
-
«Не все ли равно! Какая разница!» — обычно перебивает всякую твою мысль Олег Лоевский. Но, видимо, он лукавит, потому что если бы ему было все равно и разницы не было, — нынче не исполнялось бы 30 лет «Реальному театру», старейшему в России фестивалю, и он не стартовал бы сегодня в Екатеринбурге. И хотя все — «одна Караганда», как говорит тот же Лоевский, все же Екатеринбург — не совсем Караганда, и у фестиваля увлекательная программа, и там снова будут ежедневные большие обсуждения (за глубину отвечают Ольга Федянина, Алена Солнцева, Лев Закс и молодой режиссер Александр Плотников, за традиционный аттракцион — Марина Дмитревская и Олег Лоевский). Как обычно, это школа для студентов, и туда уже прибыли театроведы РГИСИ, очередные «гномы», чтобы получить свои первые шишки и понять, как широка и обильна сегодняшняя российская театральная жизнь.
-
В 2019 году исполняется 240 лет РГИСИ (дата, впрочем, сомнительная и недоказанная: нет связи между драматическим классом, который набрал Иван Афанасьевич Дмитревский в рамках «Танцовальной Ея Императорского Величества школы» — и Школой актерского мастерства (ШАМ) Леонида Вивьена, от слияния которой с КУРМАСЦЕПом Всеволода Мейерхольда в 1922 году получился Институт сценических искусств, ИСИ... Но вот что точно — в октябре этого года исполнится 80 лет театроведческому факультету. И тут без дураков. Самая старая театроведческая школа, идущая от 1912 года и графа Валентина Зубова, оформилась в факультет в 1939 году. Был набран первый курс студентов, и 1 октября начались занятия.
Эту школу олицетворяют многие ее создатели и продолжатели. Когда-то, начиная журнал, мы почти сразу организовали рубрику «Учителя». Частично из нее, частично из новых текстов пять лет назад была собрана и издана книга «Учителя» (составители Марина Дмитревская и Евгения Тропп), история факультета в лицах преподавателей и учеников (каждое эссе написано учеником об учителе). Герои книги — представители старших поколений педагогов нашего театроведческого (и портреты в ней расположены по хронологии их появления на факультете). Кому-то знаком этот том, кому-то — нет. И мы решили в течение предъюбилейных месяцев выводить в широкий читательский мир лица и творческие биографии знаковых педагогов театроведческого факультета. Вот так — серией, каждую неделю. Чтобы помнили.
-
«Манолито Очкарик». Э. Линдо.
Никитинский театр (Воронеж).
Режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова.В Никитинском театре Воронежа сыграли смелую премьеру для детей и их родителей.
Юлия Каландаришвили продолжает приобщать театральный мир к современной детской литературе. С ее легкой руки герой Мони Нильсон-Брэнстрем, мальчик Цацики, ходит в школу уже в двух городах: в петербургском театре «Суббота» и в хабаровском ТЮЗе. После шведской классики наступила очередь испанской подростковой прозы. «Манолито Очкарик» Эльвиры Линдо знаменит не менее, чем Цацики. Ему посвящен цикл радиоспектаклей, шесть книг, переведенных на разные языки, и два фильма. Правда, все это не у нас. В России вышла только одна книга, и то более десяти лет назад. Конечно, в издательстве «Самокат».
-
«Испанская баллада». Л. Фейхтвангер.
Тюменский Большой драматический театр.
Режиссер-постановщик и балетмейстер Сергей Захарин, художник-постановщик Евгения Шутина.Спектакль, который родился под занавес минувшего сезона, сразу же стал любимцем тюменской публики. Это видно невооруженным глазом: аншлаг даже в жаркий летний выходной, море цветов, сильнейший эмоциональный отклик зрителей, аплодисменты, которые невозможно остановить. Актерами, кстати, он тоже очень любим. Это на самом деле здорово, потому что поддерживается, подогревается интерес к театру, который сегодня ищет и экспериментирует, пробует новые формы и жанры — в общем, живет полной жизнью.
-
В 2019 году исполняется 240 лет РГИСИ (дата, впрочем, сомнительная и недоказанная: нет связи между драматическим классом, который набрал Иван Афанасьевич Дмитревский в рамках «Танцовальной Ея Императорского Величества школы» — и Школой актерского мастерства (ШАМ) Леонида Вивьена, от слияния которой с КУРМАСЦЕПом Всеволода Мейерхольда в 1922 году получился Институт сценических искусств, ИСИ... Но вот что точно — в октябре этого года исполнится 80 лет театроведческому факультету. И тут без дураков. Самая старая театроведческая школа, идущая от 1912 года и графа Валентина Зубова, оформилась в факультет в 1939 году. Был набран первый курс студентов, и 1 октября начались занятия.
Эту школу олицетворяют многие ее создатели и продолжатели. Когда-то, начиная журнал, мы почти сразу организовали рубрику «Учителя». Частично из нее, частично из новых текстов пять лет назад была собрана и издана книга «Учителя» (составители Марина Дмитревская и Евгения Тропп), история факультета в лицах преподавателей и учеников (каждое эссе написано учеником об учителе). Герои книги — представители старших поколений педагогов нашего театроведческого (и портреты в ней расположены по хронологии их появления на факультете). Кому-то знаком этот том, кому-то — нет. И мы решили в течение предъюбилейных месяцев выводить в широкий читательский мир лица и творческие биографии знаковых педагогов театроведческого факультета. Вот так — серией, каждую неделю. Чтобы помнили.
-
«Юдифь». А. Х. Таммсааре.
Театр R. A. A. A. M. (Таллин, Эстония).
Режиссер Айрат Абушахманов.Таллинский проектный театр R.A.A.A.M не в первый раз приглашает на постановку режиссера из национальных республик России. Достаточно вспомнить сотрудничество с якутом Сергеем Потаповым — «Оборотень» прокатился по всем крупным фестивалям России и за ее пределами.
Как и Потапову, Айрату Абушахманову, главному режиссеру Башкирского театра драмы, была предложена к постановке национальная эстонская драматургия, в чем есть своя логика. Ты наблюдаешь встречу разных культур, традиций, национальных кодов как конфликт, как напряжение эстетических и мировоззренческих слоев, которые то сближаются, то отдаляются. В случае «Юдифи» происходит химическая реакция интеллектуализма западной драмы — не сугубо эстонской, а скорее следующей общеевропейской традиции модернизма, и режиссуры — не то чтобы восточной, но тяготеющей к орнаментальности.
-
В 2019 году исполняется 240 лет РГИСИ (дата, впрочем, сомнительная и недоказанная: нет связи между драматическим классом, который набрал Иван Афанасьевич Дмитревский в рамках «Танцовальной Ея Императорского Величества школы» — и Школой актерского мастерства (ШАМ) Леонида Вивьена, от слияния которой с КУРМАСЦЕПом Всеволода Мейерхольда в 1922 году получился Институт сценических искусств, ИСИ... Но вот что точно — в октябре этого года исполнится 80 лет театроведческому факультету. И тут без дураков. Самая старая театроведческая школа, идущая от 1912 года и графа Валентина Зубова, оформилась в факультет в 1939 году. Был набран первый курс студентов, и 1 октября начались занятия.
Эту школу олицетворяют многие ее создатели и продолжатели. Когда-то, начиная журнал, мы почти сразу организовали рубрику «Учителя». Частично из нее, частично из новых текстов пять лет назад была собрана и издана книга «Учителя» (составители Марина Дмитревская и Евгения Тропп), история факультета в лицах преподавателей и учеников (каждое эссе написано учеником об учителе). Герои книги — представители старших поколений педагогов нашего театроведческого (и портреты в ней расположены по хронологии их появления на факультете). Кому-то знаком этот том, кому-то — нет. И мы решили в течение предъюбилейных месяцев выводить в широкий читательский мир лица и творческие биографии знаковых педагогов театроведческого факультета. Вот так — серией, каждую неделю. Чтобы помнили.
-
«Онегин. Сны Татьяны», 2-я редакция. По мотивам романа А. Пушкина.
Театр «Приют комедианта».
Режиссер Роман Габриа, художник Николай Слободяник.«Онегин. Сны Татьяны», как ясно из названия — спектакль, в котором главным героем является вовсе не Евгений, в целом славный хандрящий бездельник из Петербурга. Роман Габриа строит мир, центрированный вокруг Татьяны. Но не всякой, а Татьяны влюбленной (отцу и матери в спектакле места нет), Татьяны, рефлексирующей свое чувство (Ольга и Ленский — не самостоятельные единицы здесь, они возникают только в сопряжении с переживаниями главной героини). Вообще, тема творца-мужчины, который пытается выстроить мир глазами женщины, — отдельный разговор. Про премьерный спектакль Наталья Скороход написала в ПТЖ: «Спектакль открывает Пушкина женским кодом, что, конечно же, и есть самое главное его достоинство» . Достоинство ракурса бесспорно, а вот насколько этот ракурс поддается мужскому взгляду — пока вопрос.
-
В 2019 году исполняется 240 лет РГИСИ (дата, впрочем, сомнительная и недоказанная: нет связи между драматическим классом, который набрал Иван Афанасьевич Дмитревский в рамках «Танцовальной Ея Императорского Величества школы» — и Школой актерского мастерства (ШАМ) Леонида Вивьена, от слияния которой с КУРМАСЦЕПом Всеволода Мейерхольда в 1922 году получился Институт сценических искусств, ИСИ... Но вот что точно — в октябре этого года исполнится 80 лет театроведческому факультету. И тут без дураков. Самая старая театроведческая школа, идущая от 1912 года и графа Валентина Зубова, оформилась в факультет в 1939 году. Был набран первый курс студентов, и 1 октября начались занятия.
Эту школу олицетворяют многие ее создатели и продолжатели. Когда-то, начиная журнал, мы почти сразу организовали рубрику «Учителя». Частично из нее, частично из новых текстов пять лет назад была собрана и издана книга «Учителя» (составители Марина Дмитревская и Евгения Тропп), история факультета в лицах преподавателей и учеников (каждое эссе написано учеником об учителе). Герои книги — представители старших поколений педагогов нашего театроведческого (и портреты в ней расположены по хронологии их появления на факультете). Кому-то знаком этот том, кому-то — нет. И мы решили в течение предъюбилейных месяцев выводить в широкий читательский мир лица и творческие биографии знаковых педагогов театроведческого факультета. Вот так — серией, каждую неделю. Чтобы помнили.
-
Театральная лаборатория «Свияжск АРТель».
Куратор лаборатории Олег Лоевский.
Организаторы Инна Яркова, Диана Сафарова, Артем Силкин и фонд «Живой город».Остров-град Свияжск, три кинорежиссера — Тимур Бекмамбетов, Игорь Волошин, Елизавета Стишова, тема «Дорога» и полная свобода в выборе драматургического материала для участников. Шестой сезон культовая театральная лаборатория «Свияжск АРТель» исследует пространство и время, память и тело острова-града. Но на этот раз за дело взялись кинорежиссеры, поэтому более чем когда-либо эта лаборатория изучала и природу театра, его законы, его способы работы с пространством, временем и вниманием зрителя. Кинорежиссеры, сталкиваясь, а иной раз и расшибаясь о самые, казалось бы, очевидные театральные грабли, обнаруживали их и для театральной публики.
-
В 2019 году исполняется 240 лет РГИСИ (дата, впрочем, сомнительная и недоказанная: нет связи между драматическим классом, который набрал Иван Афанасьевич Дмитревский в рамках «Танцовальной Ея Императорского Величества школы» — и Школой актерского мастерства (ШАМ) Леонида Вивьена, от слияния которой с КУРМАСЦЕПом Всеволода Мейерхольда в 1922 году получился Институт сценических искусств, ИСИ... Но вот что точно — в октябре этого года исполнится 80 лет театроведческому факультету. И тут без дураков. Самая старая театроведческая школа, идущая от 1912 года и графа Валентина Зубова, оформилась в факультет в 1939 году. Был набран первый курс студентов, и 1 октября начались занятия.
Эту школу олицетворяют многие ее создатели и продолжатели. Когда-то, начиная журнал, мы почти сразу организовали рубрику «Учителя». Частично из нее, частично из новых текстов пять лет назад была собрана и издана книга «Учителя» (составители Марина Дмитревская и Евгения Тропп), история факультета в лицах преподавателей и учеников (каждое эссе написано учеником об учителе). Герои книги — представители старших поколений педагогов нашего театроведческого (и портреты в ней расположены по хронологии их появления на факультете). Кому-то знаком этот том, кому-то — нет. И мы решили в течение предъюбилейных месяцев выводить в широкий читательский мир лица и творческие биографии знаковых педагогов театроведческого факультета. Вот так — серией, каждую неделю. Чтобы помнили.
-
Генеральному директору ФГБУК Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина Родионову Д. В.
-
В 2019 году исполняется 240 лет РГИСИ (дата, впрочем, сомнительная и недоказанная: нет связи между драматическим классом, который набрал Иван Афанасьевич Дмитревский в рамках «Танцовальной Ея Императорского Величества школы» — и Школой актерского мастерства (ШАМ) Леонида Вивьена, от слияния которой с КУРМАСЦЕПом Всеволода Мейерхольда в 1922 году получился Институт сценических искусств, ИСИ... Но вот что точно — в октябре этого года исполнится 80 лет театроведческому факультету. И тут без дураков. Самая старая театроведческая школа, идущая от 1912 года и графа Валентина Зубова, оформилась в факультет в 1939 году. Был набран первый курс студентов, и 1 октября начались занятия.
Эту школу олицетворяют многие ее создатели и продолжатели. Когда-то, начиная журнал, мы почти сразу организовали рубрику «Учителя». Частично из нее, частично из новых текстов пять лет назад была собрана и издана книга «Учителя» (составители Марина Дмитревская и Евгения Тропп), история факультета в лицах преподавателей и учеников (каждое эссе написано учеником об учителе). Герои книги — представители старших поколений педагогов нашего театроведческого (и портреты в ней расположены по хронологии их появления на факультете). Кому-то знаком этот том, кому-то — нет. И мы решили в течение предъюбилейных месяцев выводить в широкий читательский мир лица и творческие биографии знаковых педагогов театроведческого факультета. Вот так — серией, каждую неделю. Чтобы помнили.
-
40 дней назад не стало художественного руководителя Кукольного Театра сказки Игоря Игнатьева. Только месяц спустя его сын обнародовал этот уход. Совсем недавно мы попрощались с Анной Игнатьевой, женой, соавтором, художником, настоящей второй половиной Игоря Всеволодовича. Друг без друга их невозможно было представить...
-
«Озеро». Р. Брэдбери.
Театр кукол «Чемоданчик» (Кострома).
Режиссер Дмитрий Шишанов, художник Никита Запаскин.Как самое первое слово рассказа Брэдбери («Волна спрятала меня от мира...») вталкивает тебя в воду — и прямо с головой, так первая же минута спектакля Дмитрия Шишанова деликатно приглашает на песок. И это принципиально. Вода, конечно, не песок, а песок не вода, как бы ни стремились они раствориться друг в друге на береговой линии. Вот и здесь: сюжет, образы, темы, даже ритмы — все вроде бы очень похоже, но...
-
В 2019 году исполняется 240 лет РГИСИ (дата, впрочем, сомнительная и недоказанная: нет связи между драматическим классом, который набрал Иван Афанасьевич Дмитревский в рамках «Танцовальной Ея Императорского Величества школы» — и Школой актерского мастерства (ШАМ) Леонида Вивьена, от слияния которой с КУРМАСЦЕПом Всеволода Мейерхольда в 1922 году получился Институт сценических искусств, ИСИ... Но вот что точно — в октябре этого года исполнится 80 лет театроведческому факультету. И тут без дураков. Самая старая театроведческая школа, идущая от 1912 года и графа Валентина Зубова, оформилась в факультет в 1939 году. Был набран первый курс студентов, и 1 октября начались занятия.
Эту школу олицетворяют многие ее создатели и продолжатели. Когда-то, начиная журнал, мы почти сразу организовали рубрику «Учителя». Частично из нее, частично из новых текстов пять лет назад была собрана и издана книга «Учителя» (составители Марина Дмитревская и Евгения Тропп), история факультета в лицах преподавателей и учеников (каждое эссе написано учеником об учителе). Герои книги — представители старших поколений педагогов нашего театроведческого (и портреты в ней расположены по хронологии их появления на факультете). Кому-то знаком этот том, кому-то — нет. И мы решили в течение предъюбилейных месяцев выводить в широкий читательский мир лица и творческие биографии знаковых педагогов театроведческого факультета. Вот так — серией, каждую неделю. Чтобы помнили.
-
«Тождество Эйлера» А. Сальникова.
Площадка «Скороход».
Режиссер Олег Христолюбский.«А играет B на глазах у C». Этой театральной формуле Бентли современная режиссура давно объявила войну. Режиссеры отказываются от ролей, от актерской игры как способа ведения действия, от повествовательности и, наконец, от артистов вовсе. Пожалуй, самый известный опыт такого радикального отказа — «Вещь Штифтера» Хайнера Гёббельса, который выстроил на этом опыте теорию «Эстетики отсутствия». Правда, суть теории, конечно, не сводится к отсутствию на сцене артиста, среди главных постулатов скорее стоит выделить то, что театр — это «все, что не является историей». Однако каждый режиссер вправе по-своему разрабатывать опыт коллег.
-
В 2019 году исполняется 240 лет РГИСИ (дата, впрочем, сомнительная и недоказанная: нет связи между драматическим классом, который набрал Иван Афанасьевич Дмитревский в рамках «Танцовальной Ея Императорского Величества школы» — и Школой актерского мастерства (ШАМ) Леонида Вивьена, от слияния которой с КУРМАСЦЕПом Всеволода Мейерхольда в 1922 году получился Институт сценических искусств, ИСИ... Но вот что точно — в октябре этого года исполнится 80 лет театроведческому факультету. И тут без дураков. Самая старая театроведческая школа, идущая от 1912 года и графа Валентина Зубова, оформилась в факультет в 1939 году. Был набран первый курс студентов, и 1 октября начались занятия.
Эту школу олицетворяют многие ее создатели и продолжатели. Когда-то, начиная журнал, мы почти сразу организовали рубрику «Учителя». Частично из нее, частично из новых текстов пять лет назад была собрана и издана книга «Учителя» (составители Марина Дмитревская и Евгения Тропп), история факультета в лицах преподавателей и учеников (каждое эссе написано учеником об учителе). Герои книги — представители старших поколений педагогов нашего театроведческого (и портреты в ней расположены по хронологии их появления на факультете). Кому-то знаком этот том, кому-то — нет. И мы решили в течение предъюбилейных месяцев выводить в широкий читательский мир лица и творческие биографии знаковых педагогов театроведческого факультета. Вот так — серией, каждую неделю. Чтобы помнили.
-
В 2019 году исполняется 240 лет РГИСИ (дата, впрочем, сомнительная и недоказанная: нет связи между драматическим классом, который набрал Иван Афанасьевич Дмитревский в рамках «Танцовальной Ея Императорского Величества школы» — и Школой актерского мастерства (ШАМ) Леонида Вивьена, от слияния которой с КУРМАСЦЕПом Всеволода Мейерхольда в 1922 году получился Институт сценических искусств, ИСИ... Но вот что точно — в октябре этого года исполнится 80 лет театроведческому факультету. И тут без дураков. Самая старая театроведческая школа, идущая от 1912 года и графа Валентина Зубова, оформилась в факультет в 1939 году. Был набран первый курс студентов, и 1 октября начались занятия.
Эту школу олицетворяют многие ее создатели и продолжатели. Когда-то, начиная журнал, мы почти сразу организовали рубрику «Учителя». Частично из нее, частично из новых текстов пять лет назад была собрана и издана книга «Учителя» (составители Марина Дмитревская и Евгения Тропп), история факультета в лицах преподавателей и учеников (каждое эссе написано учеником об учителе). Герои книги — представители старших поколений педагогов нашего театроведческого (и портреты в ней расположены по хронологии их появления на факультете). Кому-то знаком этот том, кому-то — нет. И мы решили в течение предъюбилейных месяцев выводить в широкий читательский мир лица и творческие биографии знаковых педагогов театроведческого факультета. Вот так — серией, каждую неделю. Чтобы помнили.
-
Спектакль в рамках Праздника виноделов в Веве (Швейцария).
Идея и постановка Даниэле Финци Паски и Жюли Хамелин, художник Хуго Гарджуло, музыка Марии Бонцаниго, Жерома Берне, Валентина Вилара, костюмы Джованны Буцци, хореография Брюна Вальтерса.Швейцарское виноделие вряд ли могло бы сопрягаться с жизнью театральной Швейцарии, если бы не одно обстоятельство — приблизительно раз в 20 лет (а в среднем пять раз в столетие) в Веве в рамках Праздника виноделов создается театрализованная постановка, масштаб которой близок олимпийским играм или чемпионатам мира по футболу. Размах и значение всего праздника таковы, что с недавнего времени он включен в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Праздник виноделов — часть истории страны и одновременно неувядающий миф о величии Швейцарии. В этой маленькой стране это повод для гордости многовековой традицией не только виноделия, но и всех национальных обычаев. Он проходит раз в 20 лет, а потому, как считается, лишь однажды выпадает в жизни одного поколения.
комментарии