
-
В архиве появился № 85. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
«Служанки». Ж. Жене.
Театральная компания Toneelgroep Amsterdam.
71-й Авиньонский театральный фестиваль.
Режиссер Кэти Митчелл.В офисе Авиньонского театрального фестиваля во дворе отеля Cloitre Saint Louis есть доска с объявлениями. На листах всех форматов и цветов по-французски и по-английски разными чернилами и почерками написаны короткие объявления под заголовками VENDRE (ПРОДАМ) и CHERCHE (ИЩУ). Доска эта — своего рода лакмусовая бумажка основной программы фестиваля, где отчетливо видны хэдлайнеры. На 71-м международном театральном смотре больше половины объявлений сообщали: «CHERCHE — De Meiden — Katie Mitchell».
-
Конференция «Революция в театральном пространстве» на фестивале «Точка доступа».
25–27 июля, Новая сцена Александринского театра.Точкой выхода из практики в теорию на фестивале «Точка доступа», на две недели превратившем Петербург в интерактивную карту путешествий, стала научная конференция «Революция в театральном пространстве». Три дня на Новой сцене Александринского театра театроведы, кураторы, режиссеры и филологи рассуждали, и вполне конфликтно, о природе пространства современного спектакля. Собранный театроведом Юлией Клейман марафон высказываний, наблюдений и докладов оказался важной точкой рефлексии о том, что такое вообще современный театр, а не только о местах его «проживания».
-
К двум главным ежегодным театральным cобытиям страны — Грузинский международный фестиваль искусства GIFT им. М. Туманишвили в прошлом году отметил свое 20-летие, а Тбилисскому международному театральному фестивалю исполнится 10 через два года — недавно прибавилось еще одно. Уже не в столице, а в приморском городе Поти в 2015 году открылся Международный фестиваль региональных театров, основанный Культурно-образовательным фондом «Дгес» («Сегодня») при поддержке министерства культуры и охраны памятников Грузии и мэрии Поти. У фестиваля двойная миссия: популяризаторская и театральная.
-
«Пьесы жизни».
Санкт-Петербургский социально-художественный театр.
Над проектом работали Л. Грачева, Е. Кошевая, О. Оловянникова, А. Иванова.Созависимость — это самостоятельное заболевание, формирующееся у близких человека, страдающего зависимостью. «Мы возмещаем ущерб Вселенной», — говорит актер СХТ Константин Соя, описывая акцию, которую мы должны увидеть. Звучит, конечно, высокопарно, но если вдуматься… Много ли на свете людей, которые не проживали опыт зависимости? От курения, алкоголя, наркотиков? От людей, которые уже за чертой, от насилия, от собственного страха что-то изменить?
-
О Викторе Федоровиче Смирнове очень мало писали аналитически. И это объяснимо: что анализировать в этой невероятной органике, в этой природной мощи, стихии естественности? Все и всегда было присвоено Смирновым так, что оппозиция актер — роль как будто терялась, а оставался удивительный актерский «орган», исполнявший с равной убедительностью любую музыку. В Александринской иерархии прославленных мастеров, с моей точки зрения, он если кому генетически и наследовал, то Николаю Симонову — тоже был глыбища, матерый человечище, «певчий»: это внутреннее «Браво, Сильва!» было сильнее школы, всякой сценической хитроумности и идеологии (вот хотя бы исторические Киров или Гаврило Олексич в 80-е, когда мы в Пушкинский театр И. Горбачева не ходили…).
-
«Прогулки по набережной. Катерина». По пьесе А. Н. Островского «Гроза».
Театр «Доминанта» (г. Губаха, Пермский край).
Режиссер Любовь Зайцева.«Гроза-то нам в наказание посылается…» Надо признать, что эту фразу Савела Прокофьевича Дикого я не раз вспомнил еще за несколько часов до того, как на берегу Широковского водохранилища актеры губахинского театра «Доминанта» вместе с коллегами из Москвы и Перми начали играть свой спектакль по великой пьесе главного драматурга русской сцены.
-
Гительману 90. Когда 9 лет назад Льва Иосифовича не стало, остро чувствовалось его отсутствие. Теперь это явление уже ощущается как история. Что на сегодняшний день осталось?
Можно ли говорить о школе Гительмана? Все-таки нет. Речь не идет о какой-то одной тенденции, об уникальном методе. В связи с Гительманом — речь о широчайшем влиянии на всю театральную ситуацию Ленинграда — Петербурга. И это влияние реально воплощалось. Именно он стал продолжением Германно-Гвоздевской школы, которая заключается в органичном соединении науки о театре, истории театра и истории как таковой и критики.
-
Вера Сенькина, Татьяна Джурова и Оксана Кушляева в разные дни прошли финский квест «Охота» в рамках фестиваля «Точка доступа» и делятся опытом
«Охота».
Арт-группа Toisissa tiloissa (Хельсинки, Финляндия).
Команда спектакля: Минья Мертанен, Эйя Ранта, Микко Лехтонен и Антти Халонен. -
«Столкновение с бабочкой». По мотивам романа Ю. Арабова.
Проект фестиваля «Точка доступа».
Режиссер Сергей Чехов, художник Анастасия Юдина.Магическое «если бы» — сюжетообразующая ось романа Юрия Арабова. Что, если бы Ульянов повстречался с Романовым? Что, если бы им удалось договориться, избежав октябрьского восстания, общими усилиями завершить Первую мировую войну миром «без аннексий и контрибуций»? Что, если бы не было ни выстрела Каплан, ни подвала дома Ипатьева?..
«Столкновение с бабочкой» играют в концертном зале Дома композиторов, здании с биографией и историей. Впрочем, атмосфера спектакля, его аура напрямую никак не связаны с этой историей. Артисты перемещаются по галерее высоко над зрителями, сидящими внизу, задрав головы. В подчеркнутой иерархичности такой локации, в игре теней, залегающих особенно глубоко на богатой деревянной отделке стен и потолка, чудится что-то храмовое.
-
«Злачные пажити». По рассказам А. Старобинец.
Фестиваль «Точка доступа» и Новосибирский театр «Старый дом».
Режиссер Юлия Ауг«Злачные пажити» — это и самый традиционный, и самый неожиданный спектакль как в программе Андрея Пронина «Утопия», так и вообще в программе «Точки доступа». Среди медиаперформансов, действенных инсталляций, бродилок и квестов он, безусловно, стоит особняком. Рассказы Анны Старобинец «Злачные пажити» и «Паразит», вошедшие в спектакль — это, кажется, истории о будущем, но о будущем на расстоянии вытянутой руки, эмоциональное свидетельство прямо из «глаз шторма», в котором автор волей случая оказался немного раньше остальных.
-
Сегодня день рождения отмечает увлеченный театровед, замечательный педагог, постоянный автор и друг ПТЖ, Надежда Таршис. Несколько лет назад в ПТЖ № 79 ученики Надежды Александровны Алексей Пасуев, Яна Постовалова, Оксана Токранова рассказывали о своем учителе и коллеге. Редакция ПТЖ сердечно поздравляет Надежду Александровну и предлагает вашему вниманию этот материал. А также статью самой Надежды Александровны про ее учителя Павла Громова.
-
В Петербурге в третий раз проходит фестиваль театра в нетрадиционных пространствах «Точка доступа». Мы начинаем серию публикаций о нем.
«Красный шум».
Проект арт-лаборатории «Вокруг да около» и фестиваля «Точка доступа».
Куратор Флориан Мальцахер (Германия).«Красный шум» — часть программы фестиваля «Точка доступа» к 100-летию революции, куратором которой стал Флориан Мальцахер — драматург, куратор и писатель, художественный руководитель театрального фестиваля Impulse в Кельне, Дюссельдорфе и Мюльхайме-ан-дер-Рур. Он назвал ее «Чувством возможности», подчеркивая настроение эпохи — ощущение, что мир действительно можно переделать своими руками.
-
В Вене прошел очередной театрально-музыкальный «Wiener Festwochen»
Программки «Винер Фествохен» этого года напечатаны в нескольких вариантах: на обложке одного из них слово «праздник» написано по-французски, другого — по-сербски, третьего — по-китайски, и, конечно же, есть арабский вариант. Да, кажется, попадаются и такие, на которых довольно скромно стоит вполне международное: Fest...
-
«Старик и море». По рассказу Э. Хемингуэя.
Международный театральный фестиваль им. А. П. Чехова в сотрудничестве с Государственным академическим театром им. Евг. Вахтангова.
Режиссер Анатолий Васильев, музыка Владимира Мартынова.«Он был сплетен из веревок, канатов, какой-то ветоши; переплетения были хаотичны — напоминали то ли какую-то гигантскую многовековую паутину, то ли заросший паутиной каркас витража. Он был очень тяжелый, подвешен на металлической ферме и, когда двигался, очень медленно волочил свой подол по доскам сцены… Занавес был как еще один персонаж, объект времени, истории, он плыл по сцене, уничтожая все, что только что казалось главным, оставалось ощущение, что время никогда не кончается, а уходят только персонажи этой истории», — писала художник и сценограф Марина Азизян, вспоминая легендарный занавес из спектакля «Гамлет» Юрия Любимова в Театре на Таганке.
-
«Ширли Валентайн». У. Расселл.
Театр Комедии им. Н. П. Акимова.
Режиссер Анджей Бубень, художник Елена Дмитракова.«Ширли Валентайн» легко может быть разыграна как мелодрама и воспринята как женская, даже дамская, литература, хотя британец Уилли Расселл, автор по крайней мере еще одной знаменитой — и тоже отчасти женской — пьесы «Воспитание Риты», наверняка рассчитывал на большее. Режиссер Анджей Бубень умеет ставить хорошо сделанную, коммерческую драматургию («Бог резни» в «Балтийском доме», «Маленький семейный бизнес» в Театре Комедии…) — и ставит он ее как серьезную, проявляя общечеловеческие смыслы и выстраивая оригинальную художественную форму. Так поступил он и с «Ширли Валентайн».
-
«Двое бедных румын, говорящих по-польски». Д. Масловская.
Московский «Театр Луны».
Режиссер Павел Урсул, художник Константин Розанов.Пробираясь по навигатору сквозь перекопанную вдоль и поперек и поливаемую тропическими ливнями Москву, сомневаешься и в названии пункта назначения, и в маршруте, который предлагает Googlе (не иначе он прокладывал его для Человека-паука). Впрочем, такая прогулка — отличное иммерсивное вступление к спектаклю по пьесе Дороты Масловской «Двое бедных румын, говорящих по-польски». Пройдя огонь, воду, полосатые заборы и все казни собянинские, вдруг попадаешь прямиком на новогодний утренник. Вот же на малой сцене Театра Луны картонные елочки, припорошенные снегом, картонные же сосульки. А вместо живописного задника на штанкете висит большущая книжка с картинками, там то изображение зимнего леса, то избушка в поле, то придорожное кафе — в общем, все «сказочные» локации, в которых побывают закинувшиеся колесами «бедные польские румыны», застрявшие на трассе Варшава — Гданьск.
-
«Стеклянный зверинец». Т. Уильямс.
Мастерская Ю. М. Красовского (РГИСИ).
Режиссер Николай Мишин, художник Мила Гогенко.В эти июльские дни в театральном институте на Моховой разбиваются абитуриентские сердца — приемные экзамены продолжаются. Новый актерско-режиссерский курс набирает и Юрий Михайлович Красовский. Сегодняшний материал — о его выпускниках, которые совсем недавно получили дипломы на сцене Учебного театра, где до этого играли свои дипломные спектакли. Один из них — «Стеклянный зверинец», который поставил молодой педагог и режиссер Николай Мишин; он же создал новую редакцию перевода пьесы Теннесси Уильямса. В течение весны спектакль играли в аудитории № 45, где занимаются «красовцы», и лишь в конце дипломной декады состоялся единственный показ этой камерной истории на большой сцене.
-
«С Чарльзом Буковски за барной стойкой».
Pop-up театр.
Режиссер Семен Александровский.«Одна искра может весь мир подпалить», «писать, в конце концов, важнее женщины», «мне нечего сказать о человеческих взаимоотношениях, кроме того, что они не удаются» и еще десятки остроумных мыслей писателя, провокатора и философа XX века Чарльза Буковски услышит зритель, сев за барную стойку, надев наушники и включив плеер с почти часовой непрерывной записью голоса, читающего тексты автора о жизни, смерти, женщинах и творчестве. Бар, стакан пива, исповедальный монолог Буковски в наушниках и случайные посетители — вот и все, что нужно для того, чтобы новый спектакль Семена Александровского состоялся.
-
«Стеклянный зверинец». Т. Уильямс.
Театральная мастерская «АСБ».
Режиссер Алексей Янковский.У спектакля нет своей сценической площадки, он игрался и на Коломенской, и в музее Достоевского, и на малой сцене Комиссаржевки. Но каждый раз на пол, где ступают актеры, наклеена белая полоса — таким образом, что пространство для игры будто прямоугольно очерчено белой краской. Это совсем не бьет в глаза (подумаешь, какая-то техническая отметка), но принципиально по смыслу. Драма Теннесси Уильямса совпала с поисками Алексея Янковского. В его спектакле «Машина едет к морю» (театр «Особняк») персонажи не могут вырваться из квартирного заточения, им грезится море. Вот и в «Стеклянном зверинце» звучат мотивы странствия, романтическое «dahin! dahin!». Отщепенец Уильямс как никто понимал про людей, отгородившихся от большого мира и чуждых социуму, про их мучительные попытки «переступить черту», и все это крайне важно для Янковского.
комментарии