Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

11 сентября 2017

ЖОНГЛИРОВАНИЕ ШАРИКАМИ И ТОПОРАМИ

9 сентября Упсала-цирк провел камерный фестиваль нового цирка и стрит-арта «Балансировка» при участии Славы Полунина, Валери Фрателлини, эстонского слэклайнера Tauri Vahesaar и финского цирка «Race Horse company».

В этом году фестиваль «Балансировка» длился всего один день, что неудивительно: цирк только что приехал с гастролей в Эдинбурге и уже отправляется в Грузию. Мастер-классы и дискуссии шли в очередь со спектаклями и осенним непрекращающимся дождем, но настроения это никому не испортило. Все-таки Упсала-цирк умеет делать уличные праздники для всей семьи так, что всем, даже грудникам, там уютно.

Для Упсала-цирка каждый фестиваль — повод научиться новому. А раз главной темой стал стрит-арт, то можно было рисовать граффити, разучивать брейк-данс или пробовать силы в акробатике на мастер-классе Аньес Бран, преподавателя одной из лучших цирковых школ Франции — «Академии Фрателлини» и постановщицы трюков в фильмах «Такси-1» и «Такси-2». Для взрослых были небольшие лекции от основательницы «Академии Фрателлини», наследницы цирковой династии Валери Фрателлини и клоуна, а также президента фестиваля «Балансировка» Славы Полунина.

Валери Фрателлини, Слава Полунин, Лариса Афанасьева и др.
Фото — В. Вострухин.

Валери Фрателлини рассказала о том, как возникла ее школа: «Академия появилась после смерти моей матери в Сен-Дени, у стадиона. Это был пригород Парижа, бедный квартал. Но мэр городка хотел создать квартал, в котором проходили бы события, имеющие отношение к культуре: он думает, что без культуры и искусства человек — ничто. Так у нас появилось место для школы и постановки спектаклей. Мы стали проводить множество мероприятий. Нам надо было привести зрителей, но почему-то к нам чаще приезжали дети вместе с классами, а с родителями — очень редко. И в Сен-Дени трудно с общественным транспортом, поэтому мы решили первыми поехать в разные кварталы и рассказать о школе. Мы организовали группы из трех-четырех артистов, которые ездили по разным районам и показывали уличные представления. Еще мы открыли школу для всех, кто хочет заниматься цирком, от пяти лет и до самой старости. Так мы сформировали круг тех, кому интересно искусство цирка».

Президент фестиваля Слава Полунин поделился своей любимой теорией «театрализации жизни» режиссера начала XX века Николая Евреинова, которую он реализует на практике в лаборатории «Желтая мельница» под Парижем. Идея проживать жизнь как произведение искусства воплощается в праздниках под открытым небом. Окружающие мельницу разноцветные сады становятся живыми декорациями для любых самых смелых экспериментов художников всех искусств. У каждого праздника — свои правила и свой образ. На «720 лунах» каждый гость был и зрителем, и актером своего собственного спектакля, а еще на входе обязательно получал тортом в лицо. На «Сказках белых зайцев» в каждом из уголков сада необычные персонажи рассказывали сказки, и нужно было путешествовать по соединяющей разные миры красной дорожке, с возможностью наткнуться на сбежавшего из чьей-то истории героя. На празднике «Как научить голубя летать» все было пронизано темой полета: каждый мог сам сделать себе крылья и полетать на любом из аттракционов, созданных художниками из разных стран мира. (Подробнее вы можете узнать на сайте «Желтой мельницы»…)

«Race Horse company».
Фото — В. Вострухин.

Кроме «теории» и мастер-классов, было три зрелища. Упсала-цирк показал обкатанный в Эдинбурге «Эффект пинг-понгового шарика», который качественно вырос со времени премьеры, несмотря на смену состава (часть команды выпустилась, и на ее место пришли более молодые). Эстонский слэклайнер (читай — канатоходец) Tauri Vahesaar демонстрировал сложные трюки, балансируя на протянутой над прудом стропе — слэклайне. И, наконец, привезли новые номера давние друзья Упсала-цирка — финны «Race Horse company». Со свойственной им иронией они, одетые в строгие костюмы, делали акробатические трюки на обычных фитболах, жонглировали булавами, стоя на лыжах, а также топорами и ножами, конечно, остро заточенными.

Завершая этот небольшой репортаж о празднике, хочется сказать о том, что цирк давно вышел за пределы манежа. И не только на эстраду, но и в спорт, и в уличные формы искусства. И фестиваль «Балансировка», неформальный, полный жизни, как и все, что делает Лариса Афанасьева, — об этом.

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога