Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • КУДА УВОДЯТ МЕЧТЫ

    «Алые паруса». М. Дунаевский, М. Бартенев, А. Усачёв.
    Московский детский музыкально-драматический театр «Поколение».
    Режиссер-постановщик Олег Ильин, дирижер-постановщик Владимир Янковский, балетмейстер-постановщик Вероника Гагкаева, художник-сценограф Константин Розанов.

    Театр «Поколение» воплощает глобальный тренд слияний и поглощений последних лет: после того, как в 2021 году ушли из жизни Геннадий Чихачёв, основатель Московского детского музыкального театра, и Игорь Сиренко, руководивший Московским драматическим театром «Сопричастность», из двух авторских театров создался один директорский под руководством продюсера Альберта Могинова, основателя «Современного театра антрепризы». Первой премьерой второго сезона объединенного театра, обладающего тремя сценами на востоке Москвы, и стал мюзикл «Алые паруса».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • И СМЕХ, И СМЕРТЬ ПЕРЕЖИВУ

    «В тот день, когда тебя не стало».
    Творческое объединение «Овраг-ансамбль» на площадке «Городского театра» в рамках фестиваля «Новые имена. Лето».
    Режиссер и драматург Александр Карпушин.

    Творческое объединение «Овраг-ансамбль» — молодой коллектив, сформированный после Летней театральной школы СДТ в 2022 году. «В тот день, когда тебя не стало» — первый их спектакль. В его основе художественные тексты режиссера Александра Карпушина.

    Приходя в театр, до спектакля человек попадает на поминки — на гардеробной стойке «Городского театра» стоят тарелки с поминальными конфетами, блинами, кутьей и кувшинами с молоком. Играет траурная музыка. А программки представляют собой детские карандашные рисунки. Элемент иммерсивности заставляет подготовиться к той самой «новой искренности», которая будет проявляться следующие полтора часа в черном траурном пространстве травмированной жизни, находящейся в стадии ремонта — не зря ведь полы застелены газетой?

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НОВОРОСЫ

    «Новоросы».
    Новороссийский муниципальный драматический театр им. В. П. Амербекяна.
    Режиссёр Радион Букаев, драматург Ирина Васьковская.

    Во вторую декаду сентября в Новороссийске прошел пятый, международный фестиваль «Театральная гавань». Его проводит Новороссийский муниципальный театр им. Амербекяна. Фестиваль большой — были приглашены шестнадцать театров и два своих эскиза показали новороссийцы. Со своими спектаклями приехали театры из Сибири (Тюменский большой драматический театр, спектакль «Новеченто»), из ХМАО (Няганский ТЮЗ с двумя спектаклями «У кота Воркота» и «Цехъ поэтовъ»), театры юга России: Краснодара («Ночь любовных помешательств Молодежный театр), Таганрога («Мойры Богудонии», Камерный театр), Ростова-на-Дону («Господин Ибрагим и цветы Корана», Молодежный академический театр), Урала («Вертинский», Пермский академический Театр-Театр), Удмуртии («Жил-был Геракл», государственный театр кукол республики Удмуртия), из Татарстана «Наташина мечта» (Атнинский татарский государственный драматический театр). Вся эта большая программа могла состояться благодаря тому, что организаторы фестиваля сумели выиграть грант президентского фонда культурных инициатив, и сам город финансово «вложился» в этот проект очень серьезно.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • УЖЕ НЕ ЦУЦИКИ, НО В ЧЕМОДАНЕ ПО-ПРЕЖНЕМУ ЦЕЛЫЙ МИР

    «Теремок».
    Большой театр кукол.
    Автор инсценировки и режиссер-постановщик Дарья Левингер, художественное оформление Марии Клочьевой.

    Одним из первых спектаклей Руслана Кудашова, увиденных мной, был «Небо в чемодане, или Цуцики в ночи», где смешные человечки с белым гримом на лицах ждали поезда, выбегали с чемоданами к авансцене и вглядывались в даль. Поезд все не приходил, и они грустно разбредались проживать жизни, сидя на чемоданах, под крышками которых у каждого были мир, мечта, надежда на спасение, избавление от бессмысленности и обездоленности.

    В новом спектакле Дарьи Левингер в театре, руководимом Русланом Кудашовым, две героини тоже бегут с чемоданами и ждут поезда. Этот спектакль — как отголосок «Цуциков в ночи»: тот же мотив неустроенности, неприбытия и невозможности никуда приехать, осесть, завести свой дом, чтобы все пошло своим чередом. Мотив дома для «Теремка» очевиден, но парадоксален вход: чтобы появился дом, надо куда-то прибыть, приехать, остановиться, зажить на новом месте. Попытку обжиться мы и наблюдаем в спектакле.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВДРУГ УШЛИ ПОЕЗДА

    «Долгие проводы». По сценарию Н. Рязанцевой.
    Театр на Таганке.
    Режиссер Александр Карпушин.

    Практически одновременно с «Долгими проводами» у молодого режиссера Александра Карпушина была еще одна премьера — «ТРИ СЕСТРЫ. отрывки. отражение.» в Хабаровском ТЮЗе. Карпушин пробует на разном материале один и тот же прием: транспонирование известного сюжета на условно современный быт. Мотивы чеховской пьесы проступают в жизни и воображении провинциальной актрисы, а в Театре на Таганке события и интонации определяет одноименный фильм Киры Муратовой.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТИРАНИЯ VS ВИВАЛЬДИ = ...

    «Четыре тирана». По комедии К. Гольдони «Самодуры».
    Театр «Сатирикон».
    Режиссер Константин Райкин, художник Дмитрий Разумов.

    Название «Четыре тирана» на афише вызывает диапазон эмоций от отчаяния до безудержного смеха. В обычной жизни достаточно всего одного тирана, чтобы испортить жизнь отдельно взятым семье, народу, стране. Два — тоже куда ни шло, проходили. Но четыре — явный перебор даже для времен страшных катаклизмов, и трагическую иронию авторов постановки нельзя не оценить еще до начала спектакля.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • БЫТЬ ВАДИКОМ

    «Катапульта». Д. Богославский.
    Невидимый театр.
    Режиссер Семён Серзин.

    Вадик мог бы быть идеальной моделью для какой-нибудь коуч-сессии. Смешной человек, у которого ничего не получается. Тот самый, которого и жена бросила, и работы у него нет, и даже нормальные штаны только в одном экземпляре.

    Мотив из галереи наивного искусства и трагикомический сюжет. Добрый честный Вадик, который свалился на нашу Землю, видимо, со сказочной планеты Экзюпери, — маленький человек в жизни и рыцарь чести в душе.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЗАХОДИТЕ К НАМ НА ОГОНЕК

    «Крем». Музыка О. Шайдуллиной. Либретто Н. Рязанского.
    Театр Ермоловой (Москва).
    Режиссер-постановщик Алексей Золотовицкий, музыкальный руководитель и дирижер Денис Виноградов, художник-постановщик София Егорова, хореограф-постановщик Никита Беляков, художники по свету Андрей Ребров и Михаил Буркин.

    Сезон 2023/24 в московских драматических театрах начинается с мюзиклов. В «Ленкоме» новый год стартовал с премьеры спектакля Алексея Франдетти «Маяковский» (авторское жанровое определение «муздрама») с музыкой рэпера Басты. В Театре Моссовета Евгений Марчелли попробовал стряхнуть пыль с заслушанных до дыр детских песен и сделал постановку «Бременских музыкантов». Но этим двум театрам к музыкальному репертуару не привыкать, а вот Театр Ермоловой взялся за мюзикл впервые за свою без малого столетнюю историю. На Основной сцене театра состоялась мировая премьера спектакля «Крем».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • АЛЕКСЕЮ ПАПЕРНОМУ — 60. ТОСТ

    Алексей Паперный просит не поздравлять его с незначительным юбилеем, а если поздравлять — то послать деньги на помощь разным людям из разных стран, оставшимся сегодня без крова. То есть, у него как бы не праздник...

    Но мы произнесем все-таки юбилейный тост. Просто потому, что редакция «ПТЖ» хочет обнять Лешу в день его рождения. Слишком много его песни значили для нас в счастливое молодое время, значат и сейчас. Свидетельство этому — фотография Леши, сделанная когда-то на Володинском, когда он привозил «Август». Фотография висит на стене среди дорогих нам людей, там, где Юрский, Дрейден, Габриадзе...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КЛАССИКИ НА КАМЧАТКЕ

    О лаборатории Большого детского фестиваля «Эхо БДФ» в Петропавловске-Камчатском

    География «Эха БДФ» поражает: Озерск, Нижневартовск, Петрозаводск и вот Петропавловск-Камчатский — далекий город, расположившийся на берегу Тихого океана между сопками сейсмически активных вулканов.

    Петропавловск-Камчатский — город не лабораторный, в театральном поле широко не представленный. Проведение здесь большой программы «Эха БДФ» — масштабное событие для культурной жизни, к которому руководство местного Театра кукол шло не один год. Кроме стандартного объединения в процессе творческих поисков труппы театра и приезжих молодых режиссеров на разных площадках в Петропавловске-Камчатском и соседних Вилючинске и Елизово прошли образовательные интенсивы для детей и подростков, приехавших со всего края, представление новинок книжной индустрии в программе «БДФ-Книга» и многое другое.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • К ЧЕРТУ ПОДРОБНОСТИ

    «Ночь перед Рождеством». Н. В. Гоголь.
    Театр им. Евг. Вахтангова.
    Режиссер Олег Долин.

    В программке к спектаклю буквально рассыпаны «притягательные магниты», обещающие увлекательное и нетривиальное зрелище. В компанию чисто гоголевских Вакулы, Солохи, Оксаны, Чуба и прочих персонажей повести затесалось множество добавочной публики: волхвы и царь Ирод, продавец горячего шоколада и специалист по пошиву черевичек, ангелы и демоны, а также петербургский экскурсовод. И если Рождество, накануне которого происходят события, предполагает и волхвов, и Ирода, и прочих библейских действующих лиц, то, скажем, с демонами дело обстоит сложнее.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЗАМЕРШЕЕ

    «Арбуз». А. Киссель.
    Режиссер Михаил Лебедев.
    «Война завтра не закончится». И. Яковлев.
    Режиссер Дмитрий Акимов.
    Театр «Суббота».

    В январе в театре «Суббота» прошел четвертый фестиваль коротких пьес «Stories». Его создатели, театровед Татьяна Джурова и режиссер Андрей Сидельников, отбирали пьесы до 12 страниц, приглашенные режиссеры ставили эскизы из шорт-листа. К новому сезону театр решил выпустить эскизы со «Stories» как премьеры — получилось 6 мини-спектаклей, которые показывают в паре в пространстве «Флигель».

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • «ПЕРЕД НЕСЧАСТЬЕМ ТО ЖЕ БЫЛО»

    «Дачники». М. Горький.
    Челябинский академический театр драмы им. Н. Ю. Орлова.
    Режиссер Анатолий Праудин, художник Антон Сластников.

    Горьковский спектакль Анатолия Праудина получился довольно длинным, три с половиной часа, а написать о нем хочется коротко (не знаю, получится ли). Просто смысл его послания, месседж, если угодно, очевиден и однозначен: констатация тотального неблагополучия российской жизни, общественной и частной.

    Так жизнь нельзя, но все как-то живут, пьют чай у Горького, пиво — у Праудина, заняты пикниками, изменами, картами, любительскими спектаклями... И при случае готовы горячо, точнее сказать, агрессивно, отстаивать право на такую жизнь: «Я обыватель — и больше ничего-с!» Это фраза из большого монолога Суслова («Мы наволновались и наголодались в юности; естественно, что в зрелом возрасте нам хочется много и вкусно есть, пить, хочется отдохнуть... вообще наградить себя с избытком за беспокойную, голодную жизнь юных дней...»), который Дмитрий Волков произносит с пафосом и «искренностью» какого-нибудь депутата или пропагандиста. Отстаньте от нас с жизнью за пределами наших веранд, пикников и прекрасных кущ. Наших дач.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • РЕАЛЬНЫЙ ТЕАТР. ТРАДИЦИОННАЯ ТОЧКА СБОРКИ

    Проходивший в новой реальности, похожей на нереальность, 17-й «Реальный театр» был похож и не похож на себя.

    Что чувствовалось в реальном воздухе? Не так горячи, многолюдны и принципиально решительны, как обычно на протяжении тридцати лет, были ежедневные обсуждения каждого спектакля. В конце концов, как говорит Лоевский, «какая разница», лучше или хуже спектакль, когда мысли о другом, всем «все по барабану», и когда понятно: отечественный театр ХХI века, проповедовавший гуманистические ценности, проиграл своего зрителя, потерпел поражение вместе с этими ценностями...

    Читать дальше | Комментарии 7 комментариев
  • SINO HORA SANCTA MORTA

    НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ГЛУХОВСКОГО ДМИТРИЯ АЛЕКСЕЕВИЧА

    «Белая фабрика». Д. Глуховский.
    Marylebone Theatre.
    Режиссер Максим Диденко, художник Галя Солодовникова.

    В лондонском Marylebone Theatre состоялась мировая премьера дебютной пьесы Дмитрия Глуховского «Белая фабрика». Поставил спектакль режиссер Максим Диденко, однажды уже сотрудничавший с писателем в Москве.

    Короткая сцена: 1960 год, ФРГ; директор шоколадной фабрики отчитывает сотрудницу по ерундовому поводу, внезапно срываясь на истерическую ругань; появляется хладнокровный человек в полицейской форме и арестовывает его по подозрению в совершении военных преступлений. Еще короткая сцена: 1960 год, США; женщина в ярко-розовом платье поздравляет мужа, радуясь его успеху, тот мягко улыбается и начинает вспоминать, задумчиво глядя вдаль...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ЭТО ЗА МНОЙ!»

    «Альмар. Красавица и чудовище». А. Гельман.
    «Наш театр».
    Режиссер Лев Стукалов, ассистенты по сценографии Марина Еремейчева и Марк Борнштейн, музыка Чарли Чаплина, Дюка Эллингтона и Филиппа Гласса.

    В «Нашем театре» премьера. Накануне своего 90-летнего юбилея Александр Гельман увидел две премьеры по своей новой пьесе. Про московскую постановку с Ксенией Раппопорт и Алексеем Серебряковым сказать ничего не можем — кроме того, что лукавые одежды броского драматургического дуэта про гения физики Альберта Эйнштейна и его бедовую пассию, русскую шпионку Маргариту должны прийтись впору многим артистам и многим антрепризам.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ГДЕ-ТО НАД ЗЕМЛЕЙ МЫ ПАРИМ С ТОБОЙ В ОБЛАКАХ

    «Авиатор». Е. Водолазкин.
    Татарский театр кукол «Экият» (Казань).
    Режиссер и автор инсценировки Ильгиз Зайниев, художник Сергей Рябинин.

    На XIX Международном фестивале театров кукол «Рязанские смотрины» Татарский театр кукол «Экият» показал недавнюю премьеру — долгожданного «Авиатора». Худрук театра Ильгиз Зайниев несколько лет мечтал поставить роман Евгения Водолазкина, давно придумав художественное решение — сделать куклу главного героя изо льда. Спектакль получился очень нежный и бережный — к тексту, истории и героям, — и, несмотря на годы ожидания, своевременный.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «Я РАБОТАЮ РЯДОМ С ТЕАТРОМ ОПЕРЕТТЫ»

    «Здесь дом стоял».
    Российский академический молодежный театр.
    Режиссер Марина Брусникина, художник Ирина Корина.

    11 сентября 2023 года состоялась премьера «Здесь дом стоял» — первая постановка Марины Брусникиной в качестве главного режиссера РАМТа. Документальный спектакль, вдохновленный идеей актера Виктора Панченко, ставшего креативным продюсером проекта, собран из воспоминаний актеров-старожилов театра.

    Несмотря на то что о назначении Брусникиной главным режиссером было объявлено лишь на сборе труппы перед новым сезоном, она давно и плодотворно работает в стенах Молодежного театра. Впервые Брусникина пришла в театр в 2013 году, выпустив камерный лирический спектакль «Лада, или Радость» по прозе Тимура Кибирова. А в 2021-м во внутреннем театральном дворике-колодце вышел ее уличный променадный спектакль «Дни Савелия» по роману Григория Служителя о судьбе московского кота, оказавшегося на улице.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • О ЛЮБВИ, КОТОРОЙ НЕ БЫЛО

    «Чайка». Саундрама по мотивам пьесы А. П. Чехова.
    Новая сцена Александринского театра.
    Режиссер Елена Павлова.

    «Чайка» — уже второй опыт работы Елены Павловой с Чеховым на сцене Александринского театра. Вновь был выбран жанр, режиссеру интересный и драматургу неблизкий, — саундрама. И если Тимофей Кулябин в «Трех сестрах» «Красного факела» исключает любое звучащее слово, делая героев глухонемыми, то Елена Павлова слово Чехова заменяет музыкальной попсой разных лет.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ПАМЯТИ НИКОЛАЯ ШЕЙКО

    Девять дней назад ушел из жизни Николай Михайлович Шейко, режиссер, заведующий литературной частью МХТ им. Чехова. Один из самых плодотворных, творчески насыщенных периодов его жизни был связан с Александринским театром (театром драмы им. Пушкина), где он работал в 1973–1982 гг. Сегодня мы публикуем воспоминания артистов, которым в те годы посчастливилось работать с Н. М. Шейко на александринской сцене.

    Также нам кажется необходимым напомнить читателям о тексте «Человек на букву „К“», который в 1999 году был опубликован в № 17 «Петербургского театрального журнала». О Николае Шейко тогда вдохновенно написал выдающийся артист Виктор Гвоздицкий.

    Читать дальше | Комментарии (1)