Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

23 декабря 2010

[ТПАМ], ИЛИ НАЗАД К АРТИСТОТЕЛЮ

С 16 по 21 декабря в Петербурге проходил фестиваль «Театральное пространство Андрея Могучего»

«Театральное пространство Андрея Могучего» (сокращенно — ТПАМ) снова удивило. В прошлом году причиной удивления стала масштабность этого «фестиваля одного театра» и его открытая, подвижная структура. Теперь же организаторы максимально «замкнули» фестиваль, сделали его герметичным, почти конспиративным. Спрятавшись в квартире 18 дома 22-24 по Большому проспекту ПС, Могучий и компания допустили к своим экспериментам лишь некоторых коллег — актеров, режиссеров, драматургов и представителей арт-прессы. Шаг этот более чем оправдан, ведь отличительная особенность «Пространства» — ориентация на решение внутренних задач. В 2009 году таковой была самоидентификация Формального театра, подведение итогов 20-ти лет жизни под руководством Могучего плюс поиск новой точки отсчета. Такая точка всегда — болевая, проблемная. Судя по формату и тематике нынешнего фестиваля, Андрей Могучий и его единомышленники видят основную проблему во взаимоотношениях режиссера и текста. А точнее, если говорить о постановках по современной драматургии, взаимоотношениях режиссера и драматурга.

Мы как-то привыкли, что полноправным автором спектакля является режиссер. Да, в опере уже довольно давно работают в связке: дирижер — режиссер — сценограф. Иногда и в драматических проектах встречаются связки такого рода. Да, документальный театр выдвигает драматурга на позицию «соавтора», а кое-кто вообще поговаривает, что главное творческое звено в нынешнем процессе — продюсер. Да, на Западе свободно гуляет термин пост- и даже пост-постдраматический театр, что подразумевает разрушение театральной иерархии, командную режиссуру и прямое участие зрителя в конструировании сюжета. Тем не менее, режиссер остается если не единственным, то главным создателем театрального произведения и все технические и творческие процессы замыкаются на нем. Особенно это актуально у нас, где столь развита система государственных стационарных театров.

На фестивале «Театральное пространство Андрея Могучего».
Фото — Борис Павлович

Андрей Могучий ставит режиссерское единовластие под сомнение. А что, если настало время режиссеру делегировать часть своих полномочий драматургу? Что, если увлекшись играми с текстом, созданием собственно сценических, «над- и подтекстовых» смыслов, режиссер забыл о том, что театр может просто рассказывать историю? Возможно, пора возвращаться к Аристотелю и заново учиться ЧИТАТЬ ПЬЕСЫ?

Могучий не случайно вводит в лабораторную дискуссию понятие «сюжетный театр» и настаивает на строгой его дефиниции. В сюжетном театре мы следим именно за развитием истории, то есть театральный сюжет определяется сюжетом драматургическим. Внимательное чтение пьесы может дать строгое, понятное, «кристально чистое» искусство — кажется, в этом главный посыл прошедшего фестиваля. Но вот проблема: всякий ли режиссер может назвать себя хорошим читателем? В театральных институтах будущие демиурги сцены учатся вместе с актерами, что дает большой сценический опыт, но вместе с тем и серьезные ограничения. Нельзя же всерьез думать, что действенный анализ — единственный способ работы с драматургией. Возможно, молодым режиссерам серьезно не хватает навыков работы с текстом — того, чем владеют (должны владеть) профессиональные драматурги. Само взаимодействие с драматургом вызывает определенные сложности — не всегда можно с легкостью впустить постороннего в свой замысел. Нужно найти баланс. Практическая часть фестиваля стала попыткой такого рода поиска.

На ТПАМ разворачивался хэппенинг. Театральным пространством, то есть местом действия, объявили бывшую коммунальную квартиру. Не ту, художественно отремонтированную, в которой происходили дискуссии и мастер-классы, а ту, что находилась напротив и пребывала в живописном, неприкосновенном виде — с пролешинами стен, остатками лепнины на потолке, разнообразными вещами и вещицами, брошенными здесь прошлыми поколениями жильцов.

Недели за две до фестиваля квартиру осматривали тандемом «драматург-режиссер» (пар набралось семь: Михаил Дурненков/Дмитрий Волкострелов, Максим Курочкин/Борис Павлович, Ярослава Пулинович/Евгения Сафонова, Юрий Клавдиев/Олег Еремин, Ольга Стрижак/Сергей Хомченков, Наталья Ворожбит/Лера Суркова, Дмитрий Юшков/Александр Артемов).

После осмотра места, драматург и режиссер были обязаны совершить совместное действие. Драматург должен был написать короткую пьесу, а режиссер после пары дней осмысления поставить ее (желательный хронометраж — двадцать минут).

Показ Дмитрия Волкострелова и Михаила Дурненкова.
Фото — Борис Павлович

Любопытный эксперимент даже для сторонних наблюдателей, не говоря уже о самих участниках.

Тут нельзя не отметить важную педагогическую составляющую проекта. Ведь поглядите, за последние годы в Петербурге так и не появилось хоть сколько-нибудь значимых спектаклей, созданных молодыми режиссерами. Важная, хотя и спорная по своим художественным результатам, Лаборатория «ON. ТЕАТР» обнаружила кризис режиссерской педагогики в нашем городе. Фестиваль Могучего, напротив, дал мощный режиссерский тренинг. Нетривиальное пространство, потенциально конфликтная драматургическая основа, ограничение по времени, наконец, возможность обратной связи с более опытными коллегами, — чего еще желать для проверки собственного режиссерского языка? Анализ получившихся проектов — отдельный большой разговор. Кое-что можно почитать в дневнике фестиваля, видеосъемку получившихся режиссерско-драматургических опытов посмотреть на сайте Формального театра. Но многие вещи так и останутся «для внутренней кухни» и обнаружат себя, будем надеяться, в будущих спектаклях режиссеров-участников.

На фоне коллизий, разворачивающихся во время ночных коммунальных репетиций и на дневных показах, мастер-классы служили скорее островками отдохновения. Для этой, теоретической части лаборатории, Могучий пригласил замечательных театральных людей, режиссеров, архитекторов, продюсера,- чтобы те рассказали о себе, о театре своей страны, о себе в театре своей страны и заодно обеспечили участникам ту самую «обратную связь», оценив их работы свежим европейским взглядом.

Мастер-классы на ТПАМ проводили режиссер Аттила Виднянский, режиссер и драматург Кристиан Смедс, театральный продюсер и критик Аудронис Люга, режиссер Эрик Содерблем. В ближайшие дни в блоге «Петербургского театрального журнала» мы опубликуем выдержки из мастер-классов — те моменты выступлений, которые показались нам наиболее любопытными.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога