«Зимняя сказка». У. Шекспир.
Краснодарское творческое объединение «Премьера». Краснодарский молодежный театр.
Режиссер Даниил Безносов, художник Михаил Кукушкин.
Пока Краснодарская драма тщетно ищет себе «главного» и не находит, Краснодарский молодежный театр под финал сезона переманил из «Тильзит-Театра» Даниила Безносова.
Даниил Безносов выпустил в Краснодарском молодежном театре «Зимнюю сказку», спектакль, два действия которого не похожи друг на друга, как любимый и нелюбимый ребенок.
Из всех шекспировских ревнивцев герой «Зимней сказки» Леонт, скажем так, наиболее немотивирован. В гости к королю Сицилии Леонту приезжает друг детства король Богемии. Поликсен, и вдруг гостеприимный правитель начинает подозревать между старым другом и молодой женой любовную связь, мало сказать подозревать, он тут же учиняет расправу: жену отправляет в темницу, а сбежавших своего «верного» слугу Камилло и предупрежденного им Поликсена осыпает проклятьями. Подданные в замешательстве. Правитель их в один миг превратился в сумасшедшего тирана. Современным языком можно добавить, что резкая перемена в самодержце ведет за собой смену элит на маленькой Сицилии.
Иному режиссеру эта история пригодилась бы для разговора о событиях государственного масштаба, но не Даниилу Безносову. Первый акт, вся история незапланированного сумасшествия короля Леонта, решена формально, холодно, потому что режиссеру интереснее не про властей предержащих, а про людей: пастухов, мелких воришек, влюбленных юношей — про всю неказистую человеческую жизнь, идущую параллельно дворцовым переворотам. Всего этого достаточно во втором акте, который при всей своей визуальной эклектичности разработан в подробностях и с большей фантазией — режиссерской и актерской.
Площадка только открывшегося после ремонта Краснодарского молодежного театра разделена на два зеркальных зрительных зала, которые отделяются от сцены и друг от друга небольшими канавками с водой. Прямоугольное пространство для игры, таким образом, обрамлено с двух сторон зрителями. И актер появляется в спектакле, входя в те же двери, в какие проходила в зал публика. Так уж случилось, что в этом театральном пространстве нет кулис и всего один вход. Но постановке «Зимней сказки» это совсем не мешает, наоборот — диктует близкий Шекспиру тип театральности.
На полу играет одетый в детский морской костюмчик мальчик Мамилий (Евгений Парафилов), болезненностью, одеянием и предстоящей скорой кончиной он напоминает убиенного царевича Алексея. Но царствующая его семья — совсем не русские монархи, а сицилийская мафия. Король Сицилии Леонт (Анатолий Дробязко) визуально — безупречный мафиозный дон, крестный отец, в строгом черном костюме-футляре. И его подчиненные, включая правую руку — Камилло, так же безукоризненно похожи на героев киноэпопей о сицилийской мафии.
Сценография спектакля лаконична и функциональна. Черное фортепиано да длинный красный стол как разделительная линия между двумя зрительными рядами.
Единственное, чему мешает такое сценографическое решение, так это углядеть, в какой миг сидящие на одном конце стола Гермиона (Анастасия Радул) и Поликсен (Алексей Алексеев) вызывают подозрение у Леонта, в какую долю секунды закрадывается мысль, которая с такой реактивной скоростью захватит сознание героя. Однако будет не вполне справедливо утверждать, что лишь длинный красный стол мешает нам увидеть завязку истории. Резкого изменения в Леонте не сыграно ни королем, ни его свитой.
Особенно важны здесь реакция и все дальнейшее поведение перебежчика Камилло, который вместе с Паулиной, завладевшей волей Леонта, — основные двигатели интриги в пьесе. Они, кажется, управляют королями и судьбой их отпрысков, как хотят. Виктор Плужников будто не учитывает, что его герой — правая рука босса мафии, сбежавший в самый неподходящий момент. На место серого кардинала сицилийского королевства заступает Паулина. Ее играет актриса Наталья Денисова, одной своей внешностью уже отправляющая нас на Сицилию, где знойные и темпераментные женщины могут легко заткнуть за пояс любого босса мафии. Но, к сожалению, свою героиню актриса исполняет с той чистой эмоцией, с какой существуют актрисы латиноамериканских сериалов. Паулина здесь словно бы и не устраивает на протяжении нескольких лет триумфальное возвращение якобы умершей царицы Гермионы во дворец, словно бы и не просчитывает ситуацию на несколько ходов вперед. Нет, актриса воздевает руки к небу на полном серьезе, заклинает и стенает с оперным размахом. Ей, как, впрочем, и остальным, в этом «мафиозном» акте не хватает остранения, собственно игры в мафию.
Вестники Аполлона, например, похожи на двух киллеров из «Криминального чтива». Внешнее сходство есть, а вот подходящий их внешности и шекспировскому тексту способ существования не найден.
Богемия стилистически — некий постмодернистский сплав: хиппи, индейцы, балканские селяне. Все это мерещится в одежде как царствующих, так и простых богемцев.
Король Богемии Поликсен имеет зеркальную Леонту сцену гнева, но она сыграна гораздо убедительнее и режиссерски выстроена точно. У нас на глазах мягкотелый Поликсен, уязвленный сыновним недоверием, превращается в гневающегося короля. Формальная сцена королевского гнева из первого акта находит свое живое отражение во втором.
В большинстве спектаклей по шекспировской пьесе «Сон в летнюю ночь» линия репетирующих ремесленников оказывается интересней, чем сказочная и королевская. В «Зимней сказке» Краснодарской «Молодежки» интереснее всего деревенщина с их незатейливым праздником, пастухи отец и сын, приютившие принцессу Утрату, обаятельный вор Автолик с его переодеваниями и другими номерами и даже добряк Поликсен, король Богемии, который в сравнении с Леонтом представляется сельским простаком. Тут режиссерская и актерская фантазия работает в унисон. Простаки, которые, тем не менее, своего не упустят, добряки и пройдохи, одетые в заплаты, интересуют режиссера много больше, чем стилистические игры и история одного мафиозного государства. Кажется, Даниил Безносов про маленького человека знает что-то такое, перед чем меркнут все дела государственной важности.
Комментарии (0)