Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ВЫШЕЛ НОВЫЙ НОМЕР «ПТЖ», № 120

    Вышел № 120 с условным названием «Добро и зло».

    В «ПТЖ» бывали журнальные разделы, посвященные таким глобальным категориям жизни и искусства как страх (№ 108), смех (№ 113), травма, исцеление (№ 117). Пришел час самому глобальному, сущностному — категориям добра и зла. Раздел небольшой, вполне лирический, но базовый: мы задаем вопросы коллегам, и первый из них — изменились ли понятия добра и зла в течение их жизни, нашей жизни, жизни каждого. В разные исторические периоды по-разному складываются отношения театра со сложностью мира. Сейчас наступило время нравственного букваря. Снова — и по буквам: что такое хорошо и что такое плохо...

    Поскольку с этой проблематикой, держа ее в уме, мы и делали-собирали номер, многие материалы — особенно в рубрике «Процесс» — так или иначе откликались на тему.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ИЗ ЖИВЫХ ЛИ СОБОЛЕЙ? ИЗ НИХ!»

    «Свои люди — сочтемся». А. Н. Островский.
    Малый драматический театр — Театр Европы. Спектакль Молодой студии.
    Режиссер Лев Додин, художник Александр Боровский.


    Елена Вольгуст — Марине Дмитревской

    Марина, без лирического вступслова никак.

    Мне 17 лет, первый курс театроведческого факультета, весна 1973 года. Не помню совершенно, как и когда мы ворвались в ТЮЗ на «Свои люди — сочтемся» режиссера Л. Додина. 13 апреля — точная дата той премьеры. В чем я совершенно уверена: провидцев среди нас не водилось. На тот мезозойский, как покажется всем сегодняшним молодым, момент имя «Лев Додин» именем еще не стало. В принципе. Театр Корогодского уже был, ухо на это словосочетание подзаточилось.

    Читать дальше | Комментарии 6 комментариев
  • ПАМЯТИ НАТАЛЬИ ТЕНЯКОВОЙ

    — Наташа! Ты сейчас где?
    Молчит.
    — Ты сейчас где?
    Молчит.
    — Ну как там вообще?
    Молчит.
    — Ну хоть что-то скажи.
    Молчит.
    — Юрского видела?
    Молчит.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПРАЗДНУЯ СТАРУХУ

    О спектакле-променаде «Маршрут „Старухи“» 2025

    Маршрут «Старухи» 2025, проект Константина Учителя, стал тринадцатым в истории этого спектакля-променада, который каждый год захватывает горожан в круговорот абсурда — и вертит, вертит в нем, чтобы потом, на закате, отпустить на берег залива. Горожане с энтузиазмом подчиняются.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • К ЮБИЛЕЮ АНАТОЛИЯ ПЕТРОВИЧА КУЛИША

    Сегодня свой большой юбилей празднует Анатолий Петрович Кулиш, профессор РГИСИ, уникальный специалист по истории русского театра, великий знаток источниковедения и неутомимый исследователь кукольного театра. Он давно стал символом Моховой, и поздравляющие выстроятся в почетный ряд. Целые поколения театроведов навсегда очарованы его неброской и одновременно захватывающей, ироничной манерой лектора, для многих он стал ценнейшим проводником в мир кропотливых, сложных и увлекательных исследований и Учителем с большой буквы. Ведь Кулиш не только редкий пример самоотверженного служения профессии, но и образец человеческой и профессиональной честности. Среди авторов ПТЖ — огромное количество его бывших студентов, уже состоявшихся в профессии учеников. В нашем блоге его поздравляет новое поколение — недавние выпускники и сегодняшние студенты, для которых Кулиш — это тоже по-прежнему целая вселенная. С днем рождения, дорогой Анатолий Петрович, с юбилеем!

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • ЧАСИКИ-ТО ТИКАЮТ

    «Тик-так». Д. Ларсон.
    Компания «Балаган мюзикл» (Москва).
    Режиссеры Денис Беляков и Полина Нахимовская, музыкальный руководитель Рустим Бахтияров.

    В России привыкли представлять себе западный мюзикл по масштабным полотнам вроде «Призрака оперы» или «Бала вампиров», что не дает полной картины. У мюзикла есть и камерный формат, не требующий изощренных декораций и головокружительных спецэффектов, но часто не уступающий раскрученным гигантам по силе воздействия на зрителя: за счет искренности посыла, близкой во всех смыслах дистанции, профессионализма участников проекта и их любви к жанру. Так был сделан «Магазинчик ужасов» в постановке Антона Преснова, таков «Айсвилль» Алексея Франдетти. И на этом же уровне — еще более камерный по составу мюзикл «Тик-так», премьеру которого компания «Балаган мюзикл» сыграла в концертном зале «Измайлово».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ТРУДНО НАЧАТЬ ГОВОРИТЬ О САМОМ ДОРОГОМ...»

    Документальный спектакль «ДЕЛО № 107365».
    Режиссер Сергей Быстров.
    МЕСТО: Театр.doc на Лесной (ул. Лесная, д. 59, стр. 1).
    ВРЕМЯ: 25 мая 17:00.

    Спектакль поставлен в рамках проекта «Слово новомучеников», инициированного Кириллом Алексиным и командой единомышленников в 2021 году на базе ПСТГУ. Проект начинался как попытка создать новую топографию памяти, когда тексты, написанные новомучениками, читались в местах их написания, на территории бывших лагерей, тюрем, ссылок. В рамках лаборатории «Дело №»: студенты и студентки ПСТГУ и ВШЭ несколько месяцев знакомились с архивными документами и воспоминаниями членов Маросейской общины, существовавшей в Москве в первой трети XX века, и создали спектакль, основываясь на тех материалах, которые вызвали у них самих наибольший отклик. В 2024 году спектакль был показан на площадке Квартеатра, а в 2025 году выиграл open call партнерской программы Театра.doc. Сейчас лаборатория продолжает работу во втором наборе, параллельно с показами подготовленного первым набором спектакля.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ — ДЕЛО РУК САМИХ УТОПАЮЩИХ

    «С вечера до полудня». В. Розов.
    Омский академический театр драмы.
    Режиссер Филипп Гуревич, художник Ольга Суслова, художник по свету Павел Бабин.

    Все чаще думается о том, что прежде не было такой увлеченности советской драматургией, как в последние два-три года. Режиссеры, особенно молодые, относились к ней с подозрением и почти ничего не ставили. Их можно понять — слишком много в этих пьесах того, что уводит от современности, прежде всего, советский быт и обстоятельства, которые перестали быть актуальными. И еще как будто другие люди — идеалисты, парадоксально свободные и идущие навстречу всем ветрам («фабричные девчонки» и «розовские мальчики»), и другие отношения — как открытые двери советских квартир, когда кто угодно может зайти и будет принят («Мой бедный Марат», «В добрый час!», «Старший сын» и т. д.). Сегодня, когда из-за различных ограничений ставить современное сложно, советская драматургия переживает ренессанс, появляются спектакли по пьесам Розова и Арбузова, по сценариям Шпаликова и Хуциева, и вдруг в героях из прошлого обнаруживается так много сегодняшнего.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КАКИЕ-ТО МЫСЛИ О КАКИХ-ТО ПЬЕСАХ

    О «Читках пьес каких-то там драматургов» на площадке «Узел»

    В Петербурге подоспело новое поколение молодых драматургов, которые представили свои одноактные пьесы в пространстве «Узел». За два дня было прочитано шесть совершенно разных текстов — возможно, еще где-то учебных, но точно заслуживающих того, чтобы их обсудить.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • РАЗОВОЕ

    О программах Бориса Павловича в «Театре на Разночинной»

    К открытию площадки на Разночинной, 25 многие зрители опаздывали: уверенная тропа сюда еще не проложена. Женский голос из патефона, эксклюзив 30-х, вился в преддверии — и заранее разлучал мероприятие с официозом. Борис Павлович, присев на приступок у входа, глядел рассеянно не то в полумрак зала, не то в себя. Чувствовалось, что волнуется. И память сохранила этот длинный стоп-кадр как засечку.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ОГОНЬ, ИДИ СО МНОЙ

    «Лысая певица». Э. Ионеско.
    Театр «Линии» (Ростов-на-Дону).
    Режиссер Александр Огарев.

    Эжен Ионеско написал свою первую пьесу, «Лысая певица», изумившись тому, как построены диалоги в учебниках английского языка. Фразы в них неопровержимо верны и в то же время коммуникативно бессмысленны. «Пол находится внизу. Потолок — наверху». Из очевидности сообщаемого рождается ощущение странной новизны и парадокса, а также — разочарование в познавательных способностях речи.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВЫХОД. СВЕТ

    «Лёва». Б. Минаев.
    Российский академический молодежный театр.
    Режиссер Рузанна Мовсесян, художник Мария Утробина.

    Спектакль Рузанны Мовсесян идет в Маленьком зале РАМТа, длинном тесном тоннеле на одном из верхних этажей театра. Вмещает он около 40 зрителей. Сцена — крохотная, вся сплюснутая, не широкая, не глубокая и с какой-то загогулиной справа.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • БУКАЕВ, ЖЕВНЕРОВ, ЛИМБОС И СОЯ В САМАРТЕ

    О лаборатории «Молодые режиссеры — детям»

    Лаборатория «Молодые режиссеры — детям» под руководством Михаила Бартенева проходит в Самарском ТЮЗе 16 лет. Участникам лаборатории этого года, четырем тандемам «режиссер + драматург», театр поставил конкретную задачу по восполнению репертуарного дефицита: семейный спектакль на большой сцене для аудитории 6+. И вот что из этого (не)получилось.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ДВОР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

    «Винни-Пух и все-все-все». А. Милн. Автор инсценировки С. Саксеев.
    Театр МТЮЗ.
    Режиссер Петр Шерешевский, художник Надежда Лопардина.

