Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

18 апреля 2011

ВЫХОД В ГОРОД

Михаил Дурненков. «Хлам». Центр драматургии и режиссуры (Сцена на Беговой).
Режиссер Марат Гацалов, художник Ксения Перетрухина

Пункт назначения — Москва. Станция метро — Беговая. По переходу — налево и прямо-прямо-прямо мимо пивных ларьков, по обочине трассы, по направлению к кубам новостроек из стекла и металла. Заблудиться невозможно, в метро с января висит табличка с загадочным сочетание «ЦД и Р», то есть — «Центр драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина», одно из мест прописки «Новой драмы». Дорога петлистая, люди на пути встречаются разные. В основном, колоритные алкоголики из раннего Василия Сигарева или гастарбайтеры из Александра Родионова. Самая что ни на есть «человеческая комедия». Конечно, с выпадением ключевого звена в лице московских манагеров, но присутствие их, проносящихся мимо на машинах и обдающих тебя доброй струей густой индустриальной грязи, можно почувствовать. «Per aspera ad astra». Перейдем к делу, вернее, к спектаклю.

Погружение в «Хлам» начинается с физического столкновения с горой ненужных вещей по левую руку от входа в зал. Коробки, стол, компьютер, просто балки, сваленные неподалеку от стульев (всего в зале три вытянутых ряда), создают некоторое неудобство при прохождении публики на свои места. Еще больший дискомфорт и недоумение испытывают люди, обнаружившие на своем стуле чью-то рубашку или книгу. Иногда не садятся, ждут хозяина. Напрасно. Все эти вещи-помехи — часть сценического пространства, созданного Ксенией Перетрухиной (художницей и женой драматурга Михаила Дурненкова). Хлам на столах, хлам в головах, хлам в зрительном зале. Практически все предметы, использованные в художественном оформлении, были привезены из съемной квартиры Ксении. Подлинность вещей и подлинность ситуаций. Именно с подлинностью, равно как и с темой насилия (с причинами его возникновения в современном мире), пытаются разобраться автор пьесы Михаил Дурненков и режиссер Марат Гацалов. И если в тексте Дурненкова тема насилия несколько нивелируется, то у Гацалова она становится лейтмотивом спектакля (все друг друга убивают и все друг друга потребляют).

Сцены из спектакля «Хлам» Марата Гацалова

Если попытаться кратко пересказать сюжет «Хлама», получится многослойная история, начавшаяся с того, как провинциальный парень Толстый влюбился в «плохую» девушку Лену, из-за чего ее «бывший» пырнул незадачливого Ромео ножом. Параллельно с этими событиями в далекой Москве начинающий драматург Филипп задумал сюжет пьесы, героем которой в финале оказался сам Толстый. Путаная витиеватая история с несколькими сюжетными линиями и легкой претензией на документальность включает в себя слабо совместимых (на первый взгляд) персонажей: любящих друг друга молодых домушников, настоящих романтиков с большой дороги Сашу и Дениса (Ирина Вилкова, Даниил Воробьев), женатого сценариста Филиппа (Никита Емшанов), предприимчивого продюсера (Константин Гацалов), педагога университета Попова (Игорь Воробьев), матерей наркоманов Анну Григорьевну и Марию Григорьевну (Диана Рахимова и Людмила Соловьева), влюбленного паренька по кличке Толстый (Роман Фомин) и расчетливую девушку Лену (Светлана Иванова). Объединяющим во всей этой круговерти событий и героев становится секонд-хенд, где они встречаются по странному стечению обстоятельств. Толстый приходит туда, чтобы убить возлюбленную, парень которой являются держателями данной торговой точки, Филипп забегает в секонд из бани, чтобы прикупить вещей, поскольку его собственная одежда была украдена в парилке. Словом, условность и придуманность угадывается во всем.

Сцены из спектакля «Хлам» Марата Гацалова

Поскольку по ходу повествования граница между реальностью и вымыслом стирается, автору приходится волевым усилием одного из персонажей пьесы, Продюсера, прервать действие. Продюсер говорит Филиппу, что все написанное — это неправда и ерунда. «Сделаем так. Я сейчас отойду на часик, а вы посидите здесь в переговорной и накидайте мне, в черновую, схематично, другой план. Без всех этих превращений, скачков, левитаций и прочего бреда. Четко и однозначно — о человеке и о его предназначении». Подумав, Филипп отказывается от своего текста. Берется за очередное «мыло» с «нормальными» героями и понятными историями. Словом, ставит жирную точку на своей творческой карьере.

В спектакле точка сменяется многоточием: финальная сцена здесь — видеокадры с экстремистами. В пьесе — конформизм героя, принятие им предложенной Продюсером ситуации, в спектакле — настоящий бунт против социальной нормы. Театр через эти завершающие спектакль документальные кадры делает шаг в сторону реальной, не выдуманной жизни.

При этом в спектакле сохранена и необходимая мера театральности. Минимумом приемов — световыми акцентами (художник по свету — Алексей Наумов), условным делением площадки на сектора (дом Марии Григорьевны, компьютерный стол Попова, офисное помещение, второй этаж небольшой металлической конструкции, с которой периодически спускаются на веревочных креплениях Саша и Денис, баня, сложенная в правом углу из коробок) воссоздано личное пространство каждого героя.

Вот одна из сцен. Перед нами вытянутые в линию тележки с одеждой. Актеры прогуливаются по площадке, периодически подходят к вещевому хламу, роются в нем, присматриваются, выбирают вещи. Вдруг слегка взволнованно сцену пересекает Филипп — сутуловатый, неуверенный в себе молодой человек в очках, черном костюме и кедах. Он старательно отдирает из груды стульев, перемотанных скотчем, верхний и ставит к столу, ожидая Продюсера. Через пару секунд появляется Продюсер — брутальный бизнесмен с уверенной походкой и легкой небритостью на щеках. Далее следует простой, понятный разговор о гонораре, неловкая пауза во время звонка жены Филиппа и следующая сцена на берегу реки уже с другими героями и о другом. Переключения от одного эпизода к другому осуществляется стремительно. Луч света падает на небольшую лестницу, прислонившись к которой, стоит Лена. Актриса Светлана Иванова в предыдущей сцене играла жену Филиппа, но сейчас, очень точно поменяв характер, пластику, манеру речи, накинув голубую куртку и натянув ярко желтые сапоги, Иванова перевоплотилась в другую, провинциальную девушку, подружку крутого парня.

Некоторые актеры исполняют в «Хламе» несколько ролей. Даниил Воробьев наряду с Денисом играет Мелкого — друга наркомана. Константин Гацалов — Пьяного, Парня, Продюсера. Причем, каждого из персонажей он делает так филигранно, что, к примеру, опознать в ширнувшемся «стручке» бывшего бизнесмена можно с большим трудом.

Лаконизм, простота и предельная ясность игры и мизансценических построений — отличительная черта этого спектакля, парадоксальным образом сочетающего в себе захламленный мир потребления и живых полнокровных героев, готовых чувствовать, страдать, убивать.

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога