
-
В архиве появился № 94. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
Хотя празднование 80-летия театроведческого факультета пройдёт в середине октября, настоящий день его возникновения сегодня, 1 октября. Делимся воспоминаниями одной из старейших, ныне здравствующих его выпускниц, Валерии Владимировны, тридцать лет преподававшей на факультете.
-
В 2019 году исполняется 240 лет РГИСИ (дата, впрочем, сомнительная и недоказанная: нет связи между драматическим классом, который набрал Иван Афанасьевич Дмитревский в рамках «Танцовальной Ея Императорского Величества школы» — и Школой актерского мастерства (ШАМ) Леонида Вивьена, от слияния которой с КУРМАСЦЕПом Всеволода Мейерхольда в 1922 году получился Институт сценических искусств, ИСИ... Но вот что точно — в октябре этого года исполнится 80 лет театроведческому факультету. И тут без дураков. Самая старая театроведческая школа, идущая от 1912 года и графа Валентина Зубова, оформилась в факультет в 1939 году. Был набран первый курс студентов, и 1 октября начались занятия.
Эту школу олицетворяют многие ее создатели и продолжатели. Когда-то, начиная журнал, мы почти сразу организовали рубрику «Учителя». Частично из нее, частично из новых текстов пять лет назад была собрана и издана книга «Учителя» (составители Марина Дмитревская и Евгения Тропп), история факультета в лицах преподавателей и учеников (каждое эссе написано учеником об учителе). Герои книги — представители старших поколений педагогов нашего театроведческого (и портреты в ней расположены по хронологии их появления на факультете). Кому-то знаком этот том, кому-то — нет. И мы решили в течение предъюбилейных месяцев выводить в широкий читательский мир лица и творческие биографии знаковых педагогов театроведческого факультета. Вот так — серией, каждую неделю. Чтобы помнили.
-
М. Макдонах. «Палачи». Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова.
Режиссер Николай Пинигин, художник Максим ОбрезковКажется, я догадываюсь, зачем в свой юбилей Олег Валерианович Басилашвили выбрал пьесу Мартина Макдонаха «Палачи», действие которой утоплено в ретро 1963-го (сверяюсь по переводу Павла Шишина, хотя почему-то во многих рецензиях речь о 1965-м). Вдруг вспомнилось, что именно в 1963-м на сцену БДТ пришла настоящая европейская режиссура (Эрвин Аксер) и возникла «Карьера Артуро Уи», в которой сам-то Басилашвили «псевдоклассически», по его выражению, играл малюсенькую роль Мэлдри, но именно в «Карьере» актеры русской школы надели «внутренние маски» и предприняли путешествие в сценический гротеск. Теперь в «Палачах» Басилашвили строит роль на этой «внутренней маске», выкручивает себя в гротесковую характерность, уходит в постоянное обострение, у его заслуженного палача в отставке Гарри как бы даже и не лицо, а застывшая бледная безглазая маска с подергивающимся ртом (так кривились рты и в «Карьере Артуро Уи»).
-
В 2019 году исполняется 240 лет РГИСИ (дата, впрочем, сомнительная и недоказанная: нет связи между драматическим классом, который набрал Иван Афанасьевич Дмитревский в рамках «Танцовальной Ея Императорского Величества школы» — и Школой актерского мастерства (ШАМ) Леонида Вивьена, от слияния которой с КУРМАСЦЕПом Всеволода Мейерхольда в 1922 году получился Институт сценических искусств, ИСИ... Но вот что точно — в октябре этого года исполнится 80 лет театроведческому факультету. И тут без дураков. Самая старая театроведческая школа, идущая от 1912 года и графа Валентина Зубова, оформилась в факультет в 1939 году. Был набран первый курс студентов, и 1 октября начались занятия.
Эту школу олицетворяют многие ее создатели и продолжатели. Когда-то, начиная журнал, мы почти сразу организовали рубрику «Учителя». Частично из нее, частично из новых текстов пять лет назад была собрана и издана книга «Учителя» (составители Марина Дмитревская и Евгения Тропп), история факультета в лицах преподавателей и учеников (каждое эссе написано учеником об учителе). Герои книги — представители старших поколений педагогов нашего театроведческого (и портреты в ней расположены по хронологии их появления на факультете). Кому-то знаком этот том, кому-то — нет. И мы решили в течение предъюбилейных месяцев выводить в широкий читательский мир лица и творческие биографии знаковых педагогов театроведческого факультета. Вот так — серией, каждую неделю. Чтобы помнили.
«Улица Ванденбранден, 31».
Балет Лионской оперы (Лион, Франция) в рамках Международного фестиваля современного танца Dance Inversion — 2019.
Хореографы Габриэла Карризо и Франк Шартье (компания Peeping Tom, Бельгия).На афише XX Международного фестиваля современного танца Dance Inversion спектакль «Улица Ванденбранден, 31» числится за труппой Лионской оперы. Там он и поставлен — вопрос только, кем. Габриэла Карризо и Франк Шартье работают в Бельгии. Оба когда-то работали у Алена Плателя в Les Ballets C de la B, позже создали собственную компанию Peeping Tom. Перечисленные факты уже, что называется, многое объясняют в эстетике «Улицы Ванденбранден» — спектакля, жанр и механизм работы которого можно обозначить как танц-театральный сюрреалистический триллер.
Давайте негромко, давайте вполголоса вспомним, чем в жизни каждого был Марк Анатольевич Захаров. Печальный и хитроумный идальго, игрец и мудрец, который не улыбается ни на одной фотографии, а только скептически смотрит, пока улыбаемся мы. «Улыбайтесь, господа...» — сказал он нам когда-то. И повесил лестницу в небо.
Радостью он был? Абсолютной. «Обыкновенное чудо», «Мюнхгаузен», «Формула любви» были беспримесной радостью и бесконечной лентой «перепросмотров». И до сих пор — мелькнет где-то кадр — и ты уже сидишь, не отрываясь...
Юбилейное гала-шоу к 100-летию со дня основания государственных цирков в России.
Московский цирк Никулина на Цветном бульваре.
Режиссер-постановщик Гия Эрадзе.Юбилей — дело всегда сложное и тонкое. 100-летний юбилей государственности отечественного цирка — дело, сложное невероятно. Закрытый мир цирковых со своими неприметными, но глубоко уважаемыми в цеху героями, предрассудками, обидами, войнами и победами требователен и болезненно уязвим. Некогда гигантская семья цирковых под крылом Союзгосцирка с его, казалось бы, незыблемыми и почитавшимися традициями в голодные 1990-е годы раскололась.
Неделя премьер в Омском театре для детей и молодежи
Вот уже второй год подряд Омский ТЮЗ открывает сезон «парадом премьер», традиция появилась у театра с приходом нового руководства. Два года — достаточный срок, чтобы порассуждать о том, куда идет театр под парусами директора Михаила Мальцева и главного режиссера Евгения Рогулькина.
VII Всероссийский молодежный форум-фестиваль «Артмиграция», ежегодно проводящийся в Москве Союзом театральных деятелей, представил в основной программе семь спектаклей из театров Архангельска, Воронежа, Пскова, Ижевска, Томска, Верхнего Уфалея и Бийска. Судя по ним, молодая режиссура за пределами двух столиц сегодня предпочитает оставаться в пределах стандартной коробки сцены, знакомой театру драматургии, нарративного театра и рефлексии о травмах прошлого.
В 2019 году исполняется 240 лет РГИСИ (дата, впрочем, сомнительная и недоказанная: нет связи между драматическим классом, который набрал Иван Афанасьевич Дмитревский в рамках «Танцовальной Ея Императорского Величества школы» — и Школой актерского мастерства (ШАМ) Леонида Вивьена, от слияния которой с КУРМАСЦЕПом Всеволода Мейерхольда в 1922 году получился Институт сценических искусств, ИСИ... Но вот что точно — в октябре этого года исполнится 80 лет театроведческому факультету. И тут без дураков. Самая старая театроведческая школа, идущая от 1912 года и графа Валентина Зубова, оформилась в факультет в 1939 году. Был набран первый курс студентов, и 1 октября начались занятия.
Эту школу олицетворяют многие ее создатели и продолжатели. Когда-то, начиная журнал, мы почти сразу организовали рубрику «Учителя». Частично из нее, частично из новых текстов пять лет назад была собрана и издана книга «Учителя» (составители Марина Дмитревская и Евгения Тропп), история факультета в лицах преподавателей и учеников (каждое эссе написано учеником об учителе). Герои книги — представители старших поколений педагогов нашего театроведческого (и портреты в ней расположены по хронологии их появления на факультете). Кому-то знаком этот том, кому-то — нет. И мы решили в течение предъюбилейных месяцев выводить в широкий читательский мир лица и творческие биографии знаковых педагогов театроведческого факультета. Вот так — серией, каждую неделю. Чтобы помнили.
Аудиопроменад в центре Риги о японских шпионах начала XX века («Heterotopia» Riga by Akira Takayama / «Гетеротопия» Акиры Такаямы, Токио); перформативная лекция-расследование о теневой стороне искусства с реальными и вымышленными историями («Les Louvres and/or Kicking the Dead» by Walid Raad / «Лувр и/или Пиная мертвых» Валида Раада, Нью-Йорк); спектакль-концерт-инсталляция с экстремальными звуками, от которых хочется убежать («Hannah» by Verdensteatret / «Ханна» Верденстеатра, Осло); исследование в области взаимодействия человека, заурядных объектов и материалов (воздушных шаров, стульев, скотча), изучение физических возможностей спортивного тела: опыт сотен неудач («High Performance Packing Tape» by Branch Nebula / «Высокая производительность скотча» «Отделения туманностей», Сидней); звуковое путешествие от заката до рассвета («Sonic Dawn» коллектива авторов); исследование боли и возможности контакта («Wooden Vandal» contact Gonzo / «Лесной вандал» «контакта Гонзо», Осака); 4-часовой концерт-инсталляция с приготовлением риса «Voice» Tetsuya Umeda / «Голос» Тэцуи Умеды, Осака); документальный спектакль об украинских сиделках в Италии («Lighter Than Woman» by Kristina Norman / «Легче, чем женщина» Кристины Норман, Таллин); неудачный концерт с эффектами провала на киностудии («Fruits of Labor» by Miet Warlop / «Плоды труда» Мита Варлопа, Гент); концерт-инсталляция с одним инструментом и шестью нечеловеческими слушателями («Microcosm» by Philippe Quesne / «Микрокосм» Филиппа Кена, Париж); огромная шарманка со встроенным поворотным кругом («Z R w h d Z. Riga» by Krista and Reinis Dzudzilo/ «Z R w h d Z. Riga» Кристы и Рейниса Дзудзило, Рига); променад с незнакомкой/незнакомцем по заброшенной школе («HALL07» by TAAT and Festival School artists / «HALL07» компании TAAT и художников фестивальной школы) — это не исчерпывающий перечень постановок рижского фестиваля Homo Novus, который проходил с 5 по 13 сентября 2019 года. Мария Слоева уже второй год подряд знакомится с бесчисленным количеством нетеатральных пространств фестиваля и новыми художниками, которые работают в неконвенциональных условиях и создают сайт-специфические и междисциплинарные постановки. Она поговорила с художественным руководителем фестиваля Гундегой Лайвиня о программе этого года, зрителях и особенностях выпуска проектов.
«Дядя Ваня». А. П. Чехов.
Театр Наций.
Режиссер Стефан Брауншвейг.Когда идешь на очередной спектакль по пьесе Чехова, ожидаешь если не чего-то радикального, то, по крайней мере, какой-то оригинальности. Ожидаешь зримого режиссерского переосмысления. Пьесы хрестоматийные, поэтому, по простой логике, требуется какой-нибудь контрапункт, спор с текстом или противоречивое решение, не очевидное из пьесы, адаптация с учетом прошедших со времен написания ста лет. Поставить Чехова «как есть» (автор рецензии понимает всю абсурдность и максимальную условность этого определения) — в общем-то, риск, самый настоящий. Стефан Брауншвейг, автор постановки в Театре Наций, рискнул, и получился спектакль, который не потрясает, но смотреть его очень приятно.
«Утополис».
Театральная группа Rimini Protokoll в рамках Международной театральной олимпиады.В симпатичных книжечках, которые участники спектакля получают перед его началом — и для записи впечатлений, и для успешного нахождения локаций, — сразу же обозначен главный референс: это, разумеется, «Утопия» Томаса Мора. Здесь же собраны отдельные реплики участников предыдущих показов: «Общество бы стало счастливее, если бы каждый пошел к психологу», «Я бы хотел видеть мир без интернета», «Я определяю счастье как отсутствие похмелья» и другие.
Обозначено здесь и то, что спектакль — это копродукция Манчестерского международного фестиваля, Театральной олимпиады 2019, Schauspiel Koln и Coventry UK City of Culture. «Утополис» — самый трудоемкий из проектов Театральной олимпиады 2019 и наименее популярный. Когда-то, в 2014 году, Rimini вместе с БДТ выпустили «Remote Петербург», открыв для нас ящик Пандоры сайт-специфика и экспириенса. Справедливости ради стоит отметить, что на месяц раньше тем же летом стартовал однодневный «Маршрут „Старухи“» Константина Учителя, но тогда Remote обошел его в общественном резонансе, взяв количеством показов. Вскоре в Москве обосновался (и успешно живет своей жизнью и сейчас) свой Remote, потом в Москве же были опробованы «Cargo Moscow», «В гостях. Европа» (этот спектакль в квартире был показан в 2017 году и в рамках петербургской «Точки доступа»), «Situation rooms» и «Зловещая долина» (спектакль c роботом), а на «Золотую Маску 2019» приехал «100% Воронеж».
«Мать».
Театральная компания Peeping Tom (Брюссель, Бельгия) в рамках Международной театральной олимпиады.
Режиссер и хореограф Габриэла Карризо, художник Диан Фурдринье, ассистент по драматургии Франк Шартье.Два мощных впечатления длящейся Театральной олимпиады — из Бельгии. Кажется, есть повод зарифмовать спектакль Габриэлы Карризо с «Землей Нод», виденной в июне, через мотив музея, музейного, — но как по-разному он работает в двух случаях! В опусе компании FC Bergman полотно Рубенса, волей случая зависшее посреди галерейной пустоты, стягивало рябь повседневности, как магический ракурс, некий над-смысл. В сегодняшнем спектакле «выставочный» пунктир, протянутый сквозь час действия, отчетливо ироничен, снижен. Но это не слишком веселая усмешка.
В 2019 году исполняется 240 лет РГИСИ (дата, впрочем, сомнительная и недоказанная: нет связи между драматическим классом, который набрал Иван Афанасьевич Дмитревский в рамках «Танцовальной Ея Императорского Величества школы» — и Школой актерского мастерства (ШАМ) Леонида Вивьена, от слияния которой с КУРМАСЦЕПом Всеволода Мейерхольда в 1922 году получился Институт сценических искусств, ИСИ... Но вот что точно — в октябре этого года исполнится 80 лет театроведческому факультету. И тут без дураков. Самая старая театроведческая школа, идущая от 1912 года и графа Валентина Зубова, оформилась в факультет в 1939 году. Был набран первый курс студентов, и 1 октября начались занятия.
Эту школу олицетворяют многие ее создатели и продолжатели. Когда-то, начиная журнал, мы почти сразу организовали рубрику «Учителя». Частично из нее, частично из новых текстов пять лет назад была собрана и издана книга «Учителя» (составители Марина Дмитревская и Евгения Тропп), история факультета в лицах преподавателей и учеников (каждое эссе написано учеником об учителе). Герои книги — представители старших поколений педагогов нашего театроведческого (и портреты в ней расположены по хронологии их появления на факультете). Кому-то знаком этот том, кому-то — нет. И мы решили в течение предъюбилейных месяцев выводить в широкий читательский мир лица и творческие биографии знаковых педагогов театроведческого факультета. Вот так — серией, каждую неделю. Чтобы помнили.
В Новосибирске прошел фестиваль уличных театров «Три вороны»
Фестиваль «Три вороны» появился в Новосибирске в 2009 году. Тогда он проходил в рамках инновационного форума «Интерра», через несколько лет — самостоятельно, а в последнее время не проводился. В этом году «Три вороны» появились снова, теперь под патронажем «Первого театра». Символично, что десять лет назад артисты «Первого театра», только возникшего в Новосибирске, шли по центру города в костюмах ворон и тащили за собой огромную конструкцию из коробок, обклеенных цветной бумагой. На картонном чудовище большими буквами было написано «Бездарность». В финале шествия артисты разрывали монстра на куски, потому что бездарность должна быть уничтожена, а путь для театра, вышедшего на улицы, открыт. Сегодня «Первый театр», уже в другом составе, вернулся к идее расширения театральных границ.
20 сентября ушел из жизни актер петербургского ТЮЗа им. А. А. Брянцева Игорь Шибанов.
В СМИ заголовки вроде «Умер актер из „Бандитского Петербурга“ и „Брата“». Написать, что умер артист, сыгравший более чем девяносто ролей на сцене ленинградского и петербургского ТЮЗа, — сегодня, видимо, недостаточно убедительно. Театр, тем более детский, даже такой — что-то слишком зыбкое, не инфоповод, не хайп. Тут ничего не поделаешь.
Ушла Ирина Петровна Богачева.
Она была из категории царствующих особ. Она полвека царила на оперной сцене — легендарной Кировской-Мариинской. Ее героинь отличала царственность осанки, походки, подачи себя. И неважно, была это Любаша из «Царской невесты» Н. А. Римского-Корсакова, Кармен, Марфа из «Хованщины» М. П. Мусоргского — великие партии классических творений, или Комиссар из «Оптимистической трагедии» А. Н. Холминова и Катерина из «Петра Первого» А. П. Петрова — из самых современных для своего времени опусов. Они, естественно, совсем не походили друг на друга внешне, ибо характерностью Ирина Богачева владела виртуозно, но внутри каждую держал какой-то стальной стержень. Во всех ощущались сила духа, темперамент, иногда скрытый, иногда огнем прорывающийся наружу. Во всех — величественность и горделивость: в партии Амнерис, например, предельно откровенные, а в партии Марфы — тщательно замаскированные смирением и покорностью. Впрочем, слово «партия» применительно к сценическим образам Богачевой было бы не точным, из разряда дани традиции. У нее получались роли, а партии она оставляла концертным подмосткам, когда выступала с сольными вечерами. Правда и концерты ее исполнительски отличались истинным артистизмом. Она всегда оставалась человеком театра по сути своей, по природе — в быту, в педагогической деятельности, возглавляя не одно десятилетие кафедру вокала в Петербургской консерватории, в сольных вечерах на сценах Большого и Малого залов Филармонии. Камерность — не ее стихия.
«Росмерсхольм». По мотивам пьесы Г. Ибсена.
Венгерский театр Клужа (Клуж-Напока, Румыния) на Новой сцене Александринского театра в рамках Международной театральной олимпиады — 2019.
Режиссер Андрий Жолдак, сценография Андрия Жолдака и Даниэля Жолдака.Во втором действии за высоченным окном, типичным для спектаклей Андрия Жолдака, как бы разлит молочный туман. Устремления режиссера понятны: нордическая атмосфера, поэзия Севера, «бергмановский» монохром... Этому «Росмерсхольму» не откажешь в визуальной стильности, но я видел, что туман — это подсвеченный отрез полиэтилена, причем с пыльными разводами. И эта деталь относится ко всему спектаклю: ты вроде готов погрузиться в него, но какое-то отчуждение мешает быть соучастником сценической реальности. Я погляжу на этот «водопад» издалека, но прыгать не стану, обойду мельничной тропинкой.
комментарии