    Спектакль Петра Шерешевского маркирован возрастом 8+, и в этом нет никакого лукавства. На премьерном показе с целыми рядами критиков в партере тоже встречались дети, и они радостно смеялись, очень живо реагировали. У взрослого и сложного режиссера Шерешевского получился-таки спектакль для всех возрастов, то есть идеальная тюзовская модель, по-прежнему редко достижимая.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СПАСИБО ЗА ПОДДЕРЖКУ!

    Дорогие читатели и коллеги!

    Огромное вам спасибо. Мы даже не могли предположить, что с такой скоростью и такой интенсивностью за два-три дня вы соберете нам деньги на ВЕСЬ штраф (честно, мы думали, что ваши пожертвования покроют хотя бы половину).

    Низкий поклон каждому и всем вместе. Мы потрясены, хотя это уже не первый случай такой солидарности и поддержки. Когда несколько лет назад нас залили и погибло много книг и журналов, вы за сутки собрали сумму, покрывшую стоимость ущерба (несколько сот тысяч).

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • СВЕРДЛОВСКАЯ МУЗКОМЕДИЯ — 2025. ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

    Парад музыкальных премьер в Екатеринбурге

    Весенний показ большинства премьер последних сезонов прошел в Екатеринбурге. Один к одному подобрались спектакли, формирующие облик театра после смены административного и художественного руководства, ухода из жизни знаковых для театра и отечественного искусства в целом фигур — М. Сафронова и К. Стрежнева. Эпоха, длившаяся почти три десятилетия, завершилась. Как положено в театре, искусстве процессуальном, начались неизбежные в таком случае изменения, что-то продолжилось, что-то сдвинулось в сторону от привычного. Понятно, что это тоже процесс. Показанные спектакли его отражают. Но пока ясно, что по пути радикализации репертуарных и постановочных средств театр не пошел. Все-таки работает традиция не рубить с плеча, взвешивать и решать не с налету, а с сознанием своей ответственности перед прошлым и будущим.

    Три предъявленных постановки — три значимых для театра направления, по которым он двигался и прежде.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • В АРХИВЕ ОПУБЛИКОВАН № 117

    В архиве появился № 117. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
    приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс!

    Читать дальше | Комментарии
  • СФОТОГРАФИРОВАНО ВОПРЕКИ ПРАВИЛАМ БИБЛИОТЕКИ

    «Инстинкт самосохранения». М. Кадацкая.
    Таганрогский камерный театр.
    Режиссер Руслан Маликов.

    Спектакль «Инстинкт самосохранения» минималистичен по средствам. Белый задник, порой заливаемый красным. Несколько театральных кубов на сцене. И пять человек. Они будут здесь и рассказчиками, и силуэтами в контровом свете — полем, памятником, трактором... Воображение зрителя воссоздаст картинку точно так же, как по дневнику местного жителя будет восстановлена картина суровой эпохи 1920–1930-х годов.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЧТО СКАЖЕТ ОН ОБ ЭТОМ?

    «Маленькие трагедии». А. С. Пушкин
    Саратовский ТЮЗ им. Ю. П. Киселёва.
    Режиссер Владимир Чухланцев, художник Александр Храмцов.

    Со стильной, благородного красного цвета программки «Маленьких трагедий» смотрит улыбающееся всеми белыми (созданными нейросетью) зубами лицо Александра Сергеевича. По страницам разбросаны черные кляксы — и по списку действующих лиц, и по словарику незнакомых слов и забытых имен. Программка разъясняет, что же такое «епанча» и «вента», да и «диравые карманы» заслужили комментария, а заодно и Глюк с Бомарше представлены. Вот так иронично и даже задорно начинается знакомство зрителей со спектаклем, который местные СМИ назвали хулиганистым, экспериментальным, дерзко осовременивающим классику... Хотя, по-моему, он просто весёлый! И живой. Молодой режиссер не принял почтительную позу и не склонился перед Пушкиным в глубоком поклоне?.. Это так. Ну, и слава богу.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • О СПЕКТАКЛЕ «КАМЕНЬ. ЗВЕРЬ. ЧЕЛОВЕК» В ТЕАТРЕ «ОТКРЫТОЕ ПРОСТРАНСТВО»

    «Камень. Зверь. Человек». По роману С. Сьона «Скугга-Бальдур».
    Театр «Открытое пространство».
    Режиссер Яна Тумина, художники Кира Камалидинова и Яна Тумина.

    Из всполохов света, из игры теней, из шепотов и криков рождается мифопоэтический мир Сьона — Туминой. Театру художника, театру предмета исландская легенда-притча органична — визуальный язык способен передать соединения природного и мифологического, бытового и сакрального.

    В истории превращений и перевоплощений каждый камень, зверь и человек означает не только сам себя, так и в театре Яны Туминой за каждой тенью и образом кроется нечто иное.

    Читать дальше | Комментарии (0)