Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ПОДСОЛНУХОВЫЙ САД

    Мы продолжаем серию публикаций, в которых студенты-театроведы рассказывают о студентах-актерах и об учебных спектаклях. На этот раз — о выпускниках Сергея Бызгу и о дипломной декаде спектаклей его курса.

    Один из элементов сценографии спектакля актерского курса Сергея Бызгу — «В поисках Кустурицы» — подсолнухи, беспечно цветущие за забором. Они же, только «очеловеченные», и на афише декады дипломных работ выпускников 2013 года: из подсолнухов, как из зеркальных цветов в «Тайне третьей планеты», на нас глядят молодые студенческие лица. Июньские спектакли позволили поближе познакомиться с этими «цветами», выращенными заботливым «садовником».

    Читать дальше | Комментарии 6 комментариев
  • АННА ЯБЛОНСКАЯ — ТЕАТР И ЖИЗНЬ

    Уважаемые читатели! Вчера, 20 июля, драматургу Анне Яблонской исполнилось бы 32 года. В канун этого дня в редакцию пришло письмо от отца Анны — Григория Эммануиловича, выступившего инициатором издания максимально полного сборника произведений дочери. Приводим полный текст этого письма.

    Глубоко уважаемые коллеги на сайте ПТЖ,

    к вам обращается отец Ани Яблонской, погибшей во время теракта в «Домодедово» 24 января 2011 года. Более года мы с матерью Ани Верой Андреевной готовили к изданию книгу «Анна Яблонская — театр и жизнь». В большой (30 авторских листов) и красивой книге впервые собраны все известные и малоизвестные Анины драматургические произведения. Работа с книгой сейчас продолжается в хорошем одесском издательстве, и по нескольким важным причинам хотелось бы, чтобы об этом узнали коллеги и друзья драматурга Яблонской в России и вокруг.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • ТАНЦТРИЛЛЕР

    «Пассажир». По повести А. Нотомб «Косметика врага».
    В рамках XV Международного фестиваля современного танца «Open Look».
    Режиссер Максим Диденко, хореограф Владимир Варнава.

    Юбилейный «Open Look»-XV подарил своим участникам и зрителям по-праздничному замечательную программу. В соответствии со своим кредо —привозить на фестиваль не то, что хит, попса или просто красиво, но показать мировые тренды в современном танце—организаторы представили очень разноплановые и сильные спектакли. От чистого танца и классического модерна до танцтеатра и интерактивных перформансов с мультимедийной поддержкой — выборка, отражающая различные пути развития танца сегодня. Как общую тенденцию можно отметить стремление к синтезу искусств и, в частности, драматизацию/театрализацию танца.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • FAMILLEMORTE

    «Папа уходит, мама врет, бабушка умирает». Ф. Ивер, адаптация Е. Бондаренко.
    Центр им. Вс. Мейерхольда.
    Режиссер Юрий Муравицкий, художник Екатерина Щеглова.

    Для постановки «Папа уходит, мама врет, бабушка умирает» драматург Екатерина Бондаренко адаптировала текст французского автора ФабьенИвер «Papapart, mamanment, mémémeurt». Пять главных персонажей — мать, отец, дочь, сын и бабушка — помещены в типическое пространство ситкома. Перед нами коробка-павильон, представляющая собой гостиную среднестатистической квартиры среднестатистической семьи. От зрителей актеры отделены прозрачной стеной, они будто находятся за стеклом или по ту сторону экрана. Персонажи лишены слов, их пластика неестественна, эмоции преувеличены. Складывается впечатление, что ими управляет невидимая рука, как в компьютерной игре TheSims. В остальных трех стенах проделаны окна звукозаписывающей студии, за ними стоят две женщины и мужчина (Светлана Михалищева, Наталья Терешкова, Михаил Ефимов) и читают текст. Кажется, что сейчас они начнут озвучивать происходящее, но их поток сознания — своего рода музыкальное сопровождение спектакля. Действие внутри коробки и текст снаружи идут параллельно друг другу, они не взаимосвязаны. Таким образом, возникает два пласта не только восприятия, но и развития сюжета.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • В АРХИВЕ ОПУБЛИКОВАН № 68

    В архиве появился № 68. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
    приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс!

    Читать дальше
  • НОВЫЙ НОМЕР — № 72

    Жара, июль, середина лета, время летних отпусков...

    Когда-то, и не раз, так мы начинали «К читателям и коллегам», сообщая, что в это время «ПТЖ» работает, парится, делает новый номер.

    Новый, молодежный, и правда делается, а в это время как никогда неторопливая типография (жара, июль...) привезла нам тираж № 72.

    Он — условно «актерский». Но только условно. Потому что и окончание записок Н. Крымовой, и «Прогулок с Гинкасом» — тоже в этом номере. И премьеры «всея Руси» (мы уже давно не разделяем театральный процесс на столицу и провинцию) .

    И все же в новом номере много актерских лиц, портретов, и, в основном, это лица молодые.

    Смотрите! Читайте!

    Предлагаем вашему вниманию Содержание нового номера, а также обращение к читателям и коллегам.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • ОЧЕВИДНОЕ И НЕВЕРОЯТНОЕ

    «Калека с острова Инишмаан». М. Макдонах.
    БДТ им. Г. А. Товстоногова.
    Режиссер Андрей Прикотенко, художник Олег Головко.

    «Калека с острова Инишмаан» стал последней премьерой БДТ накануне закрытия сезона. Невероятно, но факт: за девять с небольшим лет Мартин Макдонах из неизвестного ирландца превратился в русского национального драматурга. Его охотно ставят в репертуарных театрах, актеры одобрительно кивают в сторону суровых ирландских героев, а зрители с удовольствием приходят посмотреть «старые-новые» истории сценариста и режиссера «Шестизарядника», «Залечь на дно в Брюгге» и «Семи психопатов».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СТАРЫЙ НОВЫЙ ЦИРК

    «Шепот стен».
    Компания «Маленькие часы» в рамках XI Международного фестиваля им. А. П. Чехова
    Режиссер Виктория Чаплин.

    Тихо, без растяжек на улицах города и рекламы на телевидении, вообще без шума и пыли, да еще и на сцене периферийного ДК «Выборгский, в Петербурге прошел " Шепот стен». А вернее — Международный фестиваль им. А. П. Чехова привез в наш город новый спектакль того самого легендарного клана Чаплин-Тьере, о родословной которых — прямой и театральной — шепчут друг другу восторженные почитатели. Новый спектакль шутников и волшебников, показавших нам за несколько лет ежегодного участия в программе Чеховского «Невидимый цирк» и «Симфонию майского жука», «До свидания, зонтик» и «Ораторию Аурелии» — спектакли, оставляющие в ожидании нового чуда, следующего волшебного сна — страшного и прекрасного, смешного и трагического, циркового, театрального...

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ЛЕПАЖ-МАШИНА

    «Карты I: Пики».
    Театр ExMachina (Канада) в рамках XI Международного театрального фестиваля им. А. П. Чехова.
    Режиссер Робер Лепаж, художник Жан Азель.

    «Карты I: Пики»— мечта завпоста. Сладкий сон монтировщика об идеальном спектакле. Эта сценическая партия разыграна отчаянным театральным шулером на цирковой арене. Сцена с поворотным кольцом по краю напоминает увеличенный в размерах покерный стол или рулетку и «заряжена» для самой смелой игры. Во всю ее глубину внедрен подвижный квадрат—большая шкатулка со множеством выдвижных ящиков, створок, потайных отсеков. В этом изобретательном пространстве Робер Лепаж раскладывает карточные комбинации сразу в трех плоскостях, из мастей самого разного порядка. Эти условные пространства режиссер заявляет в самом начале спектакля. Над ареной — небосвод софитов, зависшие в воздухе стулья, на ее дне — темная комната, в которой двое солдат насилуют третьего, на плоскости — короли и дамы актерского мастерства.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КАКОЙ ПОДРОСТОК НЕ ХОЧЕТ СТАТЬ ОЛИГАРХОМ

    «Подросток». Ф. Достоевский.
    Малый драматический театр — Театр Европы.
    Режиссер Олег Дмитриев, художник Андрей Запорожский.

    Такой контрастный, металлически жесткий спектакль Олег Дмитриев выстраивал явно намеренно. Из разветвленного и в сюжетном, и в жанровом, и в тематическом, и в стилистическом отношениях повествования Достоевского выбрана графика: серия острых коллизий, почти без нарастания, сразу на пике напряжения. Каждая — почти за пределом обычного течения жизни, без спокойного рассуждения и последовательных отношений (как в «Бесах»): шантаж, смертельное оскорбление, политический конфликт, опять шантаж, донос, воровство, предательство, насилие, подлог, вымогательство, вандализм. Идея понятна: вот маршрут по жизни, формирующий героя, серия ударов по башке, от которых его жизненная идея не может быть другой.

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • ВОТ ТАКАЯ ВОТ ВЕЧНАЯ МОЛОДОСТЬ

    С 22 по 28 июня в Петербурге проходил юбилейный XI Международный фестиваль КYКART

    В нынешнем году КYКARTу исполнилось 20 лет. Из всех живых и давно почивших петербургских фестивалей, возникших в отвязную, открытую для возможностей эпоху 90-х, он единственный сохранил ее вольнолюбивый дух и ее же пофигизм. Отсутствие идеологии и есть идеология фестиваля, который по-прежнему собирает все, что удается собрать, из пограничных областей кукольного дела и верен установке на синтетические жанры и прирост новизны. Хотя, по сравнению с 90-ми, чем-то удивить сейчас сложно. От того-то, наверное, афиша 11-го фестиваля так пестра и так неоднозначна в художественном плане.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТАНТАМАРЕСКА ДЛЯ ВСЯКОГО

    «Животные и дети занимают улицы».
    Театр «1927» (Лондон) в рамках XI Международного театрального фестиваля им. А. П. Чехова.
    Автор и постановщик Сьюзан Андрейд, кино, анимация и дизайн Пола Бэрритта.

    Спустя несколько минут после того, как молодой лондонский коллектив «1927» начал представление, возникло недоумение: вот этим и будете удивлять? Оказалось, да, вот этим и будут. «Условия игры» отдаленно напоминали о японском театре. На пустой сцене три «ширмы» — белые перегородки. Переодеваясь за ними и переходя из роли в роль (костюмы меняются при одинаковом гриме: покрытые белилами лица и зловещая красная полоска вместо губ), три актрисы влекут зрителей в путешествие по ужасному дому под названием «Болото», стоящему в тупике большого города. «Фильмоспектакль», как его называют, соткан из ассоциативных отсылок к немому кино, Фрицу Лангу, футуристам, Брехту, Тиму Бертону (о чем немало писали критики). Одни формы сменяются другими, но неизменным остается то, что главный герой — анимация, которая проецируется на перегородки. Актрисы вставлены в искусно смонтированный фильм, аттракцион, успевай только вовремя появляться в нужном образе.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • СБОР СРЕДСТВ ЗАКОНЧЕН

    Дорогие друзья! Закончен наш краудфандинговый проект. СПАСИБО ТЕМ, КТО ПОМОГ! Спешим сообщить вам, что искомая сумма, 500 000 руб., необходимых для работы сайта и его проектов, оказалась почти собрана, не хватило буквально копеек. На сайте Planeta собралось чуть больше 300 000, еще 180 000 нам принесли в редакцию, перечислили на счет и пр. Сайт будет работать. Ура!

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ОТДУШИНА

    С 14 по 22 июня в городе Ирбите проходил Межрегиональный театральный фестиваль «Ирбитские подмостки»

    Знания по части города Ирбита, если кого вдруг спросить, обнаружат единицы. Поэтому объясню тому читателю, который, как говорится, не в теме наших регулярных театральных вояжей-изысканий. От Екатеринбурга до купеческого в прошлом Ирбита три часа по ухабистому асфальту. Городок — всего ничего: обитает в нем, по большей части в неухоженных или разваливающихся аутентичных домиках, тысяч сорок горожан.

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • «„АЛЬФА-БАНК“» ПЕРЕСТРОИЛ МОЗГИ. ТОЧНО ТАК ПЕРЕСТРОИЛА МОЗГИ «„МАСКА“».

    28 июня театральный продюсер, режиссер, один из главных реформаторов театрального дела в 1990-е, Эдуард Бояков был официально избран ректором Воронежской государственной академии искусств. Пользуясь поводом, предлагаем вашему вниманию интервью Марины Дмитревской, опубликованное в 70-м номере Петербургского театрального журнала и посвященное тем узловым моментам, которые происходили в театре на протяжение последних 20 лет и бесповоротно изменили театральное сознание.

