В Петербурге в третий раз проходит фестиваль театра в нетрадиционных пространствах «Точка доступа». Мы начинаем серию публикаций о нем.
«Красный шум».
Проект арт-лаборатории «Вокруг да около» и фестиваля «Точка доступа».
Куратор Флориан Мальцахер (Германия).
«Красный шум» — часть программы фестиваля «Точка доступа» к 100-летию революции, куратором которой стал Флориан Мальцахер — драматург, куратор и писатель, художественный руководитель театрального фестиваля Impulse в Кельне, Дюссельдорфе и Мюльхайме-ан-дер-Рур. Он назвал ее «Чувством возможности», подчеркивая настроение эпохи — ощущение, что мир действительно можно переделать своими руками.
Для спектакля-променада, спектакля-экскурсии выбрали район за Нарвской заставой. Начиная с 60-х годов XIX века он был одним из главных центров, где формировалось движение рабочих. Эпицентр событий «Кровавого воскресенья», этот район после революции, в 1925–1927 годах, был полностью перестроен архитекторами-конструктивистами А. И. Гегелло, А. С. Никольским, Г. А. Симоновым: здесь появились самая крупная фабрика-кухня города, Кировский райсовет, типовые жилмассивы и Школа имени 10-летия революции.
Отправной точкой путешествия стал заброшенный Летний театр в Парке имени 9 января, финальной — изрисованная граффити сцена в Екатерингофском парке. Маршрут здесь не столь важен — стоит сказать лишь, что он охватывает почти все достопримечательности района. Группу зрителей в наушниках сопровождают гиды во главе со звукорежиссером, который не только переключает заранее записанные треки, но и транслирует в наушники звук, который снимает сразу же при нас. Гиды читают отрывки текста, подключают шумовые эффекты: колотят по железной ограде, поют в водосточную трубу, тащат по асфальту металлические прутья, а еще — указывают дорогу. Из этого индустриального шума выбиваются отдельные реплики, реже — рассказы.
Для понимания структуры спектакля важно знать две вещи. Во-первых, его название отсылает не только к революции: «красным шумом» называют аудиосигнал, который производит броуновское движение, на слух он «теплее», чем «белый шум». Его также называют «шумом случайных блужданий» или «шумом пьяной ходьбы». Во-вторых, создатели спектакля вдохновлялись неопубликованной записной книжкой Константина Вагинова «Семечки (Зерна)» 1930-х годов, в которой он собирал материалы о повседневной жизни Нарвской заставы — от газетных вырезок до интервью с простыми рабочими.
Из индустриального шума голоса возникают разными способами: — актеры читают кусочки исторических текстов — в записи; — создатели спектакля дают прочитать тексты современным жителям района — в записи (причем молодые люди часто не знают множества устаревших слов и не понимают, о чем речь); — дети, старики и мигранты (те жители района, которых можно встретить во дворах) рассказывают немного самых общих фактов о достопримечательностях или о событиях своей биографии, своих снах, рабочем опыте — в записи; — гиды читают отрывки исторических текстов, надписи на домах в реальном времени.
Попытка создать саунддизайн пространства в момент настоящего выглядит интересной, но на практике все тонет в этом хаотичном «красном шуме». История победившей революции остается лишь на уровне табличек и отрывочных реплик прохожих, а все памятники конструктивизма — лишь привычным фоном обыденной жизни. Единственная внятная история — рассказ девочки из нищей рабочей семьи, которая выучилась на портниху вдовствующей императрицы и не могла целовать руки начальнице ради прибавки, но и она обрывается еще до революции. «Мост» между сегодняшними жителями района и рабочими начала века тоже не выстраивается: с трудом читающие старые тексты современные парни и довольные всем мигранты никакие свои права отстаивать не собираются, их все устраивает. Это противопоставление с трудом вычленяется в процессе кружения по району.
Хорошая заявка на спектакль-экскурсию, в котором район был бы исследован с точки зрения «городской среды, архитектуры, топологии, ономастики» (так написано в анонсе спектакля), выглядит просто как впопыхах сделанное, незавершенное исследование. Возможно, стоило поговорить с хранителями музея «Нарвская застава», с историками архитектуры и теми, кто сейчас хочет сделать революцию? Или найти настоящих «гениев места», его «мифы и легенды», как это сделали в спектакле «В сторону белого КамАЗа» на прошлом фестивале «Точка доступа»? Тот факт, что история забывается, очевиден. Однако у спектакля все же есть ресурс выйти на другой уровень диалога со зрителями, чем просто разговор на лавочке у подъезда.
Комментарии (0)