Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

3 сентября 2013

ТЕАТР, РАСПАХНУТЫЙ К ГОРОДУ

Большой драматический театр, наконец, открыл карты. 2 сентября в Каменноостровском театре прошла пресс-конференция, в которой помимо Андрея Могучего, художественного руководителя БДТ, приняли участие художественный руководитель театра «Практика» Иван Вырыпаев и художественный руководитель Таллиннского городского театра Эльмо Нюганен.

Были озвучены планы как на текущий сезон (они, главным образом, связаны со сценой Каменноостровского театра), так и на следующий. Проекты обоих приглашенных режиссеров ориентированы на модернизированное пространство БДТ-Главного, а он, как уже известно, откроется только в мае. Следовательно, премьеры Нюганена и Вырыпаева мы увидим только в сезоне 2014-2015-го. И если эстонский режиссер, связанный с БДТ «Аркадией» и хорошо знакомый с труппой, по поводу своих планов высказался достаточно неопределенно: «Возможно, это будет Бунин, а, может быть, Чехов», то Вырыпаев был предельно конкретен. В БДТ он поставит свою пьесу «Пьяные», премьера которой в Дюссельдорфе запланирована на январь, а в Петербурге, скорее всего, пройдет осенью 2014 года. По словам Вырыпаева, ему нужна большая сцена — чтобы было где разместить довольно многочисленных персонажей пьесы.

И. Вырыпаев, А. Могучий, Э. Нюганен. Пресс-конференция в Каменноостровском театре.
Фото — архив театра.

Но прежде чем мы увидим премьеры Вырыпаева и Нюганена в БДТ, петербургским зрителям представится возможность ознакомиться с творчеством режиссеров. До конца 2013 года в рамках фестиваля Формального театра «Европейское театральное пространство в Петербурге» будут показаны «Танец Дели» (Театр Народовы, Варшава) и «Иллюзии» (театр «Практика», Москва) Ивана Вырыпаева, «Я любил немку» (Таллиннский городской театр) Эльмо Нюганена.

Здесь же, на Каменном острове, в течение 2014 года свои новые спектакли представят Анджей Бубень, Евгений Ибрагимов, Федор Лавров…

В Каменноостровском театре пройдет и первая премьера самого Могучего в качестве художественного руководителя БДТ — «Алиса в стране чудес» по мотивам Льюиса Кэрролла. О премьере режиссер предпочел не распространяться. Сказал лишь, что будет занято старшее и среднее поколение театра, Алиса Бруновна Фрейндлих и Олег Валерианович Басилашвили в том числе. «Алиса» будет сочиняться вместе с артистами в течение трех месяцев.

Первым же спектаклем Могучего на основной сцене БДТ станет «Что делать?» по роману Чернышевского, чья визионерская составляющая, очевидно, будет значительно усилена.

На «ожиданный» вопрос журналистов по поводу реконструкции здания на Фонтанке Могучий сказал, что сцена будет функционировать как лего-конструктор. То есть появится возможность создавать любые пространственные конфигурации: от идеально ровного планшета до полного отсутствия сцены. Архитектурную концепцию БДТ-Главного его художественный руководитель сформулировал как «театр, распахнутый к городу», слышащий его голос и проблемы. Эта идея отчасти воплотится в некой «зоне просвещения», связывающей город и театр, в которую войдут музей, ресторан, пространство, где будут проводиться экскурсии и детские программы. «Признаю, что задачи амбициозные, но мы начнем аккуратно, возможно, с проб и ошибок». При этом была тщательно проартикулирована мысль, что в технической оснастке нового БДТ не появится ничего уникального — те возможности трансформации сцены, какими будет располагать Большой драматический, есть сегодня в арсенале каждого приличного европейского театра.

По словам Могучего, деятельность БДТ будет связана с двумя направлениями: сохранением и популяризацией прошлого театра и созданием художественного пространства, ориентированного на современную европейскую режиссуру.

Со вторым все понятно: театр ведет переговоры о постановках с Кэти Митчелл, Кристианом Смедсом и Тиитом Оясоо. Что касается первого, то уже в декабре БДТ им. Г. А. Товстоногова примет на своей площадке лабораторию фестиваля ТПАМ, которая пройдет под девизом «Товстоногов. Метод». В этом году ее программу курирует режиссер Александр Савчук (театр Lusores). В ходе лаборатории молодые режиссеры из Америки и Европы будут изучать творчество Товстоногова на примере его постановок, в частности, «Идиота».

В одной из реплик Андрей Анатольевич подчеркнул: «Главным для меня был, есть и будет артист» и, словно предвосхищая преследующие его упреки в «формализме» и увлеченности гаджетами (они, по счастью, на этот раз не прозвучали), рассказал о своем впечатлении от фотографии «Идиота» 1957 года, где Иннокентий Смоктуновский «так смотрит на партнершу», как «никто и никогда в современном театре давно уже не смотрит. По крайней мере, в российском». Так что можно ожидать, что далеко идущие реформы Могучего затронут не только архитектуру театра, но и произведут заметный сдвиг в архитектонике актерской души.

Комментарии (1)

  1. Анатолий

    Скорее всего, театральный Петербург ждет очередное разочарование…

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога