакомилась с некоторыми спектаклями НЭТа, стало понятно, что театр живет в своем легендарном прошлом (эпоха народного артиста РФ Отара Джангишерашвили, создавшего этот театр). До сих пор «визитной карточкой» театра является спектакль «Ромео и Джульетта», созданный в 1989 году, и первый Ромео сегодня уже играет одного из глав семейств. Все это, конечно, прекрасно, и легенду надо сохранять и подновлять. Но время движется неумолимо, театральный язык за эти десятилетия поменялся уже не раз, и пора доказывать, что название свое театр оправдывает. Итоги лаборатории это прекрасно продемонстрировали.
-
11–15 мая в Базеле проходил Международный цирковой фестиваль Young Stage Basel. В его жюри были представители ведущих цирковых компаний мира, а сам фестиваль отразил тенденции, которые существуют сегодня не только в швейцарском, но и — шире — в немецкоязычном цирке.
Чтобы оценить масштаб события, достаточно представить большую арену, построенную в огромном здании местной Messe, которая более всего знаменита проходящей здесь ярмаркой современного искусства Art Basel. Все шесть представлений буквально яблоку негде было упасть. Интересно, что на большие цирковые мероприятия в Швейцарии публика ходит самая разнообразная, от трехлетних младенцев до глубоких старцев — причем вели себя почтенные господа в приличных костюмах весьма раскованно: свистели, кричали и даже топали ногами. Представление членов жюри, сидящих в центре зрительного зала, вылилось в отдельное развлекательное шоу: бодрый ведущий в белом костюме сыпал шутками и сулил молодым участникам всевозможные контракты, ведь цель фестиваля — не только показать зрителям восходящих звезд цирковой арены, но и обеспечить их работой на ближайшее время.
-
«Страшная сила».
Цирк Чинизелли.
Художественный руководитель постановки Аскольд Запашный, режиссер Дарья Пурчинская.«КороЛЕВство».
Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского.
Художественный руководитель и автор идеи Аскольд Запашный, балетмейстер-постановщик Дарья Пурчинская.«Акварель».
Цирк Никулина на Цветном бульваре.
Автор проекта Максим Никулин, режиссер Евгений Шевцов, балетмейстер Ольга Полтарак, режиссер клоунады Андрей Шарнин.Весна и осень — главные поставщики премьерного контента в цирке. Основное внимание при этом справедливо направлено на флагманские цирки в Москве и Петербурге. После ажиотажа новогодних праздников или летнего затишья приходит время творческой активности, не связанной ни календарным циклом, ни интенсивностью представлений. Зачастую именно весенние премьеры перекочевывают в лето и предназначены для длительного проката. Сезонная ротация программ — привычный механизм функционирования циркового конвейера, с которым в нашей стране приходится считаться практически всем. Собственно, именно поэтому оказывается важным проследить, кто где оказался, кто что поставил и что нынче в тренде на манеже.
-
«Песочница с вайфаем в космосе». И. Васьковская, Д. Уткина.
Чехов-центр (Южно-Сахалинск).
Режиссер Михаил Заец, художник Алексей Паненков.В черной космической ночи холодно мерцают далекие звезды, может быть, уже давно сгоревшие и посылающие свой иллюзорный свет тем, кто мыкается на своей маленькой, замусоренной и замученной, планете и не знает, зачем во Вселенной завелась жизнь. Дети и взрослые равно бессильны понять, что они тут делают и в чем смысл их существования, но дети явно оказываются смелее, честнее и ответственнее, чем их совсем растерявшиеся «предки» (впрочем, такого слова в сленге нынешних тинейджеров вроде бы уже нет).
-
«Обыкновенная история». И. А. Гончаров.
Санкт-Петербургский государственный академический театр имени Ленсовета.
Режиссер и художник Роман Кочержевский.Что значит вчитаться в роман и оставить в стороне его правильные трактовки! По-школьному считается, что «Обыкновенная история» Гончарова — о том, как душу молодого героя губит императорская столица. Знаменитый (1970 года) спектакль «Современника», прекрасно сыгранный, тоже выдвигал социальный смысл: юноша с чистыми намерениями (весь светящийся Олег Табаков, сыгравший до того «розовских мальчиков»), вписываясь в объективную реальность, в итоге превращается в усовершенствованную копию чиновника-дяди, хладнокровного карьериста (саркастичный Михаил Козаков, вскоре у Эфроса он появится в роли лишенного любых иллюзий Дон Жуана). Та инсценировка В. Розова отвечала горькому отрезвлению мыслящих людей после надежд хрущевской «оттепели» в брежневской мертвечине. Режиссер Роман Кочержевский и артисты Театра Ленсовета увидели другое, живое, личное, даже провокативное: пять или шесть заканчивающихся фиаско историй любви, складывающихся в «дурную бесконечность», плюс еще невозможность творчества, когда, как ни старайся, что ни чувствуй, стихи не получаются, и место им в темной воде петербургского канала. Можно добавить к тому же, что и служба в конце концов не увлекает ни молодого, ни зрелого героя.
-
«Иоланта», «Карлик». П. И. Чайковский, А. фон Цемлинский.
Московский театр Новая Опера им. Е. В. Колобова.
Режиссер Денис Азаров, дирижер Карен Дургарян, сценограф Алексей Трегубов.Идея сдвоенной премьеры — «Иоланта» Чайковского и «Карлик» фон Цемлинского в один вечер, как один спектакль — принадлежит Валентину Урюпину, который в сезоне 2021/22 являлся музыкальным руководителем Новой Оперы. Дирижер успел представить на суд публики под конец прошлого сезона феерический «Мертвый город» Корнгольда, завоевавший в апреле 2023 года «Золотую Маску», и составить любопытный план на нынешний сезон. Уже без Урюпина, покинувшего в прошлом году театр «по личным причинам», Новая Опера провела неконвенциональный Крещенский фестиваль, где в центре программы стояло концертное исполнение оперы Джона Адамса «Доктор Атом», прозвучавшей впервые в России и ставшей настоящим событием. Скорее всего у Урюпина была какая-то конструктивная идея, объясняющая музыкальное соединение двух совершенно несхожих опер Чайковского и фон Цемлинского из разных столетий, но после премьеры стало понятно, что она будет реализована где-то в другом месте.
-
«Сотворившая чудо». У. Гибсон.
Нижегородский ТЮЗ.
Режиссер Алексей Логачев, художник Мария Утробина.В самом начале спектакля между залом и сценой опущен тонкий полупрозрачный занавес. На нем — руки крупным планом: пальцы складываются в буквы дактильного алфавита. «У... И... Л...» — и так далее, пока полностью не будет показана фраза «Уильям Гибсон. Сотворившая чудо. Акт 1». Жесты на экране несуетливы — никакого ускорения, как бы торопливый мир ни приучал нас смотреть сериалы и слушать книги на скорости 1,5. Быстро, уже после первых букв, догадываешься, какие последуют дальше, но важен именно этот момент входа в спектакль: досмотреть, воспринять темп и особенности другого языка.
-
«Моя жизнь». По повести А. П. Чехова.
Самарский театр юного зрителя «СамАрт».
Режиссер-постановщик Анатолий Праудин, художник Светлана Косматинская.Спектакль «Моя жизнь», поставленный по одноименной повести Чехова, заявлен в программке как учебная работа. Об этом Анатолий Аркадьевич Праудин сообщает зрителям по видеозаписи, которая транслируется на широкий экран. Экспериментально-учебный процесс — одна из характеристик его режиссуры. А конкретно в СамАрте экспериментальная работа Праудина длится уже около шестнадцати лет — создание лабораторий, дискуссионного клуба, выездные репетиции, изучение актерских тренингов. На транслируемой записи Праудин говорит о важности постоянной работы актера над собой, о ценности исследования возможностей профессии... пока его не прерывают пришедшие артисты.
-
«Друг мой». К. Стешик.
Невидимый театр.
Режиссер Семен Серзин, художник Таня Артамонова.Спектакли Семена Серзина обычно полифоничны: главного героя, как правило, нет — есть хор равноценных голосов. «Друг мой» Константина Стешика это многоголосие предусматривает: монопьеса почти полностью строится на диалогах. Поставившие ее до Серзина Петр Шерешевский в МХТ и Алексей Сидельников в «Субботе» вводили в спектакль всех упоминаемых в рассказе главного героя персонажей, лишая драму Стешика приставки «моно». Серзин же ставит моноспектакль: один актер (Олег Рязанцев) жонглирует действующими лицами рассказа своего персонажа.
-
«Нос». Н. В. Гоголь.
Театр юных зрителей им. А. А. Брянцева.
Режиссер Тимур Кулов, художник-постановщик Николь Кламперт.Сбрендивший чиновник бегает по всему Петербургу в поисках собственного носа — чем не сюжет для буффонады? В спектакле Тимура Кулова и правда много смешного. Образы фигурантов дела — броские шаржи, да и сам майор Ковалев после утраты органа чувства — только пародия на майора Ковалева-прежнего. Вот только песня совсем не о том.
Герой незаметно для себя превращается не просто в клоуна, а в грустного клоуна. Потеря носа оказывается фатальной: человек перестает вписываться в алгоритмы реальности. И мир вдруг предстает перед ним в совершенно другом качестве.
-
«Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Т. Стоппард.
Театр на Васильевском.
Режиссер Галина Зальцман, художник-постановщик Семен Пастух.Пьеса «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» обращается ко второстепенным персонажам пьесы «Гамлет» и выводит их на авансцену. Шекспир не наделил этих персонажей достаточным объемом, они появляются в нескольких сценах парой, так что различить их между собой невозможно, да и не нужно. Шекспир не подарил им ни предыстории, ни финала, и в пьесе Стоппарда они не помнят, откуда пришли, и не знают, куда идут. Единственная ясность в их жизни — это что в финале они умрут.
-
«Зойкина квартира». М. Булгаков.
Московский драматический театр им. А. С. Пушкина.
Режиссер Евгений Писарев, художник Зиновий Марголин.Квартирка гражданки Зои Денисовны Пельц, спроектированная художником Зиновием Марголиным, явлена сразу, вся, нараспашку: пол накреняется от задника к зрителю, потолок наклонен в противоположном направлении. Жить в таком пространстве неуютно, неудобно, невозможно, но живут же! Танцуют, поют, пьют шампанское и вдыхают кокаин, веселятся напропалую, копят деньги, мечтают о невероятном и влюбляются насмерть. Обитатели и гости квартиры прекрасно осознают, что все это не очень нормально, что мир — наперекосяк, а все равно изо всех сил карабкаются, цепляются, вгрызаются в эту выпавшую им эпоху поехавших крыш и подкошенных ног.
-
Переписка
«Про Федота-стрельца». Л. Филатов.
Театр им. Ленсовета.
Режиссер Федор Пшеничный, художник Егор Пшеничный.Елена Вольгуст — Марине Дмитревской
«...Я не хвор!..
Отойдем-ка за бугор!..
Расшугай ежей и белок,
Есть сурьезный разговор», —
ровно в таком же стихотворном ритме ты легко могла бы продолжить с тем из коллег, кто столь же версификационно одарен.Рецензию читали бы взахлеб, не отводя глаз от монитора! В соавторах твоих вижу Наталию Каминскую, увы, она в столице.
Художественная ткань сказки Филатова сегодня, наверное, многим напоминает другую ткань — кримплен.
Сказка, имевшая оглушительный успех на излете СССР, сыгранная автором, поставленная в кино Овчаровым, выученная советской интеллигенцией почти наизусть, — забыта. Ну не звучит она в моноспектаклях, ставить на разные голоса ее перестали. Не цитируют. Забвенью предана (?).
-
«История Нарспи». А. Асламас.
Чувашский государственный театр оперы и балета.
Хореограф Данил Салимбаев, художник Валентин Федоров, дирижер Никита Удочкин.Жила-была девушка в тихом благостном селе (художник Валентин Федоров подвесил над сценой маленькие домики, в них тепло светятся окошки). Звали ее Нарспи. Была влюблена в небогатого своего сверстника, которого звали Сетнер. Но папа девушки решил выдать ее за богатого мужика много старше. Влюбленные пытались бежать, но их поймали, парня избили, а девушку таки выдали замуж. Не вынесла она жестокого нрава мужа, отравила его грибами, сбежала к любимому. Дружина покойного нагрянула в ее село, убила Сетнера, Нарспи же покончила с собой. Это сюжет одного из главных произведений чувашской литературы — написанной 115 лет назад поэмы Константина Иванова, что была названа по имени главной героини.
-
«их тут нет».
Площадка «Скороход»
Концептмейкер и исполнитель Артем Томилов.Ощущение жизни потеряло свою линейность. Сменилась точка отсчета времени: на подоконнике Площадки «Скороход» горят цифры сломавшегося года — 20223. Открыв окно, Артем Томилов кричит уличному прохожему: «Эй, я тут! И я тут не один». Он действительно не один, вместе с ним под кружком света кольцевых ламп, словно выхваченные из мрака реальности, — новые эмигранты.
-
О режиссерской лаборатории «ArtОкраина» в театре «За Черной речкой»
В честь юбилея — ни много ни мало 40 лет! — театр «За Черной речкой» провел трехдневную лабораторию «ArtОкраина». «Треугольный стол» молодых авторов, побывавших на показах, мы предлагаем вашему вниманию.
комментарии