Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

7 июля 2013

ЛЕПАЖ-МАШИНА

«Карты I: Пики».
Театр Ex Machina (Канада) в рамках XI Международного театрального фестиваля им. А. П. Чехова.
Режиссер Робер Лепаж, художник Жан Азель.

«Карты I: Пики» — мечта завпоста. Сладкий сон монтировщика об идеальном спектакле. Эта сценическая партия разыграна отчаянным театральным шулером на цирковой арене. Сцена с поворотным кольцом по краю напоминает увеличенный в размерах покерный стол или рулетку и «заряжена» для самой смелой игры. Во всю ее глубину внедрен подвижный квадрат — большая шкатулка со множеством выдвижных ящиков, створок, потайных отсеков. В этом изобретательном пространстве Робер Лепаж раскладывает карточные комбинации сразу в трех плоскостях, из мастей самого разного порядка. Эти условные пространства режиссер заявляет в самом начале спектакля. Над ареной — небосвод софитов, зависшие в воздухе стулья, на ее дне — темная комната, в которой двое солдат насилуют третьего, на плоскости — короли и дамы актерского мастерства.

Но главные козыри Лепажа — тузы— скрыты внутри арены. Неслучайно самые громкие аплодисменты в финале срывают шесть работников цеха машинерии, во все время действия «спрятанные» под ареной. В этом спектакле будто сами по себе вырастают двери, образуются люки, возникают комнаты с обстановкой, разгорается костер. Бассейн сменяет барная стойка, казино — загс, ломбард, кабинет рентгена и кухня, пустыню — номер отеля с большой кроватью. Виртуозное, почти магическое управление этой Лепаж-машиной вызывает детский восторг. Три плоскости, назовем их условно «ад, чистилище и рай», в финале пронзит столб очистительного огня. Еще один впечатляющий сценический трюк: бьющий из глубины арены театральный дым, подсвеченный красным фонарем, воронкой затягивает в мощный вентилятор под самый купол цирка.

Сцена из спектакля.
Фото — архив фестиваля.

Но Лепаж на то и Лепаж: с чисто технического катарсиса все только начинается. Любопытно представить, как «Карты I: Пики» выглядят с высоты птичьего полета или, в нашем случае, из-под купола Цирка на Цветном бульваре. В таком положении в сценографии Лепажа легко считается известная буддийская мандала «квадрат в круге», где первое Земля, а второе Космос. В этих категориях о спектакле именитого канадского режиссера говорить куда интереснее. На поворотное кольцо, которым опоясан квадрат, вынесена пустыня. Финал спектакля разыгрывается на этом магическом краю арены. Доведенный страстью игры до безысходности, бизнесмен добровольно уходит в пустыню, оголяется, страдает, перерождается. Остальное в «Пиках» — от земного и жестко вписано в квадрат арены.

Первый из масштабной трилогии «Карты» спектакль Лепажа — об Америке накануне вторжения ее войск в Ирак. Место действия: Лас-Вегас. Год 2003-й. Безысходность метафоры «квадратура круга» у Лепажа воплощена буквально. В Древнем Китае квадрат был символом совершенства и миропорядка на земле. В квадрате Лепажа война. Гармония в рамках вечного движения (поворотное кольцо арены) заменена предощущением смерти.

С плазменного экрана президент Буш весело вещает о преимуществах иракской войны. Однако на этом историческом поле в формате кинотрейлеров одновременно разворачивается несколько боевых действий за личное счастье.

Сцена из спектакля.
Фото — архив фестиваля.

В каждой такой истории заложена своя бомба, ощущение катастрофы, надлома, несоответствия. Молодожены лишены свадебной эйфории, дисгармония этого союза подчеркнута приличной разницей в возрасте супругов. Солдат, развлекающийся в отеле при казино, случайно застрелен проституткой в процессе ролевой игры. Мексиканская горничная-нелегалка ради спасения от смертельной болезни решается на воровство. А некогда успешный медиа-бизнесмен, охваченный порочной страстью игры, закладывает в ломбард самое дорогое, что у него есть, — идеи.

К бытовому здесь добавлено космическое. Но и это присутствие божественного представлено в «Пиках» в искаженном виде. Сцены американо-мексиканского сериала разбавлены попсовыми перебивками. Библейские «байки» здесь «травит» то и дело возникающий из ниоткуда Люцифер американской сцены — эпатажный Элвис Пресли. Самая впечатляющая притча — о солдате, для которого Библией в бою стала колода карт. И доказательство приводится если не убедительное, то уж точно весьма остроумное. Бог равен тузу, дама — Богоматери, десятка —как есть, напоминание о нетленных заповедях…

Эта эпатажная игра с масштабами — и сценически, и смыслово — самый притягательный ход спектакля «Карты I: Пики». Тотальная игра здесь разворачивается на всех возможных уровнях. Война, Жизнь и Смерть, Вера — все это развлечения с большой буквы. Масштаб и исход каждой партии определяются личностью. Там, где реальность граничит с иллюзией, самую виртуозную игру под названием «Театр» возглавляет канадский режиссер Робер Лепаж.

В указателе спектаклей:

• 

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога