М. Макдонах. «Палачи». Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова.
Режиссер Николай Пинигин, художник Максим Обрезков
Кажется, я догадываюсь, зачем в свой юбилей Олег Валерианович Басилашвили выбрал пьесу Мартина Макдонаха «Палачи», действие которой утоплено в ретро 1963-го (сверяюсь по переводу Павла Шишина, хотя почему-то во многих рецензиях речь о 1965-м). Вдруг вспомнилось, что именно в 1963-м на сцену БДТ пришла настоящая европейская режиссура (Эрвин Аксер) и возникла «Карьера Артуро Уи», в которой сам-то Басилашвили «псевдоклассически», по его выражению, играл малюсенькую роль Мэлдри, но именно в «Карьере» актеры русской школы надели «внутренние маски» и предприняли путешествие в сценический гротеск. Теперь в «Палачах» Басилашвили строит роль на этой «внутренней маске», выкручивает себя в гротесковую характерность, уходит в постоянное обострение, у его заслуженного палача в отставке Гарри как бы даже и не лицо, а застывшая бледная безглазая маска с подергивающимся ртом (так кривились рты и в «Карьере Артуро Уи»).
Но Басилашвили, если я правильно догадываюсь, выбрал «Палачей» не поэтому, не в память об Аксере и своей театральной молодости. Условно говоря, дело сделала последняя сцена, когда два палача, Сид и Гарри, Шарков и Басилашвили, граждане страны, отменившей смертную казнь, договариваются, как вынести и закопать тело самосудно повешенного ими парня (виноват — не виноват — неизвестно). Договариваются вытаскивать, «как в старые времена»: один за руки, другой за ноги. Они не испытывают никаких угрызений совести, и Гарри, остекленевше глядя в зал, раздумчиво повторяет последнюю фразу: «Да, как в старые времена! (Пауза.) Я буду по ним скучать. (Пауза.) Буду скучать. (Пауза.) Я буду по ним скучать».
Басилашвили много вкладывает во внутренние вибрации этих реплик. В свой юбилей Олег Валерианович решил не расслабляться и не играть в какой-нибудь легкой пьеске доброго мудреца, а с помощью Макдонаха свести счеты со всем советским энкавэдэшным отродьем, с поколением сталинских соколов и прочих советских убийц, дав в финале крупным планом страшное, выбеленное светом, застывшее лицо живого мертвеца, нераскаявшегося убийцы при высокой должности. Того, кто, верно прослужив режиму, будет скучать по репрессивному террору и отсутствию смертной казни, как сейчас скучает по сильной руке, лагерям и расстрелам значительная часть российского населения.
Но чтобы догадаться о сверхзадаче выдающегося артиста, надо понимать уникальную роль Басилашвили-гражданина, слышать его, читать его книги. А еще надо дожить до финала. И лишь в последний момент почувствовать ту «вольтову дугу», о важности которой в театре говорил Басилашвили на юбилейном спектакле 28 сентября, уже после поклонов и славословий.
В свой сотый юбилейный сезон, совпавший с юбилеями его звезд (Светлана Крючкова, Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили), БДТ дал три бенефисных спектакля. Режиссеров для бенефисов (если не ошибаюсь, кроме Фрейндлих, но именно в расчете на нее была написана сама пьеса Ивана Вырыпаева) артисты-юбиляры выбирали сами. И можно только горевать о том, что Крючкова предпочла Романа Мархолиа, а Басилашвили Николая Пинигина. Это означает глубочайшую проблему: у выдающихся артистов нет контакта с авторским театром Андрея Могучего (как и он не нашел «пути к звездам»), а их собственный выбор (видимо, с этими режиссерами им привычно и комфортно репетировать) рождает спектакли-неудачи (в определенном — режиссерском — смысле это касается и спектакля Вырыпаева).
Понять логику, по которой именно «Палачей» отдали в руки Пинигина, невозможно. И не потому, что этот режиссер, у которого в других городах, как говорят, случаются хорошие работы, в БДТ ставил всегда посредственные спектакли (выше «ватерлинии» поднялся только «ART», ниже — все остальное, включая «Квартет», который был нам дорог никак не «антрепризной» режиссурой, а лишь возможностью увидеть на сцене вместе Кирилла Лаврова, Зинаиду Шарко, Алису Фрейндлих, Олега Басилашвили). В Пинигине никогда нельзя было заподозрить режиссера, тяготеющего к саспенсу, умеющего создать хоть какую-то атмосферу, а тем более — атмосферу гротесково-удушливого, дегуманизированного, захолустно-нелепого, трогательного и страшного мира, который пишет Макдонах. А тут еще надо пойти теми ходами, когда сюжет про «не наших» палачей в отставке зазвучит отечественной историей (хотя Макдонах давно — российское достояние), когда в Гарри—Басилашвили мы бы увидели нашего родного «стража режима» и его крупный план в финале отозвался бы бесспорным узнаванием…
В пьесах Макдонаха власть тьмы всегда чревата неразгаданной тайной, жестокость и преступления хорошо удобрили почву, на которой живут его герои, попивая эль, как ни в чем не бывало. Но этой почвы, этих бесконечных сумерек будничного насилия Пинигин не чувствует. Почва его «Палачей» — планшет сцены, на котором разведены и неторопливо обмениваются громкими «окрашенными» репликами персонажи (почему-то очень далеко разведены, по разным концам пространства). Их играют ветераны БДТ (Евгений Соляков — Чарли, Евгений Чудаков — Артур, Екатерина Толубеева — жена Гарри Элис). Спектакль поставлен так, как в каком-нибудь 1963-м ставили пьесы советских драматургов, обличающие пороки дикого Запада.
В прологе казнят через повешенье Хенесси (Виктор Бугаков), казнят за изнасилование, которого он не совершал. Кто совершил — останется тайной, потому что и появившийся знойно-патологический красавец Муни с коком "от Элвиса Пресли«(Руслан Барабанов) лишь на недолго станет нашим подозреваемым. Сам же Гарри—Басилашвили появляется на казни Хенесси легкой походкой, в ярко-элегантном костюме эстрадного маэстро, виртуоза своего дела, иллюзиониста, изящным движением руки нажимающего на кнопку, которая дернет веревку — и лишит жизни 233-го в его жизни подсудимого. Тем более — судил же не он, он — профессиональный исполнитель-перфекционист. Артист, блин. Народный и популярный.
Дальше на Гарри останется броский узорчатый жилет, в котором он будет похож на хищную птицу с острым профилем и нервными когтями (пальцы Басилашвили постукивают по стойке бара, которым владеет Гарри), реакции — вскинутые, губы дрожат, властные взмахи рук уже нелепы (у него больше нет ни власти, ни почета), презрение к миру, жестокость и «безглазость». Цветное пятно в сером мире. Стервятник.
Но сквозь пространственную и темпоритмическую энтропию спектакля трудно пробиться, здесь ничто ни с чем не сталкивается, не дает ни вспышек, ни разрядов. Иногда действие схватывает и центрует энергичный Руслан Барабанов, но все тут пустое, моторное: его Муни то по-опереточному таращит фосфорический глаз и демонстрирует мужскую стать, то играет людоеда из детского утренника. Иногда действие драматически берет Александра Магелатова (дочка палача, несчастная Ширли, которую крадет на время Муни, а все думают, что он ее порешил, как и ту девушку, из-за которой повесили его друга Хенесси). Сюжет оживает, когда появляется шустрый Андрей Шарков, любящий сценическую конкретность, но сказать, что за его эротоманом, помощником палача Сидом читается внятная биография, — тоже нельзя.
Спектакль средне поставлен и средне стоит… Пинигин никогда не был режиссером «слоистого» психологического рисунка с комплексом предлагаемых. Он всегда шел по прямой. Но Макдонах — автор «косых» линий, странноватых изгибов, провокаций, к тому же он автор очень достоверный (его собственный фильм «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», перекликающийся с «Палачами» темой изнасилования молодой девушки и мести за нее, — тому пример). Среднестатистическая, архаичная, без внутренней энергии высказывания, постановка сегодняшних «Палачей» запоминается лишь несколькими вспышками «вольтовой дуги».
…Когда Басилашвили—Гарри, сидя на стуле высоко над барной стойкой, дает интервью газетчику и мы видим на большом экране его зловещее дергающееся лицо. Он рассуждает о спасительности казней, он кичится тем, что не вешал нацистов, как его коллега Пьерпойнт, он особист-аристократ. На крупном плане Басилашвили выразителен и страшен.
…Когда после возвращения Ширли Гарри медленно произносит: «Если бы она умерла, я бы повесился».
…И вот когда он сидит с этим его последним остекленением, в столбняке, в безумии страшного, мертвого лица: «Да, как в старые времена! (Пауза.) Я буду по ним скучать. (Пауза.) Буду скучать…» А за этим — Лубянка и подвалы Большого дома на Литейном.
Все рецензии спектаклей Пинигина у госпожи Дмитревской носят личную неприязнь. Пинигин прекрасный режиссёр, эрудированная личность и я очень рада,что Басилашвили пригласил именно его. Это повод вернутся в некогда любимый театр,в который мы перестали ходить после прихода Могучего . И не потому что Могучий плохой режиссёр,а потому что ему место не в БДТ.
Евгения, мы не знакомы с Николаем Пинигиным, поэтому ЛИЧНОЙ неприязни быть не может по определению. Я просто много лет смотрела его спектакли и делала выводы о творческом составе режиссера. Только профессия, ничего личного.
Прочитал статью. Потом посмотрел спектакль (вот прямо сегодня). Как правильно, что ты, дорогая и крайне уважаемая Марина, не режиссер. И как же бы ты изнасиловала и юбиляра (он правильного режиссера на бенефис пригласил, вполне соответствующего его, как минимум, физическим возможностям). И драматурга. Был бы я другом последнего, нарочно попросил бы кого-нибудь перевести ему твой текст. У него был бы самый веселый Новый год в жизни. Это же придумать только, прикрутить этот текст к нашему священному гневу про НКВД. Но тебе, дорогая, поклон и восхищение. Твой гражданский и профессиональный темперамент повергают меня в прах. Вчера читал лекцию про Ф. Волкова и его темперамент. Так вот: он ребенок рядом с тобой. Как, впрочем, и я. Притом, что оба перед тобой старики. А ты — юная и горячая нимфа, богиня. С Новым годом, богиня! Удачи тебе и денег на журнал.
Купил билет заранее.Приехал из Москвы. Думал, бенефис народного артиста. а тут бац!! И это здорово, когда ты не получаешь желаемого и спокойно уезжаешь, а думаешь и думаешь: вот это да, как же так, во даёт Басилашвили!
Я не могу воздержаться и не прокомментировать.
Исключительно хорошо написано!