Гиперминималистская эстетика, в которой режиссер церемонии Дмитрий Волкострелов придумал и провел церемонию «премии для молодых», пришлась как нельзя впору Новой сцене Александринского театра. Казалось, будто смотришь позднебеккетовскую пьесу без слов, но с ремарками, и где опосредованы все коммуникации.
Номинанты, для которых в том месте, где положено быть сцене, построили своего рода трибуну с местами, оказались буквально «в центре внимания», окруженные зрительскими рядами с трех сторон. Кроме того трибуна номинантов была отграничена с двух сторон рядами столов, за которыми расположились «операторы» с рабочими ноутбуками.
«Продолжительность первого явления не более 5 минут», «продолжительность третьего яваления не менее 1 минуты» — сообщали титры на большом экране за спинами номинантов. И пока по этому экрану ползли имена и названия спектаклей, там же онлайн транслировались лица номинантов, их реакции, оценки, попытки обыграть не для всех привычную ситуацию «крупного плана».
После «оглашения» кандидатов на лучшую роль второго плана на экране появился белый вордовский лист с дрожащим курсором, и чья-то неуверенная рука вывела: «МЭТЬЮ МАККО…», потом передумала и написала «ГРИГОРИЙ ЧАБАН». За Чабана, который, как оказалось, именно в этот вечер играл на сцене Театра имени Ленсовета своего «прорывоносного» доктора Шпигельского, комментировать ситуацию вышел Илья Дель. «ГРИША — МОЙ ДРУГ. Я ОЧЕНЬ РАД ЗА НЕГО» — вывел он, заняв место одного из операторов.
И так далее. Все лауреаты «Прорыва» — кто с торопливыми опечатками, кто с затейливыми грамматическими ошибками — комментировали свои победы и писали благодарности МАМЕПАПЕОЛЕ с ноутбуков. Так, когда художник Константин Соловьев написал «Олян. Кричи. Обещала», заполошный девичий голос из зала выкрикнул: «Костя, ты лучший!!!» А Екатерина Арсеньева (сама номинант в области театрального менеджмента), вышедшая вместо отсутствовавшего на церемонии Максима Диденко, полностью взяла ситуацию в свои руки: «Максим очень благодарен жене. Прекрасная, знаете, женщина».
Композитор Настасья Хрущева (к слову сказать, тоже лауреат специальной премии Номинационного совета «Прорыва» 2015) и ее музыканты — арфа, флейта, фортепиано, виолончель и, кажется, тромбон, — рассредоточенные по всему залу, за трибунами, в свою очередь, давали музыкальный комментарий действию.
Одним словом, церемония была придумана так ненавязчиво и «по делу», остроумно и с безошибочным чувством стиля, что тут же захотелось сочинить для Дмитрия Волкострелова какую-нибудь специальную номинацию «Прорыва» и сразу вручить ее.
Решение жюри, возглавляемого в этом году Григорием Козловым, не вызвало ни малейшего внутреннего сопротивления. Лучшей актрисой была названа Гала Самойлова за роль Акакия Акакиевича в спектакле «Шинель. Балет». Лучшим актером — Максим Фомин за роль Арбенина в спектакле «Маскарад Маскарад». Лучшим художником — Константин Соловьев за «Нос», поставленный Денисом Хуснияровым в лаборатории «ON.Театр». Лучшим режиссером стал Максим Диденко за «Шинель. Балет». Также жюри наградило специальным призом актерский ансамбль спектакля Джулиано ди Капуа «Жизнь за царя».
С полным списком номинантов и лауреатов премии «Прорыв» можно ознакомиться на ее официальном сайте.
Простите, но композитор церемонии — Дмитрий Власик. Спасибо!