Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ПАМЯТИ ИГОРЯ ШИБАНОВА

    20 сентября ушел из жизни актер петербургского ТЮЗа им. А. А. Брянцева Игорь Шибанов.

    В СМИ заголовки вроде «Умер актер из „Бандитского Петербурга“ и „Брата“». Написать, что умер артист, сыгравший более чем девяносто ролей на сцене ленинградского и петербургского ТЮЗа, — сегодня, видимо, недостаточно убедительно. Театр, тем более детский, даже такой — что-то слишком зыбкое, не инфоповод, не хайп. Тут ничего не поделаешь.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ПАМЯТИ ИРИНЫ БОГАЧЕВОЙ

    Ушла Ирина Петровна Богачева.

    Она была из категории царствующих особ. Она полвека царила на оперной сцене — легендарной Кировской-Мариинской. Ее героинь отличала царственность осанки, походки, подачи себя. И неважно, была это Любаша из «Царской невесты» Н. А. Римского-Корсакова, Кармен, Марфа из «Хованщины» М. П. Мусоргского — великие партии классических творений, или Комиссар из «Оптимистической трагедии» А. Н. Холминова и Катерина из «Петра Первого» А. П. Петрова — из самых современных для своего времени опусов. Они, естественно, совсем не походили друг на друга внешне, ибо характерностью Ирина Богачева владела виртуозно, но внутри каждую держал какой-то стальной стержень. Во всех ощущались сила духа, темперамент, иногда скрытый, иногда огнем прорывающийся наружу. Во всех — величественность и горделивость: в партии Амнерис, например, предельно откровенные, а в партии Марфы — тщательно замаскированные смирением и покорностью. Впрочем, слово «партия» применительно к сценическим образам Богачевой было бы не точным, из разряда дани традиции. У нее получались роли, а партии она оставляла концертным подмосткам, когда выступала с сольными вечерами. Правда и концерты ее исполнительски отличались истинным артистизмом. Она всегда оставалась человеком театра по сути своей, по природе — в быту, в педагогической деятельности, возглавляя не одно десятилетие кафедру вокала в Петербургской консерватории, в сольных вечерах на сценах Большого и Малого залов Филармонии. Камерность — не ее стихия.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЖОЛДАКХОЛЬМ

    «Росмерсхольм». По мотивам пьесы Г. Ибсена.
    Венгерский театр Клужа (Клуж-Напока, Румыния) на Новой сцене Александринского театра в рамках Международной театральной олимпиады — 2019.
    Режиссер Андрий Жолдак, сценография Андрия Жолдака и Даниэля Жолдака.

    Во втором действии за высоченным окном, типичным для спектаклей Андрия Жолдака, как бы разлит молочный туман. Устремления режиссера понятны: нордическая атмосфера, поэзия Севера, «бергмановский» монохром... Этому «Росмерсхольму» не откажешь в визуальной стильности, но я видел, что туман — это подсвеченный отрез полиэтилена, причем с пыльными разводами. И эта деталь относится ко всему спектаклю: ты вроде готов погрузиться в него, но какое-то отчуждение мешает быть соучастником сценической реальности. Я погляжу на этот «водопад» издалека, но прыгать не стану, обойду мельничной тропинкой.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ГАЛИНА ВЛАДИМИРОВНА ТИТОВА

    В 2019 году исполняется 240 лет РГИСИ (дата, впрочем, сомнительная и недоказанная: нет связи между драматическим классом, который набрал Иван Афанасьевич Дмитревский в рамках «Танцовальной Ея Императорского Величества школы» — и Школой актерского мастерства (ШАМ) Леонида Вивьена, от слияния которой с КУРМАСЦЕПом Всеволода Мейерхольда в 1922 году получился Институт сценических искусств, ИСИ... Но вот что точно — в октябре этого года исполнится 80 лет театроведческому факультету. И тут без дураков. Самая старая театроведческая школа, идущая от 1912 года и графа Валентина Зубова, оформилась в факультет в 1939 году. Был набран первый курс студентов, и 1 октября начались занятия.

