Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

14 августа 2014

ВЫХОД К МОРЮ

Анна Яблонская. Театр и жизнь. Одесса: Бахва, 2014.

На фоне непрекращающихся войн и кровавых сражений за металл выход любой книги, казалось бы, теряет свое значение. Самолеты взрываются, города обстреливаются, жизнь человека обесценивается донельзя, словно в компьютерной игре. Мы спорим в сетях, находим врагов, наконец, сами на время становимся ими, и так до бесконечности. Жизнь рвется на отдельные сегменты и короткие информационные всполохи. Возможно поэтому появление сборника пьес Анны Яблонской «Театр и жизнь» одесского издательства «Бахва» затерялось в потоке повсеместного сумасшествия. Но именно эта книга стала логичным продолжением недолгого, но невероятно интересного и живого диалога молодого драматурга с читателями (зрителями).

Анна Яблонская погибла 24 января 2011 года во время теракта в аэропорту Домодедово, оставив после себя более 30 сценариев и пьес. Недописанная, отрезанная на полуслове история человека обрела плоть и кровь в книге, изданной родителями и друзьями автора. Под толстой, почти семисотстраничной коркой сборника мирно соседствуют как популярные, так и малоизвестные тексты разных лет: «Лодочник», «Язычники», «Где-то и около», «Выход к морю», «Семейные сцены» и многое другое. Систематизированные в главы по жанрам (драмы, трагикомедии, сцены из семейной жизни, детские сказки и др.), они наиболее полно отражают весь диапазон драматурга. «Монодиалоги», «Бермудский квадрат» со странными символистскими переходами и таинственными героями, возникающими будто из тумана. Вполне земные и реалистичные «Язычники», невероятно точно рифмующиеся с сегодняшним днем. Полудокументальный «Здесь был Гоголь». Разный, но чрезвычайно человечный мир драматурга Анны Яблонской разговаривает с читателями сотнями языков и интонаций, провоцирует неудобные вопросы и поднимает острые темы в декорациях «кухонной драмы». Кажется, что разновозрастные герои драматурга выстраивают долгое (в целую книгу) многоголосье на тему жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти, чрезвычайно честно и открыто при этом общаясь с нами.

Вероятно, выбранный составителями принцип градации текстов по жанрам отнял у читателя возможность проследить путь драматурга во времени. Понять, как изменилась Анна Яблонская за эти десять лет. И изменилась ли она… При чтении сильно не хватило датировок в финале, поскольку, как уже говорилось выше, пьесы несколько перемешаны. Маленькое упущение, еле заметное глазу, привело к тому, что из поля зрения читателя ускользнул любопытный нюанс (опять же в порядке наблюдения): монодраматичная и лиричная в начале своей творческой биографии, Яблонская с течением времени обрела реалистическую ясность и конкретность в выборе героев, определении мест действий. Но при этом оставила необходимый в настоящей литературе и театре воздух (растворенный в ремарочном, подзаголовочном комплексе) для режиссера и интерпретатора.

Резюмируя, можно сказать, что колоссальное наследие Яблонской, очень рано ушедшей из жизни, требовало и требует дальнейшего изучения и уточнения. А замечательный сборник, вышедший в мир благодаря усилиям самых близких людей, — переиздания и прочтения.

Хочется верить, что в непростой ситуации книжного рынка «Театр и жизнь» все же займет пустующее место на книжной полке любителей и исследователей современной драматургии и привлечет внимание «своих» режиссеров, готовых работать со старыми-новыми текстами Анны Яблонской. А кроме того — примирит враждующие стороны, став своеобразным «выходом к морю» пусть не на геополитическом, но хотя бы на драматургическом уровне.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

  1. Григорий Яблонский

    Самым близким людям, коллегам и друзьям Ани, которые не просто приняли участие, но сделали всё возможное и невозможное для выхода в свет этой книги, дорога оценка рецензента Петербургского театрального журнала. А друзей будет всё больше, потому что время драматурга Анны Яблонской по-настоящему только начинается. Верно: книга должна оказаться и на пустующих полках, и в руках любителей и исследователей современной драматургии. И, конечно, в театрах у «своих» режиссеров… Как это сделать в наши, простите, «опять окаянные дни»? Драгоценный книжный багаж из Одессы для меценатов Москвы и Петербурга, дорогущие бандероли в Россию, Эстонию, Германию и Соединенные Штаты, слава Богу, дошли. Сейчас есть 2 варианта заказать и получить книгу. Обратиться к организатору и редактору издания (автору этого комментария) по электронной почте — soauthor_greg@ukr.net
    Зайти на сайт одесского издательства и сделать свой заказ там — http://www.vuzkniga.ua/books/1000290/1000212

    Есть и самый простой, он же самый экономичный путь: будете в Одессе, позвоните мне по телефону: городскому 49-57-26, или мобильному 0937417204. Так без всяких торговых наценок можно взять и привезти книги для группы друзей.

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога