Спектакль в рамках Праздника виноделов в Веве (Швейцария).
Идея и постановка Даниэле Финци Паски и Жюли Хамелин, художник Хуго Гарджуло, музыка Марии Бонцаниго, Жерома Берне, Валентина Вилара, костюмы Джованны Буцци, хореография Брюна Вальтерса.
Швейцарское виноделие вряд ли могло бы сопрягаться с жизнью театральной Швейцарии, если бы не одно обстоятельство — приблизительно раз в 20 лет (а в среднем пять раз в столетие) в Веве в рамках Праздника виноделов создается театрализованная постановка, масштаб которой близок олимпийским играм или чемпионатам мира по футболу. Размах и значение всего праздника таковы, что с недавнего времени он включен в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Праздник виноделов — часть истории страны и одновременно неувядающий миф о величии Швейцарии. В этой маленькой стране это повод для гордости многовековой традицией не только виноделия, но и всех национальных обычаев. Он проходит раз в 20 лет, а потому, как считается, лишь однажды выпадает в жизни одного поколения.
Центральное событие — коронование лучших виноделов страны — происходит в рамках грандиозного спектакля, на который, в отличие от общедоступного уличного праздника, продаются билеты. У него нет названия, но всем известно, что он всегда посвящен виноделию как одной из главных и объединяющих традиций страны.
В этот раз ставить монументальное действо пригласили Даниэле Финци Паску, и лучшего выбора у Швейцарии быть не могло. На сегодня Финци Паска — гордость Швейцарии и обладатель высшей театральной награды страны — кольца Ганса Рейнхарта. Его постановки церемоний Олимпийских игр в Турине и Сочи продемонстрировали, что режиссер в состоянии управляться не только с театральными и цирковыми сценами, но и с пространствами огромных арен с многочисленными участниками и зрителями. К созданию грандиозного спектакля в Веве Финци Паска привлек почти всю команду соавторов, работавших с ним на этапе создания церемоний Олимпийских игр.
По традиции главный спектакль праздника проходит на рыночной площади Веве, где выстраивается специально спроектированный театр под открытым небом со сценой и рядами для зрителей. В послевоенной истории его вместимость не превышала 16 000 человек, но в этом году арена была выстроена уже на 20 000. Для спектакля постановочная группа выбрала геометрию стадиона, вписав в нее помимо самой арены еще четыре сцены, обрамленные гигантскими экранами. Техническое оснащение предполагало идеальное звучание по всему «стадиону», изобретательную машинерию в виде открывающихся подтрибунных пространств, а главное — наличие проекционного экрана на плоскости всей внушительной арены. Праздник виноделов в редакции 2019 года взялся бить рекорды по всем параметрам, и в цифрах его статистика выглядит впечатляюще. С 18 июля по 11 августа спектакли шли ежедневно. 20 состоявшихся представлений посетили в общей сложности 375 000 зрителей, а трансляцию по телевидению смотрели 400 000 человек. В создании грандиозного спектакля приняли участие около 6000 исполнителей, большая часть из которых — любители. Для крохотного Веве и локального швейцарского события это гигантские цифры, рекордные со времен зарождения праздника.
Постановочная группа с Финци Паской во главе решала обычную для Праздника виноделов задачу — воплотить народную традицию Швейцарии во всем ее многообразии. Придуманный создателями сюжет о маленькой девочке, расспрашивающей дедушку о лозе, вине и обо всем, что с этим связано, вылился в упакованное в календарный цикл эпическое воспевание труда швейцарских виноделов, пастухов и даже подвигов знаменитых швейцарских гвардейцев. Под непрерывную живую музыку многочисленных хоров и музыкальных коллективов на арене, сменяя друг друга, кружились полчища угрожающих лозе насекомых, танцевали группы веселых крестьян-виноделов, резвились стайки вездесущих птиц, маршировали воинские каре. Фантазии девочки представали в танце игральных карт, карусельных всадников и гигантских рыб. Создатели спектакля подчеркнули и особую праздничную роль свадеб в народной традиции, объединявших усилия вступающих в родство деревень. При этом торжественное и выстроенное как настоящая церемония объявление лучших виноделов оказалось в рамках спектакля почти чужеродным и излишним переходом в реальность.
Следствием полной раскрепощенности в выборе постановочных решений становилось появление на арене коз, запряженных цугом карет, тракторов, сотен синхронно двигающихся статистов в самых разных костюмах, гигантских тростевых кукол в виде рыб, световых эффектов и фейерверков. Над ареной взмывала ввысь воздушная гимнастка, на длинных помостах кувыркались акробаты и гимнасты. Многочисленные хоры взрослых и детей технично и незаметно сменяли друг друга. Анимация на плоскости арены (художник Хуго Гарджуло) становилась универсальной декорацией, которая поддерживала рисунок движения статистов и транслировала визуальные образы праздника. Народные мотивы сменялись авторскими композициями трех специально приглашенных композиторов. Хореографические и технические решения (хореограф Брюн Вальтерс) позволяли сотням статистов исполнять замысловатые, требующие точности передвижений и рисунка композиции. Массовка заходилась в зажигательных танцах, выстраивалась между зрительскими рядами и выкладывала на арене слова и надписи собственными телами. Джованна Буцци, получившая два года назад премию как лучший художник по костюмам по версии Metropolitan Fashion Award, создала целую палитру костюмов, сочетающих национальные мотивы различных кантонов Швейцарии с общей эстетикой праздника, в центре которого — национальная история. Гвардейцы выходили в стилизованных под рисунки Рафаэля знаменитых мундирах, крестьянки — в строгих черно-белых платьях, под которыми скрывались разноцветные кабаретные рюши, игральные карты — в мгновенно перелицовывавшихся балахонах. Но по-настоящему публика замерла в восхищении, когда под национальный напев, знакомый каждому швейцарцу с колыбели, на арену, позвякивая колокольчиками (точнее колоколищами) на шеях, двинулась добрая сотня коров в убранстве, согласующемся с народной традицией во время проводов животных на пастбища. Этот нескончаемый караван звучал как вечная слава труду и благополучию, надежде на будущий урожай и счастливое грядущее страны.
Финци Паска, владеющий техникой тонких переходов от безудержного веселья к щемящей грусти, сумел воплотить на арене Веве историю целого народа, в которой есть место мечтам и надеждам одного отдельного человека. Придуманный им спектакль — это еще и оммаж супруге Жюли, стоявшей у истоков постановки, но не дожившей до ее осуществления.
Пафос и поэзия, объединившиеся волей режиссера в почти трехчасовом спектакле, воспели виноделие как миф, в котором нескончаемые трудности неизменно завершаются триумфом. По случаю Праздника виноделов Даниэле Финци Паска в очередной раз в своей карьере не побоялся смешать оперу и цирк, драматический театр и анимацию, уличные представления и почти балетные мизансцены и создать на выходе спектакль, запечатлевающийся в памяти прочно и надолго. В этом смысле грандиозное действо в Веве — удивительный пример того, как поэтическое мироощущение волей одного художника может распространиться на двадцать тысяч зрителей.
Комментарии (0)