Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

11 мая 2019

В ЦЕНТРЕ

Второй фестиваль независимых театров «Центр».
Никитинский театр, Воронеж

Долгое время театральная жизнь Воронежа ассоциировалась только с именем Михаила Бычкова, режиссера, основателя и художественного руководителя Воронежского Камерного театра, а также Платоновского фестиваля искусств. Ситуация начала меняться, когда в 2011 году Борис Алексеев, тогда еще актер все того же Камерного театра, и его жена Ирина создали свой проект — «Театр Одного». Подобно тому, как молодые семьи переезжают в квартиры побольше, уже к сезону 2016/17 супруги Алексеевы открыли новый Никитинский театр. Он расположился в здании ДК Железнодорожников, где раньше обитал все тот же Камерный, — в общем, родовые связи тут крепкие. И уже в 2018 году в Воронеже появился новый театральный праздник — фестиваль независимых театров «Центр».

Программа второго фестиваля отличалась разнонаправленностью. Организаторы поделили спектакли на две категории: театр на сцене и театр в городе.

Открывал фестиваль «Театр 18+» из Ростова-на-Дону со спектаклем «Ханана» (режиссер — Юрий Муравицкий). Режиссер вместе с художником Екатериной Щегловой выстроили на сцене мир, ужасающая обыденность которого показана через условность балаганного театра. На сцене павильон, три стены которого, включая фасадную, закрыты прозрачной парниковой пленкой. Артисты, как они есть, из боковых кулис заходят в сценическую коробку, но как только попадают в пространство за пленкой, их тела, голос и мимика деформируются. Люди становятся похожи на уродливых непропорциональных деревянных кукол: их жесты резки и топорны. Периодически они застывают в статуарных позах, кажется, что действие на время замирает. Ироническое отстранение подчеркивается зонгами, написанными специально для спектакля Денисом Третьяковым (ростовская группа «Церковь детства») и им же исполняемыми. Он комментирует происходящее в ходе перестановок между действиями, напоминая как хор античной трагедии, так и тамаду на сельской свадьбе (зонги исполняются под звуки баяна, музыкант на протяжении спектакля находится на сцене).

В центре истории — семья из российской глубинки. Наталья (Светлана Лысенкова) — мать и жена, тянущая на себе быт, смиренно терпящая все жизненные невзгоды. В ее безропотности обнаруживается парадоксальная сила русской женщины — возможность стерпеть абсолютно все, молча и покорно. Ее муж Боря (Анатолий Матешов) — инфантильный тихий мужичок. Их сын Сашка (Александр Гайдаржи) запойно читает книги. Когда прочтет хорошую — спокоен, когда плохую — пьет, дебоширит и насилует мать. С ними в доме живет и любовник матери Петр Семенович (Владимир Воробьев) — рассудительный, надежный мужик. Их страшный быт показан с детальным укрупнением всех мрачных подробностей. Жизнь течет сама собой — размеренно и повседневно. За время спектакля каждый, подобно фольклорному персонажу, проходит обряд инициации: перемены, как кажется — к лучшему, не приносят героям счастья. В финальной сцене Наталья качает на коленях Сашку, ставшего после прочтения Библии блаженным дурачком. Она держит сына на руках, как Мадонна — младенца, но придерживая рукой автомат. Она готова защищать своего сына и привычный уклад жизни до конца.

«Сонм». Мастерская Дмитрия Брусникина.
Фото — архив фестиваля.

Представители «Мастерской Брусникина» — одного из самых модных творческих объединений страны — показали моноспектакль Василия Буткевича «Сонм», поставленный художником Семеном Ступиным. Они также обратились к теме насилия, исследуя в спектакле судьбу серийного убийцы Чарльза Мэнсона, создателя и руководителя секты «Семья», на счету которого в том числе убийство беременной жены кинорежиссера Романа Полански. Фокусируя внимание на ранних годах Мэнсона, режиссер и актер создают экзистенциальный трип, в котором массовое убийство кажется логичным завершением судьбы несчастного мальчика, выросшего без любви. Буткевич оправдывает своего героя, делая акцент на его неприкаянности и жажде любви, желании встроиться в нормальную жизнь, которой он не знал.

Хип-хоп спектакль «1:40» — совместный проект команд FUNKY PRODUCTION и MAD FOOT CLANE (Санкт-Петербург — Липецк — Воронеж). Демонстрация физических возможностей молодых бибоев поддерживалась наивно-ироничными видеосюжетами их будней, текстовыми вставками с пояснением терминов хип-хоп культуры. Хореографические номера чередовались с монологами героев о нелегкой судьбе бибоев. Проект стал интересной попыткой соединения театра и уличной культуры, разнообразившей афишу фестиваля.

В спектакле «Цыганский барон» Никитинского театра, поставленном Николаем Русским по собственному рассказу, узнаваемый метафизический трип, свойственный сценическим мирам режиссера, достигает апогея: два действия спектакля практически повторяют друг друга. Второе — это искаженное отражение первого, в котором ироническое звучание сменяется трагическим. Весь спектакль — набор ассоциативных видений, которые сопутствуют встрече фрезеровщика Алексея (Борис Алексеев) с цыганкой (Марина Демьяненко). Их встреча рифмуется со встречей народа с вождем, после которой остается только кровавый дождь. «Цыганский барон» — действие почти шаманское с намеренными длиннотами и повторами, с китчевым саундтреком, в котором «Руки вверх» и «Ночная трость» встречаются с «Балладой о матери». Спектакль если и подчиняется какой-то логике, то сновидческой, — это кошмарный мучительный сон, который может продолжаться бесконечно, подобно тому, как идут и не останавливаются кровавые дожди.

