
-
О II Международном фестивале циркового искусства «Без границ» в Цирке Чинизелли в Санкт-Петербурге
Второй Международный фестиваль циркового искусства «Без границ», который проходил в Санкт-Петербурге с 14 по 17 сентября, своего рода веха как для организатора, компании «Росгосцирк», так и в целом для отечественного циркового искусства. Веха, потому что петербургскому цирковому фестивальному движению удалось, наконец, двинуться вперед по части нумерации — прежде все амбициозные проекты (фестивали циркового искусства, клоунские фестивали) оставались в категории «первых» и не имели продолжения.
-
«Цахес». Э. Т. А. Гофман.
Молодежный театр (Краснодар).
Режиссер Артем Устинов, художник Оганес Айрапетян.В городе Светлогорске, что под Калининградом, стоит памятник Гофману, уроженцу этих мест (скульптура Сергея Усачева). Немецкий романтик явлен двуликим. С одной стороны — серьезный чиновник в сюртуке; с другой — из того же постамента вырывается обнаженный, то ли хохочущий, то ли рыдающий человек — вторая ипостась Гофмана, композитора, винопийцы и сказочника. Двоемирие как оно есть.
-
«Лес». А. Н. Островский.
ТЮЗ им. А. А. Брянцева.
Режиссер Уланбек Баялиев, художник-постановщик Евгения Шутина, композитор Иван Волков.В премьере ТЮЗа, выпущенной к 200-летию Островского, «Лес» гостеприимно встречает всех комедиантов, трагиков и комиков, лицедеев и паяцев в своей тенистой куще. Уланбек Баялиев строит метавселенную Островского и предлагает к прочтению персонажам «Леса» тексты из различных пьес. Так Аксюша (Ирина Волкова) признается в любви к театру монологом из «Талантов и поклонников», Театральная Моль (Юлия Корж) нападает безумной барыней из «Грозы», а Улита (Анна Лебедь) и Несчастливцев (Олег Сенченко) разыгрывают сцену воссоединения семьи из «Без вины виноватых».
-
«Лес». А. Н. Островский.
Московский театр им. Вл. Маяковского.
Режиссер Егор Перегудов, сценография и костюмы Владимира Арефьева.«Лес» стал третьим спектаклем Егора Перегудова на сцене Театра имени Маяковского в статусе его художественного руководителя, после «Историй» и «Любви по Маркесу» в прошлом сезоне. В год, когда театр празднует свой 100-летний юбилей, новый худрук продолжает выстраивать комфортную систему отношений со зрителем, будто договариваясь и радуя его масштабными и доступными к восприятию спектаклями и отдавая пространства Малой сцены и сцены на Сретенке для эксперимента, творчества молодых режиссеров и еще непривычных для аудитории Маяковки «новых форм» (вспомним «Войцека» Филиппа Гуревича, «Поиск продолжается» Дмитрия Крестьянкина, «Мера за меру» Саши Золотовицкого). Однако, в собственных спектаклях на большой сцене балансировать между угодой зрителю и режиссерскими смыслами Перегудову удается не всегда.
-
«Кукуй, кукушечка!». Д. Левингер.
Коми-Пермяцкий национальный драматический театр им. М. Горького (Кудымкар).
Режиссер Дарья Левингер, художник Никита Запаскин.Широкий, чуть наклоненный к залу деревянный помост медленно пересекает древняя старушка, согнувшаяся под грузом лет чуть не до земли, да еще и прижимающая к себе большой чемодан. «Ох, бедненькая!» — вздыхает сидящая рядом пожилая зрительница, искренне сочувствующая героине и ее нажитым в деревенских трудах хворобам. (Публика в Коми-Пермяцком национальном театре очень открытая, доверчивая, и особенно живо она принимает спектакли на родном языке.) Но тут же моя соседка удивленно ахает: старушка, сойдя с помоста, распрямляет спину, ставит чемодан, с удивлением смотрит на свои руки — молодые, гладкие, вытаскивает из-под платка вьющиеся пряди светлых золотистых волос, не тронутых сединой. «Меня зовут Зосья... звали Зосья. Сегодня я умерла».
-
О V Межнациональном театральном фестивале «Сообщение» в Кудымкаре
Кудымкар — маленький город с большим театром. В дни V Межнационального театрального фестиваля «Сообщение» Коми-Пермяцкий национальный драматический театр стал местом притяжения не только для Пермского края, но и для всей страны. В самом названии фестиваля заложено два смысла: это и определенное послание, и взаимная коммуникация — «со-общение» — сцены и зала. И то, и другое нашло отражение в каждом фестивальном спектакле. Внутренняя драматургия фестиваля складывалась так, что каждая постановка передавала последующей одну из важнейших тем, как эстафетную палочку.
-
Читатели и коллеги!
Мы обращаем это открытое письмо ко всем вам и призываем театральное сообщество не молчать и делиться здесь своими комментариями и подписями поддержки. Поскольку оно выходит в СМИ и от лица редакции, авторов и коллег «Петербургского театрального журнала», оно непременно дойдет до Министерства культуры Воронежской области и Министерства культуры РФ. Мы хотим, чтобы театральная Россия знала о беспрецедентной ситуации.
21 ноября без объяснения причин учредителем (в лице министра культуры Воронежской области Марии Мазур) был уволен из Воронежского Камерного театра его создатель Михаил Бычков.
-
21 ноября 2023 года, нам, коллективу Воронежского Камерного театра, стало известно об увольнении создателя и художественного руководителя театра Михаила Бычкова с занимаемой должности, «в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица решения о прекращении трудового договора», то есть по решению учредителя. Соответствующий приказ был подписан министром культуры Воронежской области Марией Мазур тем же числом. Об этом решении министр сообщила Михаилу Владимировичу, человеку, создавшему Камерный театр и отдавшему ему жизнь, человеку, так много сделавшему для театрального искусства и культуры Воронежа, без объяснения причин и за два часа до окончания его последнего рабочего дня.
-
«Чучело. Квартирник».
Казанский ТЮЗ.
Режиссер Радион Букаев, драматург Анастасия Чернятьева, художник Надежда Иванова.По просьбе главного режиссера театра Радиона Букаева драматург из Екатеринбурга Анастасия Чернятьева написала инсценировку известной повести Владимира Железникова «Чучело», задав вектор в день сегодняшний. Всегда непросто создавать спектакль «по следам», тем более, когда след проложен Роланом Быковым в его знаменитом фильме «Чучело».
-
«Kurlmemo zeme» по повести Р. Литвиновой «Страна глухих».
Новый Рижский театр.
Режиссер Алвис ХерманисВ прологе Чулпан, похожая на состарившегося мальчика с этой своей короткой стрижкой, в пиджаке оверсайз, сидит на стуле, словно нахохлившийся воробей, отрешенно глядит перед собой и шевелит губами. Словно пытается что-то произнести, или вспомнить забытые слова, или овладеть чужим языком. Последнее буквально так — Риту, героиню текста Ренаты Литвиновой, Чулпан Хаматова играет на латышском языке, который она выучила меньше чем за год. Иначе и быть не может, потому что речь о премьере Нового Рижского театра — спектакле Алвиса Херманиса «Kurlmemo zeme» — земля глухонемых? Земля беспамятных? Я тоже учу латышский, хотя и не так успешно, как Чулпан, и знаю, что буквальных переводов не существует. Во всяком случае, калька с названия давнего фильма Валерия Тодоровского «Страна глухих» точно не подходит.
-
«Да здравствует король!». Вариации на тему пьесы Э. Ионеско «Король умирает».
Воронежский камерный театр.
Режиссер и автор сценической версии текста Михаил Бычков, художник Эмиль Капелюш.В абсурдистском мире испуганно-хаотической, заикающейся современной цензуры (поскольку она запрещена Конституцией РФ) ужас и подозрения вызывают практически все названия мировой литературы. Как говорит у Ионеско умирающий Король, «раса не в очень хорошем состоянии. Это верно. Надо, чтобы они выучили хотя бы четыре-пять первых букв алфавита». А пока буквы не выучены, чиновники разных уровней, регионов и подчиненностей очередной раз боятся «недобдеть». Например, кое-где у нас порой опасаются заглавия «Накануне» (это накануне чего?). Пугаются, услышав «Завтра была война» (а почему завтра?). Вздрагивают от финала «Пяти вечеров» («Только бы войны не было»). Их пугает название «Последние», страшит «Обрыв» (что вы имеете в виду?) и, конечно, наводит ужас «Шинель» (это явно что-то милитаристское, да еще русско-украинского писателя Гоголя. Вот не вру, привожу чистый факт этой осени, привезенный из города-миллионника N). Естественно, какой там «Ревизор», какая «Власть тьмы, или Коготок увяз — всей птичке пропасть»...
-
К 10-летию лабораторного движения в Казани
В течение последних десяти лет Фонд поддержки современного искусства «Живой город» активно занимается лабораторным движением в Татарстане, которое стало неотъемлемой частью российской театральной сцены. Эти театральные лаборатории не только объединили профессиональных театральных деятелей, молодых художников и даже ученых в поисках нового театрального языка, экспериментов, комбинирующих жанры и подходы, но с 2020 года фонд начал системно вовлекать в театральные процессы городские сообщества. А в 2023 году начал работать с селами и деревнями, таким образом расширяя поле «театра горожан».
-
Фестиваль «Антология Авангарда» в пространстве «Третье место»
Прежде всего: авангард «существует — и ни в зуб ногой». Футурист Маяковский, впрочем, сказал так, едва ли не с горечью, о лирической поэзии, да еще и обращаясь к Пушкину («Юбилейное»). С нею-то, с лирикой, может быть, дело сейчас и сложнее обстоит. А вот про авангард, сценическую антологию которого учинил Lusores в последней декаде октября, эта цитата именно сегодня в точку. Необходимой сейчас оказывается и реально воздействует прежде всего «последняя прямота», до которой добурились авангардисты.
-
О фестивале детского театра «Маршак» в Воронеже
С 28 октября по 6 ноября в Воронеже проходил девятый по счету Детский театральный фестиваль «Маршак», названный именем родившегося здесь детского писателя и поэта. По традиции фестиваль проводится в дни осенних школьных каникул, однако программа его составлена не только для школьников, а учитывает интересы всех детских возрастов: есть и бэби-спектакли для малышей, и музыкальная сказка для младших школьников, и камерные спектакли для семейного просмотра, и спектакли для подростков, старающиеся говорить с молодежной аудиторией на их языке. Без оглядки на жанр и год выпуска спектакля «Маршак» стремится собрать и показать лучшие образцы театра для детей от ведущих российских коллективов. Помимо приглашенных гостей в афише фестиваля значительное место занимает традиционная воронежская программа.
-
«Мера за меру». У. Шекспир.
Театр им. Вл. Маяковского.
Режиссер Саша Золотовицкий, художник Софья Шнырева.Для маленькой сцены спектакль режиссера Саши Золотовицкого и художницы Софьи Шныревой на удивление ярок с визуальной стороны. Совсем небольшое пространство вмещает и алые светящиеся вертикали-горизонтали, образующие крест, а также некие условные очертания высоких сводов, и внезапно обнажающиеся темные глубины. Да и с костюмами здесь обходятся без ложной скромности: «шекспировские» плащи и круглые гофрированные воротники легко соседствуют с офисными парами и спортивной одеждой. Гамма цветов подчеркнуто контрастная: черное, красное, белое. В белом — Изабелла (Наталья Палагушкина), на ней монашеское одеяние, которое не имеет исторического возраста — сейчас носят практически то же, что 400 лет назад. Одновременно это, конечно, образ чистоты и непорочности. Так же, как красное — знак страсти и похоти, а черное — дурных нравов и всяческого безобразия.
-
«Спасите Леньку!». М. Икрамова.
Краснодарский академический театр драмы.
Режиссер Елизавета Фоменко, художник Иван Малыгин.В современном театре есть объективная нехватка текстов, которые осмысливали бы историю Великой Отечественной войны с той временной дистанции, которая отделяет от нас это событие. То есть историй, рассказанных о войне нашими современниками. Наиболее известная пьеса такого рода — пожалуй, «Фронтовичка» Анны Батуриной.
-
О театральном проекте «Сердца четырех», проходившем в Ташкенте
В конце первой недели ноября в Ташкенте состоялся театральный проект «Сердца четырех», который проходил под эгидой местного отделения Россотрудничества. Организаторы решили впервые за все, во всяком случае постсоветское, время собрать существующие в Узбекистане русские государственные театры — а их четыре — в едином пространстве, чтобы посмотреть на их сегодняшнее состояние, поговорить об общих проблемах, определить возможности развития и необходимой помощи. Уже сама по себе идея такого театрального форума вызывает безусловное уважение: все прекрасно понимают, как непросто складывается ныне судьба русских театров за пределами, так сказать, метрополии.
-
«Еще один поход хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского и его верного оруженосца Санчо Панса, а также их старых и новых знакомых в ожидании конца известных времен, или Просто Дон Кихот». Н. Федорова по мотивам романа М. де Сервантеса.
Театр «Суббота».
Режиссер Кирилл Люкевич, художники Александр Мохов и Мария Лукка.Время подвигов закончилось.
Спектакль Кирилла Люкевича с длинным названием — метамодернистское воплощение «страдающего Средневековья». По мотивам романа Мигеля де Сервантеса режиссер Люкевич и драматург Настасья Федорова придумали зумерский фанфик (это слово встречается в спектакле — им обозначена «книга внутри книги» Сервантеса) на девять глав, повествующий о приключениях Дон Кихота после смерти героя (а может, он не умирал?).
-
«Триумф времени и разочарования». Г. Ф. Гендель.
Дирижер Дмитрий Синьковский, режиссер Елизавета Мороз, сценограф Сергей Илларионов.
«Онегин». П. И. Чайковский.
Дирижер Дмитрий Синьковский, режиссер Сергей Новиков, сценограф Александр Купалян.
Нижегородский театр оперы и балета им. А. С. Пушкина.С того момента (конец декабря 2021-го), как художественным руководителем Нижегородской оперы стал Алексей Трифонов, а главным дирижером Дмитрий Синьковский, в театре более не случается рядовых премьер. Всегда что-то встряхивает местную публику, заставляет критиков грузиться в поезда и самолеты, а затем долго обсуждать прекрасное/ужасное (это уж от вкусов зависит) событие. Две первые оперные премьеры сезона, случившиеся в Нижнем Новгороде практически подряд, дают как раз отличный повод для разговора о прекрасном и ужасном.
-
О III Всероссийском фестивале документального театра «Вербатимфест»
«Вербатимфест» появился в 2019 году в Воронеже. Площадкой для проведения стал независимый театральный проект «Новый театр», инициатором и продюсером — его актриса Мария Конотоп. Команда «Нового» не только ставит спектакли (драматические, документальные, иммерсивные), но и организует мастер-классы для подростков, устраивает читки и лекции для жителей Воронежа. «Новый театр» прицельно работает с подростковой аудиторией и занимается социальными проектами. Среди них — занятия по актерскому мастерству для воспитанников детских домов и людей с особенностями здоровья, документальные спектакли с участием жителей города. «Вербатимфест» — продолжение этой работы.
комментарии