    Читать дальше | Комментарии 5 комментариев
  • ПРИКЛЮЧЕНИЯ ИДИОТОВ В РОССИИ

    «Идиоты».
    По одноименному фильму Ларса фон Триера с оригинальными новеллами В. Печейкина.
    «Гоголь-центр».
    Режиссер Кирилл Серебренников, художник Вера Мартынова.

    «Идиоты» — первый спектакль, выпущенный Кириллом Серебренниковым в статусе художественного руководителя «Гоголь-центра», и часть стартовавшего в этом сезоне проекта, в рамках которого ставят киноремейки. Следуя веяниям европейской моды, в столичном «ГЦ» выпустили три спектакля, в основу которых легли киносценарии культовых режиссеров. Начали с «Братьев» (по «Рокко и его братья» Лукино Висконти) в переложении Алексея Мизгирева, закончили «Страхом» (по ремейку Райнера Вернера Фассбиндера «Страх съедает душу») в постановке Владислава Насташева. Посередине — Ларс фон Триер и Кирилл Серебренников. Едва ли можно объяснить, зачем понадобились российскому режиссеру датчанин с его молодыми и эксцентричными сумасбродами с их агрессивным, но содержательным вопросом в адрес миролюбивого скандинавского общества 1990-х годов. Фона ради?

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПАМЯТИ ГЕОРГИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ИЗОТОВА

    Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова известил нас о том, что 26 июня после продолжительной болезни скончался бессменный звукорежиссер театра заслуженный работник культуры России Георгий Васильевич Изотов.

    Прощание состоится 29 июня (суббота) в крематории (Шафировский пр., 12) в 11 часов

    Читать дальше | Комментарии 6 комментариев
  • РЕЙТИНГ 2012/2013 ОТ „ПТЖ“

    Сезон окончен. Редакция «ПТЖ» подвела его итоги, оформив их в очередной рейтинг. Два члена редакции не приняли участия в этом мероприятии, считая, что недостаточно много видели, а остальные заполнили 10 приоритетных мест. Итоги совокупного редакционного мнения можно увидеть здесь.

    Читать дальше | Комментарии 10 комментариев
  • СИЛА И ДУХ ОБРЯДА

    ПТЖ начинает серию публикаций об учебных работах мастерских Театральной академии, написанных студентами-театроведами.

    «Гильгамеш». Сценическая фантазия по мотивам древнешумерского эпоса «О все видавшем».
    Учебный театр на Моховой. Факультет театра кукол, курс Александра Стависского.
    Режиссер Александр Стависский.

    Бой барабанов, звон литавр, скрежещущий хомус, женский вокал, и ты оказываешься не зрителем в театре — участником ритуала. Ребята, одетые в безразмерные черные шаровары, с сотнями заплетенных косичек и повязками на головах, сев в круг, приняв позу лотоса, взывают к духу полубога-получеловека Гильгамеша (Сергей Стукалов/Дмитрий Половников). И тот является. Сначала в виде небольшой глиняной фигурки, затем во весь человеческий рост. Высокий стройный юноша, черноглазый, чернобровый, с бородкой клинышком, врывается на сцену, одним только взглядом заставляя повиноваться. Воскресает миф. Разворачивается легенда «о все видавшем, весь мир покорившем».

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • ИГРА С КЛАССИКАМИ

    «Страх». Пьеса Л. Стрижак по киносценарию Р. В. Фассбиндера «Страх съедает душу».
    «Гоголь-центр» (Москва).
    Режиссер, художник, композитор Владислав Наставшев.

    Из всех кинокартин, заявленных к постановке в «Гоголь-центре», именно перенос фассбиндеровского «Страх съедает душу» на сцену, на первый, поверхностный, взгляд, не представлял большого труда. Недаром же сам режиссер в своих фильмах намеренно использовал театральные приемы? Тут всего-то и работы, казалось, поменять имена — немецкие на русские, марокканские на таджикские, а все остальное — без особых отличий: роман пожилой вдовы с молодым гастарбайтером и по сей день вряд ли где сыщет всеобщее одобрение. Разве что в России можно ожидать более жестокой, до крови, до гибели, развязки. И тут весьма кстати Любовь Стрижак находит эквивалентную исходному названию и адекватную нашей ситуации таджикскую поговорку: «Страх — брат смерти».

    Читать дальше | Комментарии (0)