Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

7 июня 2012

ТЕАТРАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ В КУКЛАХ И КРАСКАХ

Открылась персональная выставка,
посвященная 50-летию творческой деятельности Н. И. Поляковой

В Санкт-Петербургском Музее хлеба, что на Лиговском проспекте, открылась выставка Нелли Поляковой. Экспозиция приурочена к пятидесятилетию творческой деятельности известного петербургского художника театра кукол: представлены фотографии, живописные и графические работы мастера; эскизы и макеты театральных декораций, куклы, программки спектаклей, оформленных Нелли Ивановной. Всего около ста экспонатов. Часть экспозиции посвящена публикациям о творчестве Н. Поляковой в книгах и журналах.

В представленных уникальных объектах — полувековая история кукольного театра не только Санкт-Петербурга — России. Нелли Полякова окончила Ленинградский театральный институт им. А. Островского (в настоящее время — Академия театрального искусства), класс Н. П. Акимова. Как художник работала в ТЮЗе им. Брянцева, Театре им. Комиссаржевской, Театре Сатиры, Санкт-Петербургском государственном кукольном Театре сказки, в Москве, Ярославле, Вологде, Хабаровске. Всего в списке ее работ — более ста пятидесяти спектаклей, многие из которых становились лауреатами театральных премий и фестивалей.

Фото — Юрий Гаевский

Полякову знают в театральном мире как сильную, волевую личность, среди режиссеров она по праву считается коллегой, партнером. «С Нелли удобно работать. Ее опыт настолько силен, а эрудиция обширна, что она уже давно сама может ставить спектакли», — шутил на открытии известный петербургский режиссер-кукольник Николай Боровков (в шутке этой есть и большая доля истины: за последние несколько лет Полякова успела выпустить несколько кукольных спектаклей как режиссер).

По словам самого художника, свою «чрезмерную» волю и трудный характер она привыкла уравновешивать постоянным кропотливым трудом — ее любимым занятием неизменно остается разработка макетов (к сожалению, это имеющее богатую традицию мастерство сегодня понемногу исчезает из постановочной практики, кукольники все чаще предпочитают обходиться эскизами и компьютерными проекциями). «Процесс создания, обдумывания макета меня успокаивает, настраивает на мирный лад», — признается Нелли Ивановна (традиционно сотрудничающая с лучшими мастерами-макетчиками ленинградского-петербургского-российского театра).

И действительно, миниатюрные декорации, расположившиеся в стеклянных витринах, поражают чистотой, тщательностью исполнения. У каждого макета свой характер, органика, природа существования. К примеру, декорации и костюмы к сказке «Конек-Горбунок», в оформлении которых обнаруживается соседство христианской и языческой символики, явно сразу задают правила сценической игры. Цвет, фактура, материал, наличие традиционного, для древней Руси рисунка, внешнее родство куклы с дорелигиозным идолом — все указывает на стихийность взаимодействующих сторон, что вполне отвечает литературному материалу Ершова. А вот сценография, костюмы и куклы из спектакля «Петрушка» (по мотивам балета Стравинского) отсылают зрителя к живописным полотнам начала ХХ века — времени, когда театром занимались великие Бакст, Бенуа, Судейкин, Сомов.

Фото — Юрий Гаевский

Представлена на выставке и любимая работа художника: спектакль «Черная курица» (по сказке А. Погорельского) — эту постановку, в соавторстве с разными режиссерами, Нелли Ивановна оформляла четырежды на разных площадках России и ближнего зарубежья. Куклы во всех версиях — тростевые, именно к этой системе Нелли Ивановна питает наибольшую симпатию. Увидеть «Черную курицу» можно и сегодня в петербургском кукольном Театре сказки: несмотря на солидный сценический возраст, история мальчика Алеши и его дружбы с фантастическим подземным народцем (в постановке Н. Боровкова) вызывает неизменный интерес у юной публики. Впрочем, не меньшим зрительским вниманием пользуются и другие совместные постановки Поляковой и Боровкова, идущие в том же театре: «Карлик Нос», «Дюймовочка», «Аладдин и волшебная лампа», «Зеленая кровь»; куклы, макеты декораций и даже программки к ним занимают значительную часть экспозиции.

Конечно же, один из самых значительных объектов на выставке — портрет работы Н. П. Акимова. Не столь важно, что здесь представлен не сам акимовский оригинал. Интересно другое: изображенная в «фирменной» графической манере, с репродукции нам улыбается молодая, немного задумчивая особа, в чьем спокойном и строгом взгляде читаются разом наивность, непосредственность, простота и лукавство. Те качества, которые Нелли Ивановне удалось не просто сохранить, — сделать их неотъемлемой частью собственного театрального пространства. Именно о них и говорили сегодня коллеги Н. И. Поляковой — Н. Боровков, В. Фильштинский, Е. Любомирова, Н. Бродская, — пришедшие поддержать и поздравить мастера с открытием персональной выставки.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога