Театр на Литейном. Сценарий Романа Смирнова,
Александра Безрукова, Екатерины Строгановой.
Постановка Р. Смирнова, аранжировка и музыкальное руководство Д. Федорова

«От создателей „Квартирника“…» — гласит надпись на афише-растяжке у входа в театр. Стандартный рекламный ход, призванный, во-первых, напомнить об успехе предыдущей постановки (что, в общем, правомерно — спектакль до сих пор идет с переаншлагами, и в зрительской среде звучит даже словечко «культовый»), во-вторых — привлечь внимание к новому проекту, — несомненно и на редкость уместен. «Тень города» оказался связан с «Квартирником» не только формально (тот же режиссер, музыкальный руководитель, состав исполнителей), но и эстетически — как вторая часть некой театральной дилогии. Жанр — спектакль-концерт, принцип работы с материалом — «мозаика», композиция — свободный монтаж, камерное пространство обнаженной черной сцены, где в глубине поблескивают музыкальные инструменты, а расстояние между актерами и первым рядом можно считать в сантиметрах… темы, приемы, обаятельные персонажи, наконец, общая атмосфера старых добрых ленинградских «квартирников», — все как будто «сквозное», все перекликается, образуя единое смысловое поле…
Однако, перед нами не совсем «клон». Если «Квартирник» упрекали в слабости драматургической линии, то на этот раз все в порядке: есть четкие фабульные линии, есть динамика, эпизоды соединяются не произвольно. Глядя в программку, где авторами названы, кажется, несколько десятков «петербуржцев и гостей нашего города» (от Достоевского до Виктора Цоя) несколько теряешься — но напрасно. Вообще, по мастерству вторая часть, безусловно, убедительнее первой. Актеры играют с завидной самоотдачей, демонстрируя такой вокал и пластику, что любо-дорого глядеть. Но… в случаях с «продолжениями» это «но», к сожалению, неизбежно.
На мой скромный взгляд, в «Тени…» не хватает главного — Города. Его место занимает «набор открыток», вроде тех, какие продают туристам на Невском… Есть все, даже шуточки над москвичами (по-моему, лишь про «Зенит» ничего не прозвучало — а какой простор для импровизаций!), но появился при этом привкус какой-то тиражированности. И финальная «Пачка сигарет», в отличие от «Александра Исаевича…», звучит, на мой личный взгляд, совсем не так искренне, как задумывалось…
(познавательная увертюра)
Царь Петр был солдат
Бравурен и усат
Под группу «Ноль»
Плясал кадриль
Под «Настю» —
Краковяк
(презрительно-гордый эпиграф)
Москва
Се моветон
У них же деньги есть!
Вульгарным комплиментом
Не купишь нашу честь
(увлекательное развитие сюжета)
Вот страшный грубый мент
А вот и антипод
Поверьте мне
В конце концов
Один из них споет
(хмельная и горькая завязка)
Не пора ли Мармеладову
Затянуть свою балладу
Да похлеще, позабористей
Растиражить свои горести
(неожиданно подкравшаяся развязка)
Вот город Петербург
А вот и Ленинград
И чья-то тень за мной следит
И нет пути назад
(патриотически напряженное ожидание конца)
Если у спектакля видишь три финала
Если анекдот лет двадцать как не брился
Если шепчет Цой тебе куплет на ушко
Значит любишь ты плеск Грибоканала,
Значит помнишь как стреляет
Петра и Павла пушка.
(резюме спектакля)
Наш ты парень — мировой!
Иди-ка к нам в охапку!
…Петр, Эрмитаж, мосты,
Достоевский и «Кресты»,
Цой, Бутусов, Чиграков,
Двор-колодец, Мойки ров…
Водка, балалайка, Путин,
И меховая шапка!
Комментарий — пять с плюсом!