    Эту школу олицетворяют многие ее создатели и продолжатели. Когда-то, начиная журнал, мы почти сразу организовали рубрику «Учителя». Частично из нее, частично из новых текстов пять лет назад была собрана и издана книга «Учителя» (составители Марина Дмитревская и Евгения Тропп), история факультета в лицах преподавателей и учеников (каждое эссе написано учеником об учителе). Герои книги — представители старших поколений педагогов нашего театроведческого (и портреты в ней расположены по хронологии их появления на факультете). Кому-то знаком этот том, кому-то — нет. И мы решили в течение предъюбилейных месяцев выводить в широкий читательский мир лица и творческие биографии знаковых педагогов театроведческого факультета. Вот так — серией, каждую неделю. Чтобы помнили.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТАНЦЫ ТЬМЫ

    «Далеко». К. Черчилл.
    Театральная платформа «В Центре» (Ельцин Центр, Екатеринбург).
    Режиссер Илья Мощицкий, художник Сергей Кретенчук.

    Режиссер Илья Мощицкий осознанно работает на территории разножанровых экспериментов, предполагающих провокативное воздействие на публику. В недавней премьере екатеринбургской платформы «В Центре» Мощицкий использует довольно аскетичные средства выразительности, что не мешает воспринимать спектакль как тяжелый сон, пришедший в состоянии глубокого наркотического опьянения. Пьеса Кэрил Черчилл «Далеко» живет не по реалистичным законам — это три сцены, представляющие собой модель превращения мира в тотально воинственную структуру, где даже силы природы находятся в постоянном состоянии агрессии, готовности нанести удар. Черчилл свободно монтирует сцены, не связанные общей событийной канвой, но как бы наслаивающиеся одна на другую, чтобы расширить картину милитаристического катастрофичного мира. Вслед за ней этим приемом пользуется и режиссер: не пытается ничего объяснить зрителю, бросает его в ситуацию полнейшего недоумения от созерцания происходящего.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • РУССКОЕ ПОЛЕ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ

    «Коллективные действия». И. Васьковская.
    Театральная платформа «В центре» (Ельцин Центр, Екатеринбург).
    Режиссер Николай Русский, художник Юлия Застава.

    Николай Русский, разбирающий в своих спектаклях эпоху как феномен и воспроизводящий ее как череду ассоциаций, в этот раз обращается к группе московских художников-концептуалистов «Коллективные действия». Посвящая почти весь спектакль именно их акциям, режиссер пытается прочувствовать эпоху 1970-х и понять явление акционизма с «человеческой» точки зрения. С этой позиции за вылазками людей за город, за их участием в загадочных действах кроется попытка побега от реальности (о поиске свободы речь не идет, свобода в советском мире сводится к выбору «куда пойти» в интимно-общественном мире коммунальной квартиры — на кухню или в уборную). Потому такое большое внимание уделяется инсталляции Ильи Кабакова «Человек, который улетел в космос из своей комнаты». Из метафизического ада комнаты/города/страны герой Кабакова исчезает через дыру в потолке. И созвучна этому повторенная актерами сцена из «Семнадцати мгновений весны», в которой Штирлиц отправляет пастора Шлага в Швейцарию — единственную страну мира и свободы среди войны.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ЗАЯВЛЕНИЕ АССОЦИАЦИИ ТЕАТРАЛЬНЫХ КРИТИКОВ В ПОДДЕРЖКУ ПАВЛА УСТИНОВА

    16 сентября актер Александр Паль запустил флешмоб #свободупавлуустинову, который поддержало множество российских актеров, режиссеров, критиков и других деятелей театра: сотни человек записали видеообращения в поддержку осужденного актера Павла Устинова. Акция продолжилась серией одиночных пикетов у здания Администрации Президента. Ассоциация театральных критиков также выражает свое несогласие с решением Тверского районного суда по делу Устинова в виде 3,5 лет лишения свободы в колонии общего режима.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ВЛАДИМИРОВ

    В 2019 году исполняется 240 лет РГИСИ (дата, впрочем, сомнительная и недоказанная: нет связи между драматическим классом, который набрал Иван Афанасьевич Дмитревский в рамках «Танцовальной Ея Императорского Величества школы» — и Школой актерского мастерства (ШАМ) Леонида Вивьена, от слияния которой с КУРМАСЦЕПом Всеволода Мейерхольда в 1922 году получился Институт сценических искусств, ИСИ... Но вот что точно — в октябре этого года исполнится 80 лет театроведческому факультету. И тут без дураков. Самая старая театроведческая школа, идущая от 1912 года и графа Валентина Зубова, оформилась в факультет в 1939 году. Был набран первый курс студентов, и 1 октября начались занятия.

    Эту школу олицетворяют многие ее создатели и продолжатели. Когда-то, начиная журнал, мы почти сразу организовали рубрику «Учителя». Частично из нее, частично из новых текстов пять лет назад была собрана и издана книга «Учителя» (составители Марина Дмитревская и Евгения Тропп), история факультета в лицах преподавателей и учеников (каждое эссе написано учеником об учителе). Герои книги — представители старших поколений педагогов нашего театроведческого (и портреты в ней расположены по хронологии их появления на факультете). Кому-то знаком этот том, кому-то — нет. И мы решили в течение предъюбилейных месяцев выводить в широкий читательский мир лица и творческие биографии знаковых педагогов театроведческого факультета. Вот так — серией, каждую неделю. Чтобы помнили.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КАК В СТАРЫЕ ВРЕМЕНА

    «Палачи». М. МакДонах.
    Гоголь-центр.
    Режиссер и художник Кирилл Серебренников.

    Реалии пьесы Мартина МакДонаха в новом спектакле Кирилла Серебренникова перенесены из Ирландии в Россию, время действия — начало 2000-х годов, за пять лет до этого, в 1996-м, президент Ельцин ввел мораторий на смертную казнь.

    У МакДонаха бывшие палачи оказались не у дел — теперь они просиживают штаны за кружкой разбодяженного пива в захолустных дрянных кабаках, которые держат такие же, как они, но чуть более хозяйственные. Ситуация утрированная, парадоксальная, очевидно комедийная.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ГОРЕ, БОГ, КИНО И ФАВНЫ

    «Хроники Нарнии. Племянник чародея». По книгам К. Льюиса.
    Красноярский ТЮЗ на фестивале «Реальный театр».
    Режиссер Роман Феодори, инсценировка Нины Беленицкой, художник Даниил Ахмедов.

    Первый акт спектакля — это шоу с эффектной историей о сотворении мира, где в танце сливаются четыре стихии, а фавны на высоких козлиных ногах-ходулях трубят в горны, появляясь прямо в зале.

    Здесь царствует видеоряд. Именно он занимает большую часть сценографии, но срабатывает далеко не всегда. Одновременно на сцене сосуществуют и персонажи, чьи костюмы «сделаны» целиком при помощи видео, и прекрасные фавны, здесь люди в доспехах воинов, красные платья и высокие короны каких-то духов, но все они безмолвны и существуют только ради эффектности первого появления. Это соседство сбивает с толку, театральная иллюзия тут же разрушается.

    Читать дальше | Комментарии 9 комментариев
  • «Я НЕ ЛЮБЛЮ НАСИЛЬЕ И БЕССИЛЬЕ…»

    «Всю жизнь я делал то, что делать не умел». Р. де Вос.
    Театр дю Нор — Национальный драматический центр (Лилль, Франция).
    Режиссер Кристоф Рок.

    Из темноты сцены вырисовываются два объекта: белая, словно лист бумаги, стена и замершее в неестественной позе тело, обведенное полицейским мелом. Чуть поодаль, в тени, находится единственный элемент реквизита — черный стул, перевернутый набок, лежащий рядом с погибшей женщиной (мужчиной?) будто бы «за компанию»: брошенные, сближенные небытием предметы неживой материи. Но с третьим звонком, зовущим зрителей в зал, «тело» начинает «звучать»: оно словно бы оживает от низкого, гортанного, идущего откуда-то извне или из-под планшета сцены звука, и не сразу приходит догадка, что питающий его источник — внутри этого, казалось бы, уже схваченного мертвенным холодом, существа.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НАТАЛЬЯ БОРИСОВНА ВЛАДИМИРОВА

    В 2019 году исполняется 240 лет РГИСИ (дата, впрочем, сомнительная и недоказанная: нет связи между драматическим классом, который набрал Иван Афанасьевич Дмитревский в рамках «Танцовальной Ея Императорского Величества школы» — и Школой актерского мастерства (ШАМ) Леонида Вивьена, от слияния которой с КУРМАСЦЕПом Всеволода Мейерхольда в 1922 году получился Институт сценических искусств, ИСИ... Но вот что точно — в октябре этого года исполнится 80 лет театроведческому факультету. И тут без дураков. Самая старая театроведческая школа, идущая от 1912 года и графа Валентина Зубова, оформилась в факультет в 1939 году. Был набран первый курс студентов, и 1 октября начались занятия.

    Эту школу олицетворяют многие ее создатели и продолжатели. Когда-то, начиная журнал, мы почти сразу организовали рубрику «Учителя». Частично из нее, частично из новых текстов пять лет назад была собрана и издана книга «Учителя» (составители Марина Дмитревская и Евгения Тропп), история факультета в лицах преподавателей и учеников (каждое эссе написано учеником об учителе). Герои книги — представители старших поколений педагогов нашего театроведческого (и портреты в ней расположены по хронологии их появления на факультете). Кому-то знаком этот том, кому-то — нет. И мы решили в течение предъюбилейных месяцев выводить в широкий читательский мир лица и творческие биографии знаковых педагогов театроведческого факультета. Вот так — серией, каждую неделю. Чтобы помнили.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «МОЖЕТ БЫТЬ, ПРО ВОЙНУ СЛИШКОМ МНОГО И ГРОМКО НЕ НАДО?»

    «872 дня. Голоса блокадного города». А. Адамович и Д. Гранин.
    Театр «Суббота».
    Режиссер Татьяна Воронина, художник Елена Жукова.

    Идти на спектакль о блокаде не очень-то хотелось из-за всевозможных страхов. Смогут ли создатели избежать спекулятивности, пафоса, сентиментальности и пошлости, обращаясь к этой по-прежнему больной странице нашей истории? Как вообще сейчас ставить спектакль на эту тему, если она заезжена, затерта до дыр, скомпрометирована всеми «ветеранскими» мероприятиями — от утренников в начальной школе, слезливых «датских» ретро-спектаклей больших театров до тошнотворных концертов пожилых звезд эстрады по Первому каналу? Как говорить о блокаде, чтобы мурашки не продирали спину от неловкости за тех, кто говорит? Какими театральными средствами? Как играть это современным актерам? И о чем мог бы быть очередной «блокадный» спектакль?

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • «НУ ХОТЯ БЫ ОДНУ НОЧЬ!»

    В Каменске-Уральском прошла лаборатория Театра Наций по современной драматургии при поддержке Министерства культуры РФ

    Оказавшись впервые на лаборатории по современной драматургии Театра Наций, я ощутила, какая это бомба. Каменск-Уральский театр «Драма номер три», в котором проходила лаборатория, хорошо мне, живущей от Каменска в двух часах езды на автобусе, знаком. Вполне хороший театр с чудным художественным руководителем, энтузиастом Людмилой Матис, с достойным репертуаром, с неплохой труппой... Взорвалось! После пяти дней мастер-классов — Батраза Засеева (сцендвижение), Егора Архипова (сценречь) — и работы над традиционными для лаборатории тремя показами современных пьес с режиссерами Кириллом Сбитневым, Дмитрием Зиминым и Алексеем Логачевым я увидела потрясающую труппу, живой, полный молодой энергии театр, удивительную атмосферу счастливого товарищества-единения.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НЕ ВЫХОДИ ИЗ КОМНАТЫ

    «Шоу-рум». Драмситком.
    Один театр (Краснодар).
    Текст Одного театра, постановка Арсения Фогелева.

    «Шоу-рум» — это не про моду и не про магазин. Это шоу, которое будет идти в одной комнате. С повторениями, раздражающим закадровым смехом и шутками разной степени тяжести, — чтобы в итоге подняться до уровня хорошей комедии абсурда.

    Как-то раз в интервью Арсений Фогелев сказал мне, что, по его мнению, ценность современной драматургии преувеличена, и что если записать жизненные монологи актеров, получится лучше любой пьесы. С тех пор он поставил «Иллюзии» Вырыпаева и вообще, кажется, свое отношение к современной драме пересмотрел. Однако замысел коллективного актерского текста не забылся, и вот в августе 2019 года — на фоне нарастающих финансовых проблем театра (собственник здания в два раза поднял аренду) — сочинился «Шоу-рум».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «СТОЛЬКО ЗОЛОТА ЗА ОДИН ЛИШЬ ПОЦЕЛУЙЧИК»

    «Папа всегда прав». Н. Димитрова, Ю. Дачев по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Уж что муженек сделает, то и ладно».
    Театр «Кредо» (София, Болгария).
    Режиссер Нина Димитрова, декорации и костюмы Нины Димитровой и Васила Василева-Зуека.

    Сказка-притча Нины Димитровой вся закутана в теплый белый свитер — из пушистой ткани сделаны и костюмы, и реквизит.

    В далекой Дании, которая превращается в условную сказочную страну, вечно живет зима, вся состоящая из свитеров, одеял и теплеющих в синем сумраке фонариков. От этой зимы никогда не бывает холодно, даже если в крыше сплошные дырки, через которые валит снег. А может, дело не в сказочности Дании, а в большой-большой любви, которая и согреет, и накормит, и никогда не обидит, в которую тоже можно завернуться, как в большое пушистое одеяло, и спрятаться от любого мороза.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ФЕСТИВАЛЬ «ПЕТРУШКИ МИРА». СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ

    В последний день лета и в первый день осени в подмосковном городе Сергиев Посад состоялся
    1-й Международный фестиваль уличных театров «Петрушки мира».

    Театр Петрушки — русская народная комедия, претерпевшая и забвения, и возрождения. Ее переосмысляли в послереволюционное время, забывали, снова извлекали из своей памяти в эпоху оттепели (тогда, в 60-е годы, родилось целое движение — были организованы фольклорные коллективы, создавались научные труды). Петрушка пережил разные времена и дожил до того, что, благодаря Михаилу Ярушу и Андрею Шавелю, сегодня в его честь появился целый фестиваль. Когда-то без представления этой перчаточной куклы не проходили ни одна ярмарка и ни одно народное гулянье. Петрушка — дурак, балагур, жестокий паяц, бессмертный насмешник, смеющийся и высмеивающий, веселящийся и веселящий, побеждающий и чертей, и врагов, и даже саму смерть. Нос крючком, колпак торчком, нахальный и удачливый — таков был любимец публики. И, как оказалось, таким плут и остался в каждой из своих вариаций.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ЧАЙКА» ГРИГОРИЯ КОЗЛОВА НА «РЕАЛЬНОМ ТЕАТРЕ»

    Григорий Козлов поставил спектакль «Чайка» в Свердловском академическом театре драмы год назад. Сегодня его покажут на «Реальном театре», а мы публикуем рецензии Галины Брандт и Льва Закса из № 94, который еще не выложен на сайт.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЗАПАСЫ ЗАМЫСЛОВ

    В Красноярском ТЮЗе завершился «Арт-маркет» — беспрецедентный с точки зрения театрального менеджмента эксперимент, инициированный художественным руководителем Романом Феодори и директором Наталией Кочорашвили. «Арт-маркет» — открытый конкурс творческих заявок на создание детского спектакля большой формы. Конкурс впервые проходил в два этапа с 15 апреля по 9 сентября 2019 года совместно со Всероссийским фестивалем-лабораторией «Колесо», учрежденным СТД РФ и РАМТ.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «КРЕСТЬЯНЕ О ПИСАТЕЛЯХ» НА «РЕАЛЬНОМ ТЕАТРЕ»

    Шестой фестивальный день «Реального театра» продолжается спектаклем Томского ТЮЗа в постановке Дмитрия Егорова — «Крестьяне о писателях». В прошлом году Юлия Бухарина и Мария Кожина побеседовали об этом спектакле. Публикуем текст из № 93.

    Читать дальше | Комментарии (0)