«Чайка». Центр современной драматургии.
Фото — архив фестиваля.

Центр современной драматургии из Екатеринбурга привез постановку Рината Ташимова «Чайка», премьера которого состоялась в 2016 году. Однако спектакль все еще жив. Это авторское высказывание о природе театра, чья жизнь показана со всех сторон: тут есть и пьянки с оргиями, и тяготы творческих метаний, и нищета, и мечты — сбывшиеся и несбывшиеся. Спектакль наследует карнавальной природе Коляда-театра (производным которого является ЦСД), его китчевой эстетике и склонности к массовым вокально-хореографическим сценам.

За пределами театральных площадок были представлены два променада и два спектакля, проходивших в баре. Артем Томилов представил проект площадки Скороход «табортаборт» и променад по улицам Воронежа «Число любви». В моноспектакле Владимира Кузнецова «Табортаборт» сложно отделить актера от режиссера, режиссера от автора, актера от персонажа. Так, режиссер и автор текста Томилов постоянно присутствует на площадке, как бы помогая своему герою рассказывать историю. Кузнецов, точный и тонкий артист, достоверно и предельно доверительно рассказывает собравшимся в баре зрителям о своей жизни, рефреном утверждая: «Мы не выбираем, в какие времена рождаться». Основной вопрос спектакля: «Зачем вообще рождаться, если в любой момент твоя жизнь может оборваться, ведь она не имеет никакой ценности?» Его впрямую ставит герой, он же возникает и благодаря рифмованию многочисленных абортов: если автор текста все-таки «родил» на свет героя, несмотря на сомнения в оригинальности своего замысла, если мать героя родила его, хоть и не планировала беременности, то страна в бесконечных войнах абортирует своих граждан безо всяких угрызений совести. Ее инструмент — танки, производящие въедающийся в сознание звук: «табортаборт».

«Табортаборт». Площадка «Скороход».
Фото — архив фестиваля.

Променад Томилова, состоящий из трех частей, — пьесы, которую надо прочитать до спектакля, собственно прогулки по городу и аудиофайла, который предлагается прослушать после завершения спектакля, — оказался менее удачным, чем «Табортаборт». Пьеса Олеси Лихачевой представляет собой монолог девушки Саши, размышляющей о взаимоотношениях со своим парнем, тоже Сашей, отсылающий к разным воронежским локациям. Во второй части две группы людей, одна из которых идет по «женскому» маршруту, а другая — «по мужскому» (я шла по нему), полтора часа носятся по воронежским улицам, едва успевая за своим проводником в желтом дождевике. Ему нет никакого дела до зрителей: он живет своей жизнью, изображая активные поиски чего-то то в мусорке, то в кустах. По дороге мы собираем артефакты, в которых содержится личная переписка режиссера с девушкой, пока не доходим до ж/д рельсов под каким-то мостом, где наш герой пишет на стене: «Она мне нравится, но я стесняюсь…» и резво убегает вдаль, оставив растерянных зрителей на произвол судьбы. И, наконец, третья часть — почти часовой аудиотрек с записью шума дождя и звуков города. К сожалению, части пазла плохо монтируются в единое целое, сама прогулка скорее утомительна, чем увлекательна, но как первая попытка променада в Воронеже — любопытна сама по себе.

«Орфей не придет».
Фото — архив фестиваля.

Более удачной оказалась бродилка «Орфей не придет» Олега Христолюбского, начинающаяся у ворот городского морга и заканчивающаяся на набережной реки Воронеж. Здесь зритель становится душой, которую провожают в последний путь, постоянно напоминая, что в жизни важно успеть сделать самое простое и самое важное, потому что Орфей ни за кем не придет. Организаторы фестиваля объединили два променада в один цикл, получивший название LOVE AND DEAD. Перекличек между ними мало, но можно сказать, что оба напоминают, что в жизни важно успеть сделать то, что хочешь, и уж точно не надо стесняться. И, кстати, если променад Томилова и не удовлетворил эстетически, но зато, по замечанию режиссера, позволил участникам сжечь целых 300 ккал.

В баре HARAT’S PUB прошел спектакль-концерт «НЕтрезвая жизнь» (режиссер и автор идеи — Дмитрий Егоров), где артисты со сцены приглашали зрителей если не в партнеры, то в собутыльники. На каждом столе — бутылка водки и простая закуска. Артисты новосибирского «Красного факела» на сцене поют, читают монологи и вспоминают судьбы советских культурных героев: Шпаликова, Володина, Бродского, Довлатова, Ерофеева, Битова — и все это смешивается с блатными мотивами Аркадия Северного. Команда спектакля, романтизируя героев ушедшей эпохи, пытается понять природу жизни и творчества российского человека. Алкогольные возлияния, приправленные актерской иронией по отношению к историческим реалиям, здесь носят почти сакральный характер, становясь лекарством от слишком твердого мира.

Помимо спектаклей, в программу фестиваля вошли читки пьес учеников Воронежской школы драматургии, организованной Никитинским театром, лекции театроведов Кристины Матвиенко и Глеба Ситковского, режиссер Юрий Муравицкий и драматург Герман Греков представили фильм «Разбор», а закрылся фестиваль концертом инди-рок группы «Курара» во главе с ее фронтменом, звездой Коляда-театра, актером Олегом Ягодиным. В общем, жизнь этого молодого фестиваля насыщена и разнообразна, а главное, она только начинается, а это значит, что «Центр» нас еще удивит.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога