
-
Жара, июль, середина лета, время летних отпусков...
Когда-то, и не раз, так мы начинали «К читателям и коллегам», сообщая, что в это время «ПТЖ» работает, парится, делает новый номер.
Новый, молодежный, и правда делается, а в это время как никогда неторопливая типография (жара, июль...) привезла нам тираж № 72.
Он — условно «актерский». Но только условно. Потому что и окончание записок Н. Крымовой, и «Прогулок с Гинкасом» — тоже в этом номере. И премьеры «всея Руси» (мы уже давно не разделяем театральный процесс на столицу и провинцию) .
И все же в новом номере много актерских лиц, портретов, и, в основном, это лица молодые.
Смотрите! Читайте!
Предлагаем вашему вниманию Содержание нового номера, а также обращение к читателям и коллегам.
-
«Калека с острова Инишмаан». М. Макдонах.
БДТ им. Г. А. Товстоногова.
Режиссер Андрей Прикотенко, художник Олег Головко.«Калека с острова Инишмаан» стал последней премьерой БДТ накануне закрытия сезона. Невероятно, но факт: за девять с небольшим лет Мартин Макдонах из неизвестного ирландца превратился в русского национального драматурга. Его охотно ставят в репертуарных театрах, актеры одобрительно кивают в сторону суровых ирландских героев, а зрители с удовольствием приходят посмотреть «старые-новые» истории сценариста и режиссера «Шестизарядника», «Залечь на дно в Брюгге» и «Семи психопатов».
-
«Шепот стен».
Компания «Маленькие часы» в рамках XI Международного фестиваля им. А. П. Чехова
Режиссер Виктория Чаплин.Тихо, без растяжек на улицах города и рекламы на телевидении, вообще без шума и пыли, да еще и на сцене периферийного ДК «Выборгский, в Петербурге прошел " Шепот стен». А вернее — Международный фестиваль им. А. П. Чехова привез в наш город новый спектакль того самого легендарного клана Чаплин-Тьере, о родословной которых — прямой и театральной — шепчут друг другу восторженные почитатели. Новый спектакль шутников и волшебников, показавших нам за несколько лет ежегодного участия в программе Чеховского «Невидимый цирк» и «Симфонию майского жука», «До свидания, зонтик» и «Ораторию Аурелии» — спектакли, оставляющие в ожидании нового чуда, следующего волшебного сна — страшного и прекрасного, смешного и трагического, циркового, театрального...
-
«Карты I: Пики».
Театр ExMachina (Канада) в рамках XI Международного театрального фестиваля им. А. П. Чехова.
Режиссер Робер Лепаж, художник Жан Азель.«Карты I: Пики»— мечта завпоста. Сладкий сон монтировщика об идеальном спектакле. Эта сценическая партия разыграна отчаянным театральным шулером на цирковой арене. Сцена с поворотным кольцом по краю напоминает увеличенный в размерах покерный стол или рулетку и «заряжена» для самой смелой игры. Во всю ее глубину внедрен подвижный квадрат—большая шкатулка со множеством выдвижных ящиков, створок, потайных отсеков. В этом изобретательном пространстве Робер Лепаж раскладывает карточные комбинации сразу в трех плоскостях, из мастей самого разного порядка. Эти условные пространства режиссер заявляет в самом начале спектакля. Над ареной — небосвод софитов, зависшие в воздухе стулья, на ее дне — темная комната, в которой двое солдат насилуют третьего, на плоскости — короли и дамы актерского мастерства.
-
«Подросток». Ф. Достоевский.
Малый драматический театр — Театр Европы.
Режиссер Олег Дмитриев, художник Андрей Запорожский.Такой контрастный, металлически жесткий спектакль Олег Дмитриев выстраивал явно намеренно. Из разветвленного и в сюжетном, и в жанровом, и в тематическом, и в стилистическом отношениях повествования Достоевского выбрана графика: серия острых коллизий, почти без нарастания, сразу на пике напряжения. Каждая — почти за пределом обычного течения жизни, без спокойного рассуждения и последовательных отношений (как в «Бесах»): шантаж, смертельное оскорбление, политический конфликт, опять шантаж, донос, воровство, предательство, насилие, подлог, вымогательство, вандализм. Идея понятна: вот маршрут по жизни, формирующий героя, серия ударов по башке, от которых его жизненная идея не может быть другой.
-
С 22 по 28 июня в Петербурге проходил юбилейный XI Международный фестиваль КYКART
В нынешнем году КYКARTу исполнилось 20 лет. Из всех живых и давно почивших петербургских фестивалей, возникших в отвязную, открытую для возможностей эпоху 90-х, он единственный сохранил ее вольнолюбивый дух и ее же пофигизм. Отсутствие идеологии и есть идеология фестиваля, который по-прежнему собирает все, что удается собрать, из пограничных областей кукольного дела и верен установке на синтетические жанры и прирост новизны. Хотя, по сравнению с 90-ми, чем-то удивить сейчас сложно. От того-то, наверное, афиша 11-го фестиваля так пестра и так неоднозначна в художественном плане.
-
«Животные и дети занимают улицы».
Театр «1927» (Лондон) в рамках XI Международного театрального фестиваля им. А. П. Чехова.
Автор и постановщик Сьюзан Андрейд, кино, анимация и дизайн Пола Бэрритта.Спустя несколько минут после того, как молодой лондонский коллектив «1927» начал представление, возникло недоумение: вот этим и будете удивлять? Оказалось, да, вот этим и будут. «Условия игры» отдаленно напоминали о японском театре. На пустой сцене три «ширмы» — белые перегородки. Переодеваясь за ними и переходя из роли в роль (костюмы меняются при одинаковом гриме: покрытые белилами лица и зловещая красная полоска вместо губ), три актрисы влекут зрителей в путешествие по ужасному дому под названием «Болото», стоящему в тупике большого города. «Фильмоспектакль», как его называют, соткан из ассоциативных отсылок к немому кино, Фрицу Лангу, футуристам, Брехту, Тиму Бертону (о чем немало писали критики). Одни формы сменяются другими, но неизменным остается то, что главный герой — анимация, которая проецируется на перегородки. Актрисы вставлены в искусно смонтированный фильм, аттракцион, успевай только вовремя появляться в нужном образе.
-
Дорогие друзья! Закончен наш краудфандинговый проект. СПАСИБО ТЕМ, КТО ПОМОГ! Спешим сообщить вам, что искомая сумма, 500 000 руб., необходимых для работы сайта и его проектов, оказалась почти собрана, не хватило буквально копеек. На сайте Planeta собралось чуть больше 300 000, еще 180 000 нам принесли в редакцию, перечислили на счет и пр. Сайт будет работать. Ура!
-
С 14 по 22 июня в городе Ирбите проходил Межрегиональный театральный фестиваль «Ирбитские подмостки»
Знания по части города Ирбита, если кого вдруг спросить, обнаружат единицы. Поэтому объясню тому читателю, который, как говорится, не в теме наших регулярных театральных вояжей-изысканий. От Екатеринбурга до купеческого в прошлом Ирбита три часа по ухабистому асфальту. Городок — всего ничего: обитает в нем, по большей части в неухоженных или разваливающихся аутентичных домиках, тысяч сорок горожан.
-
28 июня театральный продюсер, режиссер, один из главных реформаторов театрального дела в 1990-е, Эдуард Бояков был официально избран ректором Воронежской государственной академии искусств. Пользуясь поводом, предлагаем вашему вниманию интервью Марины Дмитревской, опубликованное в 70-м номере Петербургского театрального журнала и посвященное тем узловым моментам, которые происходили в театре на протяжение последних 20 лет и бесповоротно изменили театральное сознание.
-
«Идиоты».
По одноименному фильму Ларса фон Триера с оригинальными новеллами В. Печейкина.
«Гоголь-центр».
Режиссер Кирилл Серебренников, художник Вера Мартынова.«Идиоты» — первый спектакль, выпущенный Кириллом Серебренниковым в статусе художественного руководителя «Гоголь-центра», и часть стартовавшего в этом сезоне проекта, в рамках которого ставят киноремейки. Следуя веяниям европейской моды, в столичном «ГЦ» выпустили три спектакля, в основу которых легли киносценарии культовых режиссеров. Начали с «Братьев» (по «Рокко и его братья» Лукино Висконти) в переложении Алексея Мизгирева, закончили «Страхом» (по ремейку Райнера Вернера Фассбиндера «Страх съедает душу») в постановке Владислава Насташева. Посередине — Ларс фон Триер и Кирилл Серебренников. Едва ли можно объяснить, зачем понадобились российскому режиссеру датчанин с его молодыми и эксцентричными сумасбродами с их агрессивным, но содержательным вопросом в адрес миролюбивого скандинавского общества 1990-х годов. Фона ради?
-
Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова известил нас о том, что 26 июня после продолжительной болезни скончался бессменный звукорежиссер театра заслуженный работник культуры России Георгий Васильевич Изотов.
Прощание состоится 29 июня (суббота) в крематории (Шафировский пр., 12) в 11 часов
-
Сезон окончен. Редакция «ПТЖ» подвела его итоги, оформив их в очередной рейтинг. Два члена редакции не приняли участия в этом мероприятии, считая, что недостаточно много видели, а остальные заполнили 10 приоритетных мест. Итоги совокупного редакционного мнения можно увидеть здесь.
-
ПТЖ начинает серию публикаций об учебных работах мастерских Театральной академии, написанных студентами-театроведами.
«Гильгамеш». Сценическая фантазия по мотивам древнешумерского эпоса «О все видавшем».
Учебный театр на Моховой. Факультет театра кукол, курс Александра Стависского.
Режиссер Александр Стависский.Бой барабанов, звон литавр, скрежещущий хомус, женский вокал, и ты оказываешься не зрителем в театре — участником ритуала. Ребята, одетые в безразмерные черные шаровары, с сотнями заплетенных косичек и повязками на головах, сев в круг, приняв позу лотоса, взывают к духу полубога-получеловека Гильгамеша (Сергей Стукалов/Дмитрий Половников). И тот является. Сначала в виде небольшой глиняной фигурки, затем во весь человеческий рост. Высокий стройный юноша, черноглазый, чернобровый, с бородкой клинышком, врывается на сцену, одним только взглядом заставляя повиноваться. Воскресает миф. Разворачивается легенда «о все видавшем, весь мир покорившем».
-
«Страх». Пьеса Л. Стрижак по киносценарию Р. В. Фассбиндера «Страх съедает душу».
«Гоголь-центр» (Москва).
Режиссер, художник, композитор Владислав Наставшев.Из всех кинокартин, заявленных к постановке в «Гоголь-центре», именно перенос фассбиндеровского «Страх съедает душу» на сцену, на первый, поверхностный, взгляд, не представлял большого труда. Недаром же сам режиссер в своих фильмах намеренно использовал театральные приемы? Тут всего-то и работы, казалось, поменять имена — немецкие на русские, марокканские на таджикские, а все остальное — без особых отличий: роман пожилой вдовы с молодым гастарбайтером и по сей день вряд ли где сыщет всеобщее одобрение. Разве что в России можно ожидать более жестокой, до крови, до гибели, развязки. И тут весьма кстати Любовь Стрижак находит эквивалентную исходному названию и адекватную нашей ситуации таджикскую поговорку: «Страх — брат смерти».
-
«Он в Аргентине». Л. Петрушевская
МХТ им. А. Чехова
Режиссер — Дмитрий Брусникин
Художники — Алексей Порай-Кошиц, Екатерина КузнецоваВ Петербурге МХТ им. Чехова показал «Он в Аргентине», одну из главных ролей в котором играет Роза Хайруллина. «Он в Аргентине», по моему, из тех спектаклей, которые МХТ обычно вывозит в провинцию — «экономный» по части режиссуры, актерский дуэт. Но дуэт с очень непростой судьбой. Когда-то эту пьесу Петрушевской начинали репетировать две большие актрисы Ия Саввина и Наталья Тенякова. Возобновили, спустя время, Роза Хайруллина и Марина Голуб. До зрителя спектакль дошел с Розой Хайруллиной и Юлией Чебаковой.
-
22 июня открывается XI Международный фестиваль кукол «КУKART». Гостями фестиваля станут театры кукол и артисты из Израиля, Италии, США, Нидерландов, Польши, Белоруссии, Болгарии.
Важная часть программы — мировая премьера «НИКА», совместный проект Duda Paiva Company, MAAS Company (Нидерланды) и «ИНТЕРСТУДИО» (Санкт-Петербург) и показ работ российских театров кукол и театров Санкт-Петербурга, Москвы, Белгорода, Озерска, Кирова, Саратова, Вологды. Отдельной строкой фестивальной афиши станет уличная программа «Петрушки на Невском».
-
XIV Международный театральный фестиваль «Мелиховская весна» прошел в конце мая в Подмосковье, в литературно-мемориальном музее-заповеднике Чехова в Мелихове.
Многие спектакли «Мелиховской весны» играются на террасе чеховского дома, в котором писатель поселился совсем молодым, 32-летним, и прожил около семи лет. Аромат цветущей сирени, шелест лип, соловьиные трели — запахи и звуки не просто включаются в партитуру спектаклей, но отчасти режиссируют их, подправляют театральные замыслы.
-
1980, 1984, 1988, 1992, 1996, 2000, 2004 — семь курсов, двадцать восемь лет в качестве Мастера, сорок восемь лет педагогической деятельности, двадцать лет руководства кафедрой актерского мастерства, 284 выпускника, которые с гордостью произносят: «Мы — курс Петрова!».
-
«Сказка о том, что мы можем, а чего нет». Инсценировка М. Дурненкова по прозе
П. Луцика и А. Саморядова.
МХТ им. А. П. Чехова (Москва).
Режиссер Марат Гацалов, художник Ксения Перетрухина.— У них настоящая дьяволиада творится, дья-во-ли-ада! — впечатлениями от «Сказки» ректор школы-студии МХАТ Анатолий Смелянский делился в предпоследний день работы в этой должности и — накануне предпремьерного показа спектакля. — Олег Павлович долго смотрел так, не принимая, а потом вдруг оживился: «А что, здорово! Я ведь тоже три раза в обезьяннике сидел!» Я вот ни разу там не был, а когда он побывать успел, да еще трижды?
